«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?

«Сон в продленке — сплошное мучение». Можно ли отказаться от тихого часа в саду и школе?

Для многих детей послеобеденная «сиеста» в продленке — та самая ужасная штука, из-за которой ходить в детский сад (школу) вообще не хочется. Родители при этом недоумевают: «Если ребенок совсем не спит днем, почему ему не разрешить бодрствовать? Неужели укладывание через силу идет на пользу?». Разбирается в вопросе вместе с экспертами Ребёнок BY.

5625 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Каждое утро, собирая сына в детский сад, Марина слышит от него жалобное: «В группе весело, но потом надо два часа спать. Я не хочу! Мама, скажи, чтобы меня не укладывали в кровать». Мама уже говорила об этом воспитательнице, и не раз. Но та лишь разводила руками: режим есть режим. Поэтому Марина снова просит сына не капризничать, а постараться поспать. Хотя бы сегодня.

Для Ольги вопрос сна в продленке — нечто большее, чем просто подпорченное настроение с утра:

— У моей дочки волнение просто зашкаливало, когда воспитатели укладывали ее в кровать на тихий час. В сентябре дочь пошла в первый класс, и я специально искала группу продленного дня, где бы позволили не спать. Нашла, написала заявление, но… нас туда не взяли! Сказали, что моей девочке нет 7 лет, а значит, по санитарным нормам она должна днем отдыхать.

При этом знакомые рассказывают Ольге, что в школах, куда ходят их дети, все иначе: сон необязателен. Женщина возмущена:

— Почему же наши воспитатели и директора прикрываются санитарными нормами? Почему я не могу решать вопрос дневного сна сама, учитывая, что фактически такая возможность — не заставлять мою дочь спать — у школы есть? Сон в школе для нас — сплошное мучение. Как разобраться в этих правилах и нормах?

Разъяснить санитарные нормы мы попросили заведующую отделением гигиены детей и подростков Минского городского центра гигиены и эпидемиологии, врача-гигиениста Татьяну Островскую:

— Дневной сон для детей младшего возраста предусмотрен во всех учреждениях образования. Отдых необходим для сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности и так далее. Об этом говорится в пункте 61 Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования (Утверждены постановлением Совмина № 525 от 7 августа 2019 года – прим. редакции).

Татьяна Островская уточняет: правила распорядка в группе продленного дня также прописаны в Положениях, которые каждая школа или детский сад разрабатывают отдельно.

— То есть сон — обязательный компонент, введенный специально, он помогает снять эмоциональную нагрузку. Не забывайте: обучение для маленького ребенка — новая деятельность, и он нуждается в восполнении сил.

— А что делать, если ребенок совсем не спит днем?

— Никто не заставляет родителей водить детей в группу продленного дня. В школе и детском саду ответственность за обучающихся несут администрация, учителя, воспитатели, а дома — родители. Считаете, что ребенку спать не нужно — забирайте его после обеда домой.

По словам Татьяны Островской, если в школе или саду нет условий для организации сна, это считается нарушением.

— Нам говорят: «А вот в такой-то школе спать не кладут». Значит, нет возможности, и это очень плохо. Если мы придем с мониторингом или проверкой и увидим, что маленькие дети в группе продленного дня не спят в положенное время, то расценим ситуацию как неправильную, которую надо устранять.

— Воспитатель может пойти родителям навстречу и не укладывать «хронически неспящих» детей в кровать?

— Правила в учреждениях образования одинаковы для всех. Представьте, что начнется, если воспитатель будет подходить ко всем избирательно. Чей-то ребенок не ест, чей-то не спит, чей-то не любит ходить на улицу или в бассейн... Может, в частных школах (детсадах) с малочисленными группами и найдут возможность подстроиться под всех… Но частники тоже обязаны обеспечивать условия для дневного сна.

«Предложите во время сна... помечтать»

Итак, из комментария врача-гигиениста следует, что отказаться от тихого часа в продленке нельзя. Остается подстраиваться под ситуацию. Спросили у психолога Анны Масилевич, как это сделать с наименьшими эмоциональными потерями для ребенка.

— Среди малышей найдутся те, кому обязательно нужно днем отдохнуть, и те, кто не нуждается в дневном «успокоительном», — говорит эксперт. — Все дело в типах нервных систем. Родителям в любом случае не надо переживать из-за того, что их сын или дочь не вписываются в какие-то нормы. У каждого свой биоритм. Заставлять маленького человека спать — точно не надо. Мамы-папы должны сначала принять ситуацию, сказать себе «все нормально», «есть, как есть», а затем — искать компромисс.

Психолог советует: 

1. Почаще разговаривайте с ребенком на волнующую его тему (в данном случае о сне в продленке). Тогда ожидание тихого часа не будет для него столь травмирующим.

Во время разговора предложите сыну или дочери устроиться поудобнее — на кровати. Сами прилягте рядом. В спокойной обстановке ребенок приблизится к своим переживаниям, которые испытывает во время дневного сна, но при этом останется в безопасности, рядом с родителем.

2. Предложите ребенку назвать тихий час в продленке «часом мечтаний». Пусть он строит приятные планы, думает о том, как после сада-школы вы встретитесь всей семьей и пойдете в кафе или почитаете любимую книжку.

3. Дайте ребенку маленькую игрушку «для продленки». Во время тихого часа он сможет погладить любимую машинку или котенка, вспомнить о доме и успокоиться.

Когда и о чем следует поговорить с воспитателем:

— Если ребенок рассказывает, что во время тихого часа ему не дают высунуть ногу из-под одеяла или принуждают лежать с закрытыми глазами, это перебор, — считает психолог. — По сути, малышу не позволяют владеть собственным телом, это очень плохо. Такие ситуации надо обязательно обсуждать и просить воспитателя снизить требования.

— Если детям не разрешается брать в кровать любимую игрушку. Скажите воспитателю, что ваш ребенок так успокаивается. И если он тихонько будет возиться с машинкой, пока все спят, от этого выиграют все. Втайне от воспитателя давать игрушки не надо: так вы поставите под удар ребенка, которому могут сделать резкое замечание. Если в саду, ссылаясь на эпидемиологическую обстановку, не разрешают приносить личные вещи, замените плюшевую игрушку на пластмассовую. Сообщите воспитателю, что постоянно обрабатываете ее антисептиком.

В целом психолог советует родителям пообщаться с воспитателем еще до того, как ребенок пойдет в школу или детский сад:

— В каком-то смысле наши педагоги — заложники устоявшихся правил. В той же Германии, например, работа детских садов и школ организована иначе: комнаты для отдыха оснащены кроватями, и детям предлагают (не заставляют) прилечь поспать. У нас же воспитатели обязаны уложить на дневной сон всю группу. Но с другой стороны, важно, как именно они это делают. Воспитатель может посидеть рядом, за руку подержать, сказку включить. И я знаю педагогов, которые делают так, что всем детям на продленке хорошо. Поэтому при выборе школы или сада, ориентируйтесь прежде всего на отзывы о персонале, а не на хороший ремонт.

Елена Орлова

Источник: Ребёнок BY


5625 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронный сборник «Руководство по обработке персональных данных в учреждении образования»

Соблюдение требований законодательства о защите персональных данных является важным для всех школ! Нарушение этих требований может привести к серьезным штрафам и потере...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 263
2
• • •

Трудовые договоры и ПВТР: привели в соответствие с ТК?

В связи с принятием постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.11.2023 № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда Рес­публики...
№ 2 (146) 2024 Косько Юрий,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 700
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок