Пчеловодство и военный перевод. Какие в школах могут быть факультативы, и как на них записаться

Пчеловодство и военный перевод. Какие в школах могут быть факультативы, и как на них записаться

Существуют ли в школах «обязательные» факультативы, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

772 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Образовательный процесс в школе — это не только урок. У каждого белорусского ученика есть возможность разнообразить свое расписание: добавить в перечень обязательных к изучению предметов довольно интересные позиции. На национальном образовательном портале мы нашли сотни факультативов, которые предлагаются детям. «Элементы эстетики в математике», «Соревновательная робототехника» и даже «Введение в биотехнологию». Направления разные и где-то даже неожиданные с точки зрения школьного образования. Сама идея выбора подобных дополнительных занятий очень хороша — это позволяет ребенку выстроить индивидуальную траекторию учебы. Правда, к ним много вопросов. Например, сколько вообще может быть у школьника факультативов, какие из них обязательные и учитываются ли они в аттестате? Об этом беседуем с заместителем директора по научно-исследовательской работе Национального института образования Ольгой Зеленко.

Право выбора

 Урок — основная форма организации образовательного процесса. Но помимо него есть и иные занятия — поддерживающие, стимулирующие и собственно факультативные.

Последние также длятся 45 минут, но учащиеся посещают их исключительно по желанию. Поэтому выражение «обязательный факультатив» — неверное. Ребенок выбирает то, что ему по душе. Например, для учеников младшей школы разработан факультатив «Шахматный всеобуч», для тех, кто постарше, — «Алгоритмизация и программирование», или и вовсе эксклюзив — «Пчеловодство» и «Военный перевод». Правда, при организации таких занятий в школе учитываются не только запросы детей и их родителей, но и возможности учреждения образования: есть ли соответствующий педагог, имеется ли материально-техническая база. Например, существует программа факультативных занятий «Основы робототехники». Для них необходимо специальное оборудование.

Важно и количество желающих заниматься этим направлением.

Группа создается при наличии не менее трех учащихся, если речь идет о школах в сельской местности, и не менее пяти — в городе или большом поселке. Родители пишут заявление, и учащиеся занимаются, — уточняет Ольга Зеленко.

Юные программисты

Самые популярные в школах факультативы — те, которые позволяют расширить знания по определенному предмету. Например: «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» (6-й класс), «Алгебра учит рассуждать» (7–11-й классы), «Глобальные проблемы современности» (11-й класс). Немало факультативов разработано для одаренных и талантливых школьников, участвующих в олимпиадах, исследовательских конкурсах.

Выбор есть и для тех, кто хочет расширить границы школьного образования. У нас нет в учебном плане такого предмета, как логика, но есть факультатив для 1–4-го классов. Еще пример — «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch». К слову, эти занятия выбирают многие столичные учреждения образования. В начальной школе не изучается программирование, но современные дети занимаются этим направлением с удовольствием. Для многих факультативов разработаны и выпущены пособия.

Есть факультативы, которые ориентируют учащихся на выбор профессии. Например, в школах функционируют четыре вида профильных классов: педагогические, аграрные, спортивно-педагогические и военно-патриотические. Ребята, которые выбрали эти направления в дополнение к профильным предметам, изучают факультативы, например «Введение в педагогическую профессию» или «Готовы Родине служить».

Ежегодно в списке появляются новые позиции. Так, в 2021-м ребята 5–6-х классов стали изучать «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Введено несколько факультативных занятий спортивной направленности. Например, у младших школьников — «Детская легкая атлетика», у 5–11-х классов — «Играем в бадминтон» и др.

4К-навыки

У факультатива, в отличие от урока, нет жестких рамок, безусловного следования программе, на нем не выставляют отметки. Он предполагает разнообразные формы работы и видов деятельности. Можно провести занятие в музее или театре, сходить на предприятие, встретиться с ученым или писателем. Это свободная форма, предполагающая творчество и неформальное взаимодействие, дискуссии, дебаты, деловые игры.

Мы понимаем, что современным учащимся важно владеть навыками общения в коллективе, уметь работать в группе и ставить цели, планировать их достижение, нести личную ответственность за результат. Поэтому в следующем году в рамках научного исследования НИО будет разрабатывать учебно-методические комплексы для факультативных занятий, предполагающих проектную деятельность. Дети на таких занятиях будут развивать так называемые 4К-навыки: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командную работу, — подчеркнула О. Зеленко. — Они необходимы для успешной социализации. И как правило, такие гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает строить карьеру. Ответственность за их развитие несет в том числе и школа. Мы предполагаем, что в этом помогут факультативные занятия межпредметного содержания, которые позволят выйти за строгие рамки учебной программы. Например, если ребята будут изучать достопримечательности родного края, им понадобятся знания из разных областей: географии, искусства, литературы. Скажем, они смогут спланировать новые экскурсионные маршруты, защищать собственные проекты. И в этой комплексной работе приобретут важные для жизни компетенции.

Цена вопроса

Все факультативы бесплатные и уже предусмотрены типовым учебным планом для каждого класса. Например, для 5–8-х в неделю отводится 6 часов на стимулирующие, поддерживающие и факультативные занятия. Каждая конкретная школа вправе определять, сколько учебного времени отвести на то или иное занятие. Например, 2 часа — на факультативы, а остальные — на поддерживающие и стимулирующие.

Сведения о пройденных учеником факультативных занятиях вносятся без выставления отметок в аттестат и свидетельство об общем базовом образовании.

Авторский штрих

Может ли учитель создать авторскую программу занятий? Безусловно!

— Педагог в этом случае обращается в региональный институт развития образования, где разработанная им учебная программа проходит рецензирование. Далее она поступает в НИО, где рассматривается в установленном порядке. При положительном решении утверждается Министерством образования. И такие примеры авторских факультативных занятий есть, — рассказала Ольга Зеленко.

 Справочно: поддерживающие занятия позволяют ликвидировать пробелы в знаниях, предполагают индивидуальную работу педагога с учеником.
Стимулирующие занятия направлены на повышение познавательной активности ребенка, развитие способностей учащихся, которые готовятся к конкурсам, исследовательским проектам, олимпиадам. 

Источник: Агентство «Минск-Новости»


772 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Люби то, что делаешь, делай то, что любишь»: интервью с директором ГУО «Мокранская средняя школа» Малоритского района Валентиной Владимировной ЛИТВИН

Представляем вашему вниманию интервью с тем самым директором, который пишет полезные статьи по самоконтролю, пользующиеся огромным успехом у наших читателей. О самосоверш...
№ 7 (151) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 225
9
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок