Опубликованы учебные программы пяти утвержденных школьных факультативов

Опубликованы учебные программы пяти утвержденных школьных факультативов

Минобразования утвердило учебные программы пяти школьных факультативов. Соответствующее ведомственное постановление № 75 от 21 июня 2024 г. официально опубликовано 11 июля на Национальном правовом интернет-портале, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

847 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Документ вступает в силу 12 июля. Им утверждены следующие учебные программы факультативных занятий для учреждений образования, реализующих программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания: для 3-4-х классов — «Когда учиться легко. В мире знания и познания» и «Когда учиться легко. В мире культуры»; для 4-го класса — «Когда учиться легко. В мире общения» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский язык); для 8-го (9-го) класса — «Культура иноязычного речевого общения» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский язык); для 10-го (11-го) класса — «Межкультурное взаимодействие на иностранном языке» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский язык).

В мире знания и познания

Программа «Когда учиться легко. В мире знания и познания» рассчитана на два года и состоит из пяти модулей: «Учусь логически и творчески мыслить», «Учусь планировать и осваивать способы действий», «Учусь работать с текстом и информацией», «Учусь общаться и сотрудничать», «Учусь познавать и развивать себя».

Цель занятий — развитие у учащихся личностных качеств и познавательных процессов, связанных с мышлением, коммуникацией, самопознанием на основе освоения метапредметных способов учебно-познавательной деятельности.

Задачами факультативных занятий определены развитие познавательной мотивации у учащихся в процессе выполнения ими различных видов интеллектуальной, коммуникативной и рефлексивной деятельности; закрепление навыков решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, ориентированных на формирование умения учиться; обеспечение социализации личности через накопление опыта взаимодействия и сотрудничества; формирование рефлексивного опыта, способствующего устойчивому развитию личности, самопознанию и самообразованию.

В мире культуры

Программа факультатива «Когда учиться легко. В мире культуры» направлена на формирование функциональной общекультурной грамотности учащихся 3-4-х классов учреждений общего среднего образования и состоит из трех модулей: «Мир белорусов», «Родное слово», «В гармонии с окружающим миром».

В числе задач этих занятий — формирование потребности в обогащении знаний о различных аспектах белорусской национальной и мировой культуры; овладение умениями, которые позволят ориентироваться в национальной и мировой культуре, интерпретировать информацию о важнейших аспектах белорусской и мировой культуры, решать учебно-познавательные и творческие задачи. Еще занятия призваны воспитывать нравственно-этические качества, гражданственность и патриотизм, а также развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности.

В мире общения

Программа факультативных занятий «Когда учиться легко. В мире общения» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский язык) для 4-го класса ориентирована на развитие когнитивных, познавательных и творческих способностей учащихся средствами иностранного языка, на создание потребности в самообразовании и саморазвитии.

Занятия также направлены на формирование языкового сознания личности, ее направленности на извлечение смыслов, на получение сведений, которые помогут принять правильное решение в конкретной ситуации. Еще факультатив призван формировать готовность к успешному социальному взаимодействию и решению стандартных и нестандартных задач межкультурной коммуникации.

Кроме того, ставится задачи по воспитанию культуры мышления и культуры совместной деятельности в процессе решения коммуникативных задач, а также по воспитанию нравственной культуры учащихся и пониманию национальных ценностей.

Культура иноязычного речевого общения

Программа предназначена для 8-го (9-го) класса и призвана сформировать у учащихся готовность использовать иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) с учетом языковых, речевых, этических и моральных правил речевого и неречевого поведения для эффективного решения задач продуктивного речевого общения в контексте учебной познавательной и социокультурной деятельности.

Для достижения этой цели предполагается среди прочего расширять знания о культуре стран(ы) изучаемого иностранного языка, исторических и современных реалиях, мировой культуре в сравнении с культурой родной страны.

Прописаны и рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся. Это анализ печатных, аудио-, видео-, аутентичных тематических материалов на родном и иностранном языках; мозговой штурм; проблемные вопросы; коммуникативные, культуроведческие, проблемно-поисковые приемы и задания; задания на сравнение информации, составление и заполнение графических организаторов; работа с электронными образовательными и информационными ресурсами; тематические презентации; работа в малых группах; ролевое и игровое моделирование; беседа; театрализация; заполнение карт само- и взаимооценки.

Межкультурное взаимодействие

Актуальность факультативных занятий «Межкультурное взаимодействие на иностранном языке» для 10-го (11-го) класса заключается в необходимости создать условия для формирования у учащихся целостного системного социально ориентированного взгляда на поликультурный многоязычный мир и демонстрации собственной гражданской, нравственной и культурной идентичности в процессе межкультурного иноязычного общения.

В ходе занятий предполагается развивать способность к креативному синтезу информации и идей, наработать опыт в решении проблем общения в устном и письменном форматах для адекватного выражения собственных мыслей, эмоций, состояний.

В числе других задач — развитие готовности грамотно принимать ответственные самостоятельные решения в стандартных и нестандартных условиях межкультурного взаимодействия, развитие способности актуализировать и мобилизовать знания, умения и ценности, а также разработка стратегий монологической, диалогической, полилогической речевой деятельности и тактик выбора стилистических приемов, оригинальных афоризмов и нестандартных оборотов речи в соответствии с целью высказывания.

Источник: Агентство «Минск-Новости»

847 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Можно ли использовать планшет вместо учебников? Комитет по образованию дал разъяснения

С наступлением учебного года в редакцию стали поступать вопросы от родителей, касающиеся организации образовательного процесса в школах, сообщает корреспондент агентства...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 613
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок