Идея создания социального проекта «Нулевое сентября» принадлежит белоруске Ольге Шаратуте, которая несколько лет занимается интеллектуальным волонтерством в сфере маркетинговых коммуникаций и является основателем и руководителем первого в России агентства социально ориентированного маркетинга RedMe.
— Когда началась пандемия и бизнес пришлось перевести в онлайн, я смогла приехать к родным в Беларусь.Так как я приехала за несколько недель до начала учебного года, все больше разговоров было про детей и подготовку к школе. После общения с сестрой, друзьями семьи, у которых есть свои дети, я узнала, что в Беларуси тема буллинга малоизвестна широкой аудитории. А ведь это важная международная проблема, — рассказывает Ольга.
Проблема буллинга актуальна и в нашей стране. Для оценки ситуации с насилием в отношении детей в 2018 г. в нескольких государственных учреждениях образования под эгидой ЮНИСЕФ было проведено исследование. Оказалось, что каждый второй ребенок, который учится в учреждении общего среднего образования, и два из пяти учащихся учреждений профессионально-технического образования подверглись насилию в школе.
При этом о травле рассказали 53,3 % учащихся 8−11-х классов интернатных учреждений, 60,1 % — 5−7-х классов учреждений общего среднего образования и 82,1 % учащихся 5−7-х классов интернатных учреждений.
Цель платформы — повысить осведомленность белорусов о травле среди детей и ее последствиях и объединить усилия единомышленников. Чтобы привлечь к проблеме буллинга как можно больше внимания, разработчики проекта поставили перед собой цель — запуститься к 1 сентября
— С момента появления идеи до рассылки релиза было 192 часа, — вспоминает собеседница. — Яркое название «Нулевое сентября» возникло не случайно.Несуществующей датой в названии проекта мы хотели сказать: проблема актуальна вне зависимости от числа на календаре.
Как специалисту в области разработки и реализации социальных проектов в сфере маркетинга и креатива Ольге Шаратуте до запуска «Нулевого сентября» уже приходилось работать с темой буллинга среди детей в России. Так, например, существует организация «Журавлик», реализующая антибуллинговую программу в детско-юношеской среде «Травли.нет». За годы работы она собрала серьезную базу знаний (инструкции, брошюры, видео, статьи и т. д.) и активно распространяет для широкой аудитории свои наработки через сотрудничество в том числе с коммерческими брендами.
— Именно АНО «Журавлик», а также эксперты из стран СНГ, с которыми я консультировалась, помогли оперативно собрать качественный контент для проекта «Нулевое сентября». Я искала специалистов, которые работают с темой травли среди детей в Беларуси, но выяснила, что как таковой отдельной организации или сформированного сообщества по теме сейчас нет. Однако есть отдельные организации, в рамках которых ведется масштабная деятельность. Так мы познакомились с коллегами из ЮНИСЕФ, обсудили возможности сотрудничества. С самого старта идею проекта поддержала Национальная служба психологической помощи.
Основатель проекта уверена, что решить проблему буллинга можно только совместными усилиями детей, специалистов по работе с ними и родителей. Распространение базовой информации способно улучшить ситуацию, ведь даже на нее, как показала практика, есть спрос. Например, после запуска проекта инструкции на сайте, которые помогут разобраться с ситуацией травли, стали запрашивать для печати некоторые белорусские школы.
— Мы распространяем идею того, что нет такой ситуации, когда человек заслуживает травли. Это уже насилие. Родители и окружающие также должны понимать три ключевые вещи: буллинг недопустим, это не то же самое, что конфликт, а ребенок, которого травят, не справится самостоятельно, без помощи взрослых, — поясняет О. Шаратута.
Ольга уверена: узнав о возможности серьезных последствий травли, родители и дети более ответственно подойдут к этому вопросу, что позитивно скажется на уменьшении количества случаев травли среди детей.
— За первую неделю мы получили полумиллионный охват о запуске проекта в СМИ, более 2 000 посещений на сайте и 250 подписчиков в Telegram-канале. Это значит, что люди хотят знать больше и видят проблему.Мы получили поддержку в формате социальной рекламы о запуске проекта в поездах метро. На 240 ЖК-мониторах размещены макет и видео о проекте. Нам важно, чтобы как можно больше людей воспользовались инструкциями, специально созданными для детей и родителей.
Проект начал работу с нулевым бюджетом и только потому, что люди неравнодушны к этой проблеме. Но чтобы развивать платформу, основатели хотят привлечь коммерческие бренды и инвестиции.
В планах — сотрудничество с мобильными операторами, заведениями общественного питания, семейными магазинами одежды, которые заинтересованы в том, чтобы разговаривать с потребителями о недопустимости травли. Вместе с ними планируется запустить YouTube-сериал, основанный на реальных историях буллинга среди детей и подростков.
— Кроме работы с брендами хотим узнать, кто вообще в этой теме. Если нашим специалистам нужно больше информации, то следует приглашать зарубежных психологов для обучения и обмена опытом. Мы заинтересованы в том, чтобы на сайте появилась карта контактов специализированных центров по работе с детьми по всей стране. Благодаря прямому общению с психологами мы знаем, что дети крайне редко обращаются к ним самостоятельно. Поэтому, например, на сайте Республиканского центра психологической помощи существует чат, который доступен с понедельника по пятницу, — поясняет Ольга.
На платформе будут стараться обеспечить все условия для того, чтобы ребенок и родители удобным для них способом могли ознакомиться с информацией на тему буллинга и решить проблему с помощью контента, который специалисты будут стремиться создавать и продвигать вместе с неравнодушными людьми.
Источник: Агентство «Минск-Новости»