Как нельзя вести себя взрослым, если ребенка обижают в школе

Как нельзя вести себя взрослым, если ребенка обижают в школе

Если вашего ребенка систематически обзывают, дразнят, запугивают, не хотят с ним дружить, играть или сидеть рядом в школе, если его бьют — это буллинг.  Это насилие, которое не пройдет само по себе, ребенок без помощи взрослого не справится с этой ситуацией. По статистике Республиканского центра психологической помощи БГПУ, в каждом четвертом случае к ним за помощью обращаются из-за конфликтов во время учебы. Ребёнок BY поговорил с психологом центра Татьяной Колас о том, что такое буллинг и как родителю помочь в этой ситуации своему ребенку.

25610 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ребенок дал другому подзатыльник. Это игра или уже насилие?

Здесь важно понимать, как чувствует себя обиженный ребенок и какие эмоции испытывает обидчик. Взрослый должен выяснить, это разовое насилие, буллинг или неудачная шутка?

Долгое время буллинг воспринимался как некая игра и несерьезная проблема. Да, признавалось, что есть какое-то насилие и травля в школьных коллективах, но было такое мнение, что дети этим «переболеют» и все само разрешится. Сейчас специалисты уверены, что последствия буллинга очень серьезные, и сказываются они не только на жертве, но и на свидетелях насилия и самом агрессоре.

Что родителям нужно знать о буллинге?

  • Это всегда неравенство сил.
  • Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю.
  • Насилие регулярно повторяется, становится системой.
  • Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера.
  • Прекратить его могут только взрослые.

В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.

С другой стороны, люди все чаще смешивают понятия и используют слово «буллинг» для описания любых конфликтов между детьми. Но это не так. Да, в детском коллективе дети часто ссорятся, спорят, дерутся, но конфликт — это нормальный этап развития группы. Часто он еще больше объединяет детей. Не стоит путать «буллинг» с непопулярностью ребенка или агрессивным поведением. Если взрослые и весь коллектив не поддерживают агрессивное поведение, то буллинг и не возникнет.

Здесь, пожалуй, стоит привести отличительные черты конфликта:

  • равенство сил;
  • случается разово;
  • примерно одинаковая реакция сторон;
  • без серьезных последствий для психики и здоровья;
  • непродолжительность;
  • роли меняются.

По нашим наблюдениям, как правило, дети младшего школьного возраста чаще сталкиваются с физической агрессией: толчками, подножками, подзатыльниками. В начальных классах авторитетом для ребенка является взрослый (учитель или тренер). Именно от его поведения и от того, как он выстраивает систему взаимоотношений в группе, зависит появление и распространение буллинга.

В подростковом возрасте инициаторами буллинга, как правило, становятся ребята, у которых есть определенные трудности, а единственный известный им способ решения — использование власти и своей силы. Подростки чаще подвергаются психологическому и вербальному буллингу: слухи, обидные клички, обзывательства, бойкотирование, игнорирование. Подросшие дети также используют для травли и цифровые технологии, поэтому все чаще мы сталкиваемся с кибербуллингом.

Как должен вести себя учитель, чтобы буллинга не возникло?

Часто учителя в силу незнания не понимают, что в их классе есть буллинг, происходящее воспринимают как игру, шутку или конфликт. Поэтому мы рекомендуем убедиться в том, педагог владеет этой темой, готов услышать детей и вмешаться в ситуацию. Учитель должен уметь предупреждать, вовремя замечать проявления агрессии или насилия и знать, как в этом случае поступать.

Лучше всего, если учитель с самого начала оговаривает с учениками правила поведения в классе. Идеальная ситуация — совместное с детьми создание правил поведения и последствий за нарушения. Например, если кто-то грубо вклинился в очередь в столовую, выгнав кого-то из учеников, то обидчик должен восстановить ценность обиженного, сделать так, чтобы обиженный ученик принял от него извинения.

Учитель не должен сравнивать детей или выделять кого-то на фоне остальных. Противопоставление одного ученика другим может стать триггером для развития буллинга.

Естественно, недопустимы агрессия и физические наказания со стороны учителя, ведь избавиться от насилия при помощи агрессии невозможно. Ни в коем случае учитель не может навязывать ученикам собственные убеждения (религиозные, политические и т.д.) или выделять детей, которые отличаются от других по каким-либо признакам.

Как научить ребенка распознавать насилие в отношение себя

Прежде всего — это открытость, хороший контакт с ребенком и готовность обсуждать эти темы. Родителям важно сформировать у ребенка понимание того, что такое насилие, каким оно может быть, что является игрой, а что насилием, что допустимо в игре или в поведении, а что — нет. Это первый шаг к безопасности ребенка.

Строить разговор с ребенком нужно не напрямую о насилии, а вокруг вопросов безопасности. Обсуждать эти вопросы на понятном для возраста ребенка языке никогда не рано.

Начните с разговора о личных границах. Нужно донести ребенку о том, что есть его тело, и оно неприкосновенно.

Важным для человека является умение сказать «нет», и это не значит, что он плохой и с ним никто не будет играть. Важно научить ребенка спокойно, вежливо, но твердо отказывать на те предложения, которые для него неприемлемы, в том числе внутри семьи.

Можно смотреть с ребенком различные фильмы, читать и обсуждать книги, в которых раскрываются проблемы взаимоотношений детей и подростков, в том числе и проблемы буллинга. Если ребенок случайно стал свидетелем или зрителем сцены насилия, лучше это обсудить и проговорить с ним: что произошло, как человек мог остановить это насилие, что послужило причиной, в какой момент и что можно было бы сделать и т.д.

Как понять, что с ребенком что-то не так

Даже в семье с доверительными отношениями ребенку бывает сложно сказать, что у него в школе проблемы. Иногда дети пытаются это скрыть, потому что боятся расстроить и побеспокоить родителей, или боятся, что родители согласятся с обидчиком и не захотят помочь. Иногда ребенок думает, что ситуация станет только хуже, потому что в классе могут назвать ябедой.

Вот на что родителям стоит обратить внимание:

  • Любые резкие изменения в поведении и настроении ребенка (замкнутость, агрессия, вызывающее поведение, ребенок уходит в комнату и не хочет общаться);
  • Повышенная раздражительность (внезапные изменения настроения, вспыльчивость, жестокость по отношению к домашним животным или младшим детям);
  • Плаксивость, пугливость (ребенок начинает бояться того, что раньше его не пугало);
  • Какие-то физические признаки (синяки, царапины, ссадины), о причинах которых ребенок отказывается рассказывать или намеренно не придает им значения;
  • Нарушения сна, аппетита (долго засыпает, снятся кошмары, отказывается от еды или, наоборот, слишком много ест, с трудом встает по утрам именно в школу);
  • Частая потеря вещей, а также если вещи часто бывают порванными или испачканными;
  • Просьбы о дополнительных карманных деньгах;
  • Жалобы на вещи, которые его раньше не беспокоили. Например, раньше его не волновал его рост, вес, внешность, достаток семьи, а сейчас он на это жалуется;
  • Нежелание ходить в школу. Часто дети могут опаздывать или прогуливать школу, чтобы меньше времени проводить среди сверстников. Либо, наоборот, они задерживаются после уроков, ожидая, когда все остальные дети разойдутся;
  • Снижение успеваемости из-за стресса;
  • Категорический отказ обсуждать происходящее.

Один или даже нескольких признаков не обязательно свидетельствуют о том, что ребенка травят, это могут быть какие-то другие проблемы.

Если ребенок избегает разговора

В этом случае нужно дать понять ребенку, что вы видите, что с ним что-то происходит, что вы чувствуете, что что-то не так, хотите ему помочь и готовы подождать какое-то время, чтобы начать этот разговор. Поясните, что не будете его ругать, что бы это ни было, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь.

Можно побудить ребенка к этому разговору, обсуждая школьную жизнь: что тебе нравится/не нравится в школе? Что ты делаешь во время перерыва? С кем ты проводишь время? А есть ли кто-то, с кем тебе не нравится проводить время, и почему это происходит? Хочешь ли ты поехать куда-то с классом, а если нет, то почему?

Мы уже упоминали совместный просмотр фильмов или обсуждение книг, которые побуждают к разговорам на эту тему. Это хороший способ начать говорить о проблеме.

Как помочь ребенку прекратить буллинг

Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.

Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.

При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.

Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.

Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.

Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.

Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика. Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки». Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.

Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы. Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места. Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.

Последствия буллинга

В конечном итоге эта ситуация ударит по всем участникам процесса: жертве, агрессоре и свидетелям. Но для жертвы последствия могут быть самыми серьезными.

  • Ухудшается успеваемость в школе. Жертве буллинга тяжело полноценно отдаваться учебе: сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, запомнить информацию. Стараясь избежать неприятных ситуаций, дети могут часто опаздывать на уроки или прогуливать школу.
  • Снижается самооценка, ребенок теряет уверенность в себе. Кроме того, часто у детей развивается комплекс вины из-за того, что к ним применяется насилие. И если взрослые или окружающие не обратят на это внимание или будут это усугублять, например, фразами «а подумай, почему тебя обижают?», то со временем пострадавший будет искренне верить, что его есть за что обижать.
  • Развивается депрессия. В некоторых случаях последствия оказываются настолько серьезными, что есть риск суицида.
  • Нарушаются сон и аппетит, появляются боли, у которых нет органической природы (внезапные боли в животе, голове).
  • Появляются сложности в общении. Неуверенному в себе ребенку будет сложно заводить новые знакомства, общаться и в принципе открываться и доверять другим людям. Часто пострадавшие дети сознательно изолируются от сверстников и стараются не включаться в группу. Что касается агрессора, то у него развиваются асоциальные свойства личности. Дисциплинарные меры, которые школа применяет к агрессорам (например, исключение из школы), также скажутся на жизни ребенка В конце концов, буллинг наносит вред всему коллективу — классу, школе, группе, поскольку дети, находящиеся в ситуации, где происходит насилие, всю свою энергию тратят на то, чтобы как-то справиться с этим, и сил на полноценную учебу и занятия у них не остается.

Как нельзя вести себя взрослым

Запрещенные фразы:

«Ты сам виноват», «Это с тобой что-то не так», «Поищи причину в себе», «Ты просто недостаточно сильный, поэтому так происходит» и т.п. 

Если взрослый будет убеждать ребенка, что это с ним что-то не так, со временем жертва найдет в себе эти недостатки и привыкнет к тому, что его за них можно травить.

«Не обращай внимания», «Игнорируй, ему скоро это надоест», «Делай вид, что тебя все устраивает, скоро это пройдет». 

Ребенок поделился с вами самым сокровенным, а вы говорите ему просто «не обращай внимания», «все нормально». Игнорирование агрессора может привести к тому, что он выберет еще более жесткие и опасные способы для травли.

«Научись давать отпор», «Покажи свою мужскую силу, дай сдачи».

Во-первых, в ситуации буллинга обиженный всегда слабее обидчика и просто не сможет ответить или дать сдачи. Во-вторых, насилие никак не может прекратиться при помощи насилия. А в некоторых случаях ребенок, которого обижают в классе, может настолько от этого устать и дойти до такого эмоционального состояния, что в порыве отчаяния действительно может нанести серьезный вред обидчику.

«Попробуй договориться, подружиться», «Сделай что-нибудь, чтобы ему понравиться». 

Напомним, что буллинг — это что-то целенаправленное, человек делает это специально и получает удовольствие или какие-то другие бонусы. Попытки договориться, подружиться или понравиться такому человеку могут привести к еще более серьезной травле.

«Ты не должен ябедничать, это признак слабости». 

Здесь должно быть все наоборот, нужно учить детей говорить о таких ситуациях. Если родители боятся, что, рассказывая о травле, ребенок вырастет «маменькиным сынком», они оставляют его один на один с этой ситуацией. Да, есть конфликтные ситуации, в которых детям важно выяснить все один на один и не вмешивать взрослых. Буллинг к ним не относится.

Что касается свидетелей насилия, то им нельзя советовать «не включаться» в эту ситуацию, потому что «потом самим хуже будет». Такая позиция формирует эгоизм и понимание того, что насилие допустимо.

В сентябре в Беларуси стартовал социальный проект «Нулевое сентября». Цель проекта объединить специалистов по работе с детьми, родителей, СМИ, компании, лидеров мнений, чтобы предотвратить возникновение буллинга среди детей. Самое эффективное средство против травли среди детей распространение идеи о ее недопустимости. На сайте собраны пошаговые инструкции на случай, если вы столкнулись с проявлениями буллинга.

Ирина Антонова

Источник: Ребёнок BY


25610 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – расскажем про историю праздника

По сложившейся традиции в первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – праздник, когда мы с особенной теплотой вспоминаем учителей, воспитателей, препо...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 247
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок