Буллинг в школе. Как научить ребенка противостоять травле

Буллинг в школе. Как научить ребенка противостоять травле

Что делать, если школа для ребенка становится кошмаром. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, как научить подростков и их родителей противостоять травле.

1153 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Заклятые друзья

Для каждого пятого ученика первое сентября означает не День знаний, а начало очередного года травли в школе. Согласно опросам, каждый второй ребенок когда-либо подвергался психологическому насилию. А буллингу, травле в коллективе, — от 20 до 25 %. В 2018 году ЮНИСЕФ провел в Беларуси исследование, которое показало: порядка 11–12 % учеников 5–11-х классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причина — агрессия со стороны сверстников, старшеклассников или учителей.

Мы часто не замечаем, что давно привыкли к буллингу, даже считаем его нормой. Конфликты стараемся замалчивать. Ну дразнят тебя в школе, и что? Или ты молодой специалист, поэтому старшие коллеги на работе могут задавить тебя пусть даже сомнительным, но авторитетом.

Между тем это весьма опасное явление. Человек, систематически подвергающийся насмешкам со стороны окружающих, постоянно находится в подавленном состоянии, а это, увы, прямой путь к психосоматике, депрессии, а в самых критических случаях — к суициду.

Свести к нулю

Конечно, свести буллинг к нулю почти невозможно. Но минимизировать число конфликтов и снизить их остроту вполне реально. Нужно создавать в школе такие условия, которые бы позволили разрешать конфликты на начальном этапе и формировать дружественную среду, уверены специалисты.

С сентября прошлого года в 26 школах Беларуси в рамках образовательного эксперимента реализуется проект «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». Его куратор — Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Министерства образования Республики Беларусь. Программа предусматривает создание в школах механизма, направленного на снижение числа конфликтов среди учащихся — буллинга, психического и физического насилия.

Еще один эксперимент проходит в школах Партизанского района. Его цель — создание целостной системы психологической поддержки в учреждениях образования. Социально-педагогический центр района (СПЦ) закрепил за каждым своим педагогом-психологом несколько школ. Ребята знают, что в случае проблемной ситуации всегда могут обратиться за помощью к специалисту. В наступившем учебном году к эксперименту присоединятся два района.

Аккумулирует и анализирует этот опыт Минский городской институт развития образования. Начальник управления идеологической и воспитательной работы Наталья Карпушева рассказывает:

— Проектов масса, мы отбираем самые интересные. Например, создание мобильных досуговых комнат для детей и подростков. Ребенок может там просто потусоваться, а может поговорить с волонтерами о своей проблеме. 

Или мобильное приложение для детей и подростков «САМ в кубе». Его создали два психолога средней школы № 201. Современное поколение не очень жалует звонки по мобильным, поэтому телефоны доверия для них не подходят. А в этом случае человек может зайти в приложение и, выбирая ответы, описывая свое состояние, понять, что с ним происходит. Два социальных педагога организовали небольшой проект, он за 2 года привел к созданию сайта. Они изучили все спортивные площадки и стадионы города, создали интерактивную карту, и подростки, которые ищут себе занятие, могут зайти на сайт, зарегистрироваться, собрать свою команду онлайн по любому виду спорта — футболу, волейболу, баскетболу. Уже, кстати, прошло несколько товарищеских матчей между такими дружинами.

Чек-лист для родителей

Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в школе? Если он скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • регулярно не хочет идти на занятия, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;
  • в разговорах о школе не упоминает одноклассников;
  • не знает, к кому обратиться, чтобы уточнить домашнее задание;
  • его вещи часто разорваны, испачканы или потерялись.

Каждый по отдельности из этих признаков не может служить сигналом неблагополучия, но несколько вместе — повод насторожиться.

Чтобы понять, есть ли проблема, нужно поговорить с ребенком. Но не давить на него, не спрашивать прямо.

Лучше понять картину происходящего помогут следующие вопросы:

  • Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?
  • Любишь ли ты перемены?
  • Что ты делаешь в это время?
  • Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?
  • Кто из ребят тебе не нравится?
  • Что он делает такого, что тебе не нравится?

Однако не только рассказ о насмешках и травле должен беспокоить мам и пап. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, то проблемы существуют и чадо нуждается в поддержке.

Как поступить родителям, когда они узнали о буллинге: 

  • объяснить ребенку, что, рассказав о проблемах, он не наябедничал, а поступил хорошо: искать помощи — это правильно и нужно;
  • поговорить с классным руководителем, чтобы вместе найти выход;
  • научить чадо не показывать обидчикам, что их слова его задевают;
  • убедить, что счастливый и довольный собой человек никогда не станет оскорблять других. Поэтому большие проблемы именно у того, кто дразнит;
  • обсуждать ситуацию с обидчиком и его родителями лучше только с разрешения ребенка;
  • если проблема зашла далеко и ребенок длительное время подвергается травле, лучшее, что можно сделать, — вывести его из травмирующей обстановки, например, сменив школу. Но просто поменять коллектив недостаточно: необходимо проанализировать ситуацию и научить ребенка правилам коммуникации, а также обратиться к психологу.

Источник: Агентство «Минск-Новости»


1153 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Топ 10 шагов по закреплению молодого специалиста в УОСО

Кадровый дефицит в системе образования ощущается по многим предметным направлениям. Качество и количество специалистов, уверенно или робко входящих в систему общего средн...
№ 11 (143) 2023 Киселев Александр,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 872
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок