История старинной профессии
Каналы Венеции – это настоящий лабиринт, некоторые каналы невероятно узкие, а мосты очень низкие, уровень воды постоянно меняется в зависимости от приливов и отливов. Но гондольеры легко управляют своими длинными, черными, широкодонными лодками. Гондолы (по-итальянски с ударением на первый слог) давно стали частью истории, первое упоминание об этой особенной лодке отмечено еще 1094 году. Уже тогда гондолы были черного цвета, чтобы они не протекали, их смолили. Много веков это был основной транспорт Венеции.
Профессия гондольера возникла в те времена, когда венецианские аристократы стали плавать на частных лодках со своим собственным гондольером, как сегодня шофер в лимузине. Кроме того, гондольер стал еще и своеобразным доверенным лицом, принимая участие во всех мероприятиях, в том числе и в самых секретных. Это была хорошо оплачиваемая профессия, но гондольер должен был быть доступен в любое время дня и ночи. Гондольеры – это типичная городская профессия, в море на гондолах не выходили.
Гондолы и гондольеры были настоящей гордостью Венецианской республики, которая дарила свои уникальные лодки иностранным послам и монархам, а иногда предоставляла в их распоряжение гондольеров, которых в самой Венеции, в лучшие времена, насчитывалось несколько тысяч.
Раньше лицензия гондольера передавалась по наследству от отца к сыну и выдавалась Управлением венецианской коммуны. Еще одним вариантом для тех, кто хотел заниматься этой профессией и не имел близких родственников в этой сфере, была возможность стать «преемником» старого гондольера, у которого не было сына. Также можно было заменить сыновей, не заботившихся о продолжении профессии. При этом молодому, начинающему гондольеру сначала приходилось пройти длительное ученичество.
Затем, после смерти своего хозяина, ему предстояло сдать экзамен, так называемый «тест на веслах». Позже он практиковал свое ремесло на окраине Венеции, жертвуя часть своего дохода вдове старого гондольера в обмен на аренду лодки. Только через несколько лет усилий и жертв он смог стать настоящим гондольером с возможностью работы в центре города.
Как стать гондольером сейчас?
В наши дни, чтобы стать гондольером, уже не обязательно быть сыном гондольера. Однако кандидату должно быть не менее 18 лет и он доложен поступить в специальной школе. Чтобы попасть туда, нужно принять участие в конкурсе, который проходит раз в три-пять лет, а еще нужно быть хорошим гребцом и пловцом с лицензией спасателя.
Три года в школе будущие гондольеры изучают теорию, иностранный язык, искусство и историю Венеции. Еще один год – практика, где учат управлять гондолой, парковать, чистить и ухаживать за ней. Еще полгода в Институте по туризму, экзамены в Промышленной палате, стажировка в Институте гондольеров, и наконец – долгожданная лицензия.
Затем кандидату предлагается стажировка у профессионального гондольера, которая длится от 6 до 12 месяцев. После прохождения стажировки необходимо сдать еще один экзамен – на этот раз практический экзамен, который проходит в присутствии 5 судей-гондольеров. После сдачи экзамена гондольер занимает должность «заместителя», что означает, что он может заменить лицензированных коллег. Пока гондольер является заместителем, он может выбирать, с кем работать и в какой части города. Получив опыт работы, вы можете оформить разрешение на выполнение «постоянной работы» в определенном районе города.
Ассоциация гондольеров
В Венеции существует «Венецианская ассоциация гондольеров». В ее состав входят президент и представители различных кооперативов, которые избираются на один год их коллегами. Это престижная должность, и гондольеры, возившие туристов до выдвижения, плавают меньше, чем раньше. Почему? Потому что они должны организовывать и распределять рабочие места, смены и выходные для всех остальных гондольеров на закрепленных за ними площадках в городе.
Гильдия также регулирует и форму гондольера. Они должны носить темно-синие или черные брюки, черные туфли и рубашку в красную или синюю полоску. Эмблема гильдии гондольеров вышита на рубашках и куртках. Соломенные шляпы с лентами необязательны.
До начала 1990-х гондольеры работали всего от 3 до 5 месяцев в году — с мая по сентябрь. После окончания туристического сезона гондольеры возвращались к менее романтичным профессиям, среди них были маляры, пекари, каменщики, сантехники. С развитием туризма ситуация изменилась, гондольеры становятся все более нужными в любых погодных условиях. Сегодня рабочий день гондольера начинается в 9 утра и заканчивается, когда последний клиент покидает лодку.
Труд гондольера оплачивается довольно неплохо, стандартная получасовая индивидуальная прогулка на гондоле по Венеции до недавнего времени обходилась в 80 евро. После захода солнца тариф повышается до 120 евро. Если есть желание покататься дольше, о цене лучше спросить у гондольера до начала поездки.
За всю историю города не было ни одной женщины, занимающейся самой известной и характерной венецианской профессией. Но в 2010 году первой женщиной-гондольером стала 23-летняя Джорджия Босколо – дочь гондольера. Чтобы освоить эту профессию, считающуюся исключительно мужской, Джорджия прошла все этапы обучения и успешно сдала экзамены. Ее отец – потомственный гондольер, долгое время считал, что это не женская профессия, но дочерью все-таки гордился.
Сергей КИРИК
Источник: 1prof.by