Эксперт: педагог должен уметь включать ребенка с особенностями развития в совместный образовательный процесс

Эксперт: педагог должен уметь включать ребенка с особенностями развития в совместный образовательный процесс

Каждый педагог должен обладать профессиональной компетенцией включать ребенка с особенностями психофизического развития в совместный образовательный процесс. Об этом во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА сообщила директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Хитрюк.

431 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

"Говоря о системе образования, мне бы хотелось изменить акцент с понятия "система специального образования" на понятие "система образования, которая не исключает детей с особенностями психофизического развития". Вот, что очень важно. В этой системе наши дети стали находить достойное место и в образовательном, и в воспитательном процессе. Многообразие форм организации образовательного маршрута, хоть такой дефиниции у нас и нет, но мы понимаем, о чем говорим, дает возможность варьировать включение ребенка в процесс в зависимости от того, в каком актуальном состоянии он находится в данный момент. Еще в начале 20-го века было известно, что психическое развитие не идет по четко выраженным ступеням и этапам, которые прописаны в учебниках. Оно парциальное, оно разное в своей динамике. Сам по себе диагноз не является статическим образованием, он тоже динамичен и изменяется. Поэтому изменяется статус ребенка - изменяются его особые образовательные потребности, это означает, что специальные условия, которые в отношении него создаются, должны быть тоже очень динамичными, они должны пересматриваться. Это возлагает дополнительные функции на те учреждения образования, которые сопровождают практики реализации принципов инклюзии в образовании в нашей стране и практики интегрированного обучения и воспитания", - рассказала Вера Хитрюк.

Он отметила, что главным в этом вопросе являются кадры. "Для системы образования это невероятно важный, ответственный и очень сложный процесс. Встречаясь на разных уровнях, с разными коллективами, с представителями разных социальных, общественных и культурных слоев, говорим о том, что мы сегодня не только готовим специалистов, которые готовы работать с ребенком, с его особенностями, мы хотим в корне изменить способ профессионального мышления и сформировать профессиональную компетентность каждого педагога работать не с ребенком, а при включении ребенка в совместный образовательный процесс. Кстати, в Кодексе об образовании нет понятия класса инклюзивного образования, у нас есть класс совместного обучения. В этом я вижу очень корректную терминологию. Класс совместного обучения кого с кем? Всех, всех детей в этом классе. Это означает, что все те, кто имеет хоть какое-то отношение к детям в образовательном процессе, а это учителя, на уровне дошкольного образования - воспитатели, также это учителя-предметники, педагоги-психологи, социальные педагоги, это администрация учреждений образования разного уровня, - все они должны понимать, что времена функционала, который раньше говорил о том, что какой-то ребенок "не мой, а учителя-дефектолога", они прошли. Мы не должны забывать об этом времени, потому что оно подарило огромный опыт понимания того, кто такой ребенок с особенностями психофизического развития", - подчеркнула руководитель.

Вера Хитрюк обозначила основные реперные точки, которые являются важными в подготовке современных педагогов. "Первое - не только для учителя дефектолога, но и для всех педагогов становится понятным, что любой образовательный процесс мы строим на диагностической основе. И в данном случае речь не идет о знании медицинского диагноза. Речь идет о том, что мы диагностируем особые образовательные потребности. А что это? Это трудности, с которыми сталкивается ребенок. И второй момент, на что ориентируется диагностическая основа, - это понимание причин, которые вызывают эти трудности. И вот здесь мы не можем обойтись без формирования командной работы специалистов. Диагностическая основа не означает, что каждый учитель должен стать учителем-дефектологом или обязательно должен владеть всеми компетенциями педагога-психолога. Но первое, что он должен сделать, - обратить внимание на трудность. Второе, о чем мы мечтаем, о том, чтобы в нашей педагогической культуре появилась фраза: "У меня есть ребенок, который столкнулся с трудностями. И у меня, к сожалению, нет ресурса, который помог бы мне понять, в чем причина этой трудности. Коллеги, обращаюсь к вам за помощью". И с этого момента должна начинаться командная работа. Потому что коллеги, которые имеют дополнительную специальную компетенцию и квалификацию, будь то педагог-психолог, учитель-дефектолог или социальный педагог, приходят на помощь учителю, и они работают совместно. Это то, что мы называем командной работой. Пока мы видим это как задачу, которую должны решать, и чем быстрее мы ее решим, тем комфортнее будет в образовательной среде всем", - констатировала она.

Источник: БЕЛТА

431 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок