Разработка и утверждение учебного плана на 2020/2021 учебный год

Разработка и утверждение учебного плана на 2020/2021 учебный год

При составлении учебного плана необходимо учесть множество моментов: от правильного оформления до отражения перечня обязательных для изучения учебных предметов по классам и количества часов на их изучение; количества учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; обязательной и максимальной допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе и общего количества учебных часов, финансируемых из местного бюджета на проведение учебных занятий и т. д.

Итак, приступим к составлению учебного плана вашего учреждения образования.

Стренковский Сергей

первый проректор Минского городского института развития образования, профессор кафедры управления и экономики образования, доктор исторических наук, профессор

6585 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, разрабатывается учреждением образования, реализующим образовательные программы общего среднего образования, ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида (далее — Типовой учебный план) и утверждается его руководителем по согласованию с учредителем (ч. 1 п. 4 ст. 167 Кодекса об образовании).

Обратите внимание
На 2020/2021 учебный год типовые учебные планы общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 (документ вступит в силу с 1 сентября 2020 г.).

В должностных инструкциях работников сферы образования, содержащихся в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями), участие в разработке учебных планов отнесено к обязанностям ряда руководителей и работников.

Директор совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов. Заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-­воспитательной, учебно-­методической работе) организует разработку учебно­программной документации образовательных программ. Учитель участвует в разработке учебно-­программной документации.

С чего начать?

В разработке учебных планов задействуется практически весь педагогический коллектив учреждения образования. Работу следует начинать на заседаниях методических формирований педагогов при участии заместителей директора по учебной работе с анализа и обсуждения Типового учебного плана, предложений по преподаванию учебных предметов в следующем учебном году, организации профильных классов с изучением на повышенном уровне ряда учебных предметов, допрофильной подготовки по основным структурным компонентам, предусмотренным Инструктивно-­методическим письмом Министерства образования Респуб­лики Беларусь от 24.06.2020 «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (далее — Письмо от 24.06.2020) (скачать письмо можно на сайте Министерства образования), создания групп для проведения факультативных занятий, объединений по интересам, необходимости стимулирующих и поддерживающих занятий в отдельных классах.

Суммировав прозвучавшие на заседаниях методических формирований предложения учителей, изучив предварительные запросы учащихся и их законных представителей на изучение предметов на повышенном уровне, организацию факультативных занятий, занятий объединений по интересам, проанализировав итоги использования часов, выделенных на проведение стимулирующих и поддерживающих занятий, общественно-­полезный труд, заместители директора по учебной работе разрабатывают проект учебного плана. Затем под руководством директора учреждения и с участием профсоюзного комитета проводится обсуждение представленного заместителями директора проекта с вынесением итогов на заседание совета учреждения. Такое обсуждение может проходить и непосредственно на заседании совета учреждения.

Подпунктами 4.1, 4.4 п. 4 Положения о совете учреждения образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 18.07.2011 № 84) к компетенции совета учреждения отнесено рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности; обсуждение проектов учебно­программной документации образовательных программ, программно-­планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением образования.

Обратите внимание
В учебном плане учреждения следует отразить, на основе каких НПА и инструктивно-­методических документов он был разработан; продолжительность четвертей и каникул; в каких классах на III ступени общего среднего образования осуществляется профильное обучение и какие предметы изучаются на повышенном уровне на II и III ступенях; на какие цели выделяются дополнительные финансируемые часы.

Увеличение общего количества учебных часов на проведение учебных занятий

Общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий) при разработке учебного плана учреждения общего среднего образования, увеличивается учредителем учреждения образования в случаях, перечисленных в п. 77 Положения об учреждении общего среднего образования (далее — Положение об УОСО) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями).

Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.

Рекомендуется проводить занятия с детьми, отнесенными к специальным медицинским группам (далее — СМГ) одновременно с учебными занятиями по предмету «Физическая культура и здоровье»: один учитель проводит занятия с учащимися класса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», другой — учебное занятие с учащимися СМГ того же класса. Количество и списочный состав СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом руководителя учреждения общего среднего образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение учебных занятий с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры.

В п. 77 Положения об УОСО также перечисляется случай, касающийся проведения общественно полезного труда из расчета один учебный час в неделю в III–VIII классах и два учебных часа в неделю в IX–XI классах.

Справочно: с 1 сентября 2020 г. вступит в силу норма, в соответствии с которой общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий) при разработке учебного плана учреждения образования, реализующего учебные программы общего среднего образования, увеличивается его учредителем в т. ч. в случае выделения учебных часов на проведение практических учебных занятий по учебной дисциплине «Вождение тракторов», которые определены учебными планами учреждений образования по профессии «Тракторист-­машинист сельскохозяйственного производства» при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (абз. 11 п. 77 Положения об УОСО в ред. постановления Министерства образования Республики Беларусь от 02.12.2019. № 180).

Согласно абз. 6 п. 8 ст. 158 Кодекса об образовании общественно полезный труд — занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

В соответствии с Письмом 24.06.2020 организация общественно полезного труда регулируется п. 71 специфических санитарно-­эпидемиологических требований (утв. постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 07.08.2019 № 525) и приложения 13 к ним.

Справочно: все виды общественно полезного труда должны быть организованы в соответствии с требованиями по охране труда, с учетом состояния здоровья учащихся и требований к специальной одежде (халат, фартук, косынка и т. д.), обуви.

Обратите внимание
Пункт 77 Положения об УОСО содержит указание «увеличивается», а не «может увеличиваться», что делает выделение дополнительных финансируемых часов обязательным для учредителя.

Деление классов на группы

Пункт 54 Положения об УОСО в обязывающей форме устанавливает случаи, в которых производится деление классов на группы при изучении ряда предметов либо проведении ряда учебных работ.

В нем, в частности, предусмотрено деление на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек) при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в V–IX классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в X и XI классах; на группы юношей и девушек при проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X и XI классах.

Если проведение учебных занятий по предмету «Физическая культура и здоровье» можно организовать по группам для мальчиков (юношей) и девочек (девушек) в других параллелях, то такое деление допускается по решению управления по образованию, согласованному с финансовым отделом.

Деление на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» производится с наполняемостью каждой группы не менее 9 учащихся. При этом по решению местного управления (отдела) по образованию, согласованному с финансовым отделом местного органа власти, можно формировать группы меньшей наполняемости за счет учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий.

Представляется, что такое решение может быть оформлено приказом управления (отдела) по образованию, которым директорам подведомственных учреждений общего среднего образования разрешается использование часов факультативных занятий для деления классов на группы с меньшей, чем 9 учащихся, наполняемостью при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык». Предшествовать изданию данного приказа должно согласование в установленном порядке с финансовым отделом местного органа власти.

При наполняемости классов в школах не менее 25 учащихся, а в гимназиях и лицеях — не менее 20 учащихся классы делятся на две группы при проведении учебных занятий по ряду учебных предметов:

  • «Информатика» в VI–ХI (ХII) классах;
  • при проведении практикумов по решению задач на учебных занятиях по учебному предмету «Математика» деление проводится только в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Математика»;
  • при проведении фронтальных лабораторных работ в VII–ХI (ХII) классах, практикумов по решению задач в Х и ХI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Физика»;
  • при проведении лабораторных и практических работ в Х–ХI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Биология»;
  • при проведении практических работ в VII–ХI (ХII) классах, лабораторных опытов в Х и ХI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Химия»;
  • «Астрономия» при проведении астрономических наблюдений в ХI (ХII) классе;
  • в базовых школах — колледжах искусств, средних школах — колледжах искусств, гимназиях — колледжах искусств при проведении учебных занятий по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учеников в отрасли особых видов искусства и по которым образовательный процесс осуществляется не индиви­дуально (п. 54 Положения об УОСО).

В случаях, когда количество учащихся в классе меньше нормы, деление классов на группы при проведении соответствующих учебных занятий может осуществляться за счет учебных часов, установленных типовым учебным планом для проведения факультативных занятий.

Учебные программы

Учебные программы утверждены следующими документами:

* С последующими изменениями и дополнениями.

Использование часов факультативных занятий

В Положении об УОСО оговорены и вопросы использования часов факультативных занятий, выделенных типовым учебным планом.

Согласно п. 59 Положения об УОСО с целью воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной без­опас­­ности и формирования опыта безопасной жизнедея­тельности на протяжении учебного года проводятся факультативные занятия по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Обратите внимание
В 2020/2021 учебном году ОБЖ как учебный предмет проводится во II–V классах; в VІ–ІХ классах изучение ОБЖ может осуществляться за счет часов факультативных занятий.

В соответствии с п. 60 Положения об УОСО за счет часов факультативных занятий в шестой школьный день могут проводиться занятия по игровым видам спорта (1 ч в неделю на класс) и может реализовываться программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов (в рамках количества часов, предусмотренных типовыми учебными планами по профессиям, но не более 6 ч в неделю).

В соответствии с Письмом от 24.06.2020 учреждению образования следует принять меры по полной (100 %) занятости учащихся, освобожденных от двигательной активности на уроке, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, ЛФК и присутствующих на уроке «Физическая культура и здоровье», занятиях «Час здоровья и спорта», с учетом особенностей учреждения общего среднего образования.

Проведение занятия «Час здоровья и спорта» включается в учебную нагрузку учителя.

Это важно
Учебный час, выделяемый на проведение учебного занятия «Час здоровья и спорта», не учитывается при определении максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.

Учебное занятие «Час здоровья и спорта» вносится в расписание учебных (факультативных) занятий учреждения общего среднего образования.

На посещение учебного занятия «Час здоровья и спорта» заявления законных представителей учащихся не требуются. К проведению учебного занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-­гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения программно-­планирующей документации. При выборе содержательного наполнения занятий «Час здоровья и спорта» в V–XI классах количество и перечень изучаемых видов спорта не регламентируются.

В соответствии с п. 43-1 Положения об УОСО в учреждениях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне на II и III ступенях общего среднего образования. При этом руководитель учреждения по согласованию с учредителем и в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида вправе определять перечень предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне.

Согласно п. 61 Положения об УОСО несовершеннолетние учащиеся с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желания и состояния здоровья могут также изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в рамках количества часов на проведение факультативных занятий, установленного Типовым учебным планом.

При этом учащиеся, которые выбрали определенные учебные предметы для изучения на повышенном уровне, изучают их отдельно от учащихся, изучающих эти же учебные предметы на базовом уровне (разные учебные программы). Учебные предметы, не выбранные учащимися в качестве профильных, изучаются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

Согласно п. 10 ст. 158 Кодекса об образовании факультативные занятия могут быть естественно-­математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-­патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

В соответствии с п. 62 Положения об УОСО для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий учащиеся одного или параллельных классов объединяются в группы: в городских учреждениях и в учреждениях, расположенных в поселках городского типа, — не менее пяти человек при проведении факультативных занятий и не менее трех человек в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, а также при проведении стимулирующих и поддерживающих занятий.

Управление по образованию может разрешить в учреждениях общего среднего образования, организующих факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, проведение ряда дополнительных учебных занятий с выделением часов сверх типового учебного плана согласно п. 63 Положения об УОСО.

В общей части письма 24.06.2020 оговорены основные особенности организации образовательного процесса по указанным выше факультативным занятиям. Особенности использования вышеуказанных часов и внесения их в учебный план учреждения общего среднего образования, на наш взгляд, могут быть использованы по аналогии с приложением 23 к инструктивно-­методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» с учетом примечаний к типовым учебным планам на 2020/2021 учебный год.

Согласно п. 76 Положения об УОСО после окончания учебного года с учащимися X классов проводятся обязательные пятидневные учебно-­полевые сборы для юношей и пятидневная медицинская практика для девушек. На эти цели выделяется по 30 учебных часов. Порядок проведения учебно-­полевого сбора (медицинской практики) определяется отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организаций охраны здоровья.

В соответствии с тем же п. 76 Положения об УОСО с учащимися V–VIII классов учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-­опытные участки, на протяжении пяти дней по три учебных часа в день проводится трудовая практика (всего 15 учебных часов на класс). В соответствии с Письмом от 24.06.2020 сроки и порядок организации практики, исходя из местных условий, определяет руководитель учреждения образования; кроме того, трудовая практика может проводиться в лагерях труда и отдыха, а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся.

При составлении учебного плана учреждения образования также следует учесть, что ч. 2 п. 105 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 с последующими изменениями и дополнениями) позволяет увеличивать максимально допустимую недельную учебную нагрузку для учащихся V–VIII классов, в которых организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, на 1 ч для проведения факультативных занятий.

Учебные предметы «Основы безопасной жизнедеятельности» и «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в соответствии с примечаниями к типовым учебным планам в обязательную учебную нагрузку в неделю на одного учащегося не учитываются. 

6585 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор должен смотреть только вперед, тыл ему обеспечит команда»: интервью с директором ГУО «Боровлянская средняя школа № 3» Анной Петровной КОРОЛЕВИЧ

Директор школы — это ответственная и серьезная должность, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель. Хотим представить вам именно такого рук...
№ 4 (148) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 205
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок