Как работать в рамках законодательства: отвечаем на вопросы

Как работать в рамках законодательства: отвечаем на вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1139 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Должно ли руководство школы опрашивать учащихся и обязательно учитывать их пожелания при определении предметов для изучения на повышенном уровне?


Должно.

В соответствии с ч. 1–2 п. 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) в учреждениях общего среднего образования на II и III ступенях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Согласно инструктивно-­методическому письму Министерства образования Республики Беларусь от 10.07.2019 «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется при наличии запросов учащихся (законных представителей несовершеннолетних), необходимых кадровых, материально-­технических и учебно-­методических ресурсов в учреждении образования.

Таким образом, интересы учащихся должны учитываться при организации изучения учебных предметов на повышенном уровне.


Можно ли поменять в соответствии с запросами обучающихся (законных представителей несовершеннолетних) учебные предметы, которые будут изучаться на повышенном уровне после окончания VIII класса?


Можно.

На II ступени общего среднего образования изучение учебных предметов на повышенном уровне является одной из составляющих допрофильной подготовки, направленной на выявление интересов и способностей обучающихся, подготовки их к выбору предметов для изучения на повышенном уровне в пределах профильного обучения в X–XI классах.


Будут ли отличаться задания выпускных экзаменов за курс базовой школы для детей в зависимости от того, изучали ли дети математику, белорусский и русский язык на базовом или повышенном уровне?


Не будут.

Выпускники базовой школы, изучавшие учебные предметы «Белорусский язык («Русский язык»), «Математика» как на базовом, так и на повышенном уровне, выполняют экзаменационные работы по одинаковым заданиям.


Где можно купить для личного пользования школьные учебники и пособия?

Издание учебников и учебных пособий не предполагает их реализацию в розничной сети. Вместе с тем в ограниченном количестве учебные пособия поступают в свободную продажу.

Справочно: при наличии их можно приобрести в магазине «Адукацыя» (г. Минск, ул. Хмельницкого, д. 3).

Кроме того, на Национальном образовательном портале (e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии всех учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования.


Ребенок учится в XI базовом классе. За четверть он получил 8 баллов по английскому языку. В школе есть профильный класс (английский-­математика). В учреждении на вопрос о том, кому можно поставить 9 баллов, уточнили, что такую оценку можно выставлять только в профильных классах и только детям, которые разговаривают на английском языке свободно. Правильно ли это?


Это неправильно.

Требования к выставлению отметки «девять» едины как для базовых, так и для профильных классов.

Разделом 3.5 гл. 3 норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений (утв. приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 с последующими изменениями и дополнениями), определены нормы оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык» на II и III ступенях общего среднего образования.

К примеру, отметка «девять» за понимание основного содержания текстов для чтения и восприятия на слух выставляется в том случае, если коммуникативная задача решена полностью. Учащийся должен быть способен определять тему текста, основные факты, события, их последовательность, выявлять и понимать смысловые связи между частями текста. Также ему должны быть понятны значения лексических и грамматических средств, посредством которых представлены основные факты. Кроме этого, учащемуся необходимо уметь дифференцировать основную и второстепенную информацию, обобщать основные факты, изложенные в тексте, а также давать оценку новизне и значимости извлеченной из текста информации.


В настоящий момент ребенку 4 года. В связи с ранним развитием (умеет читать, писать печатными буквами, считает в пределах сотни) можно ли будет его принять в I класс в следующем учебном году, если на 1 сентября 2020 г. ребенку исполнится 5 лет и 6 месяцев?


Можно при условии согласования с Министерством образования.

В соответствии с п. 2 ст. 159 Кодекса об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего года исполнилось 6 и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием этого ребенка в I класс, если 6 лет ему исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Если же возраст ребенка еще меньше, то требуется согласование Министерства образования. При этом в Министерство необходимо направлять следующие документы: письменное заявление, копию медицинской справки и копию свидетельства о рождении ребенка.

Согласно п. 12 Инструкции о порядке заполнения формы 1 здр/у‑10 «Медицинская справка о состоянии здоровья», формы 1 мед/у‑10 «Выписка из медицинских документов» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 с последующими изменениями и дополнениями) при выдаче медицинской справки о состоянии здоровья ребенка в графе «Заключение» должна быть в т. ч. указана информация о его готовности к обучению в учреждении общего среднего образования с 1 сентября соответствующего года.


Учитель в школе получила среднее специальное педагогическое образование на бюджетной основе по целевому направлению. На данный момент она отработала год и планирует поступление в педагогический университет. Нужно ли ей будет оплатить стоимость обучения за неотработанный период при поступлении в вуз на очную форму обучения?


Да.

Согласно п. 1 ст. 88 Кодекса об образовании выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку.

Обязанность по возмещению в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на условиях целевой подготовки, солидарно несет организация — заказчик кадров, если соответствующий договор будет расторгнут с нарушением порядка, устанавливаемого Правительством Республики Беларусь.

С учетом с п. 3 ст. 63 Кодекса об образовании существенными условиями договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) являются, в частности: специальность (направление специальности, специализация), по которой будет осуществляться подготовка; квалификация (профессия рабочего, должность служащего); срок обязательной работы; возмещение средств, затраченных государством на его подготовку.

В силу п. 11 Положения о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение) граждане, получившие образование на основании договора, направляются на работу и обязаны отработать указанный в договоре срок обязательной работы.

Следовательно, в соответствии с договором необходима отработка полного установленного срока обязательной работы в качестве специалиста со средним специальным образованием либо возврат стоимости обучения за неотработанный период.

При этом с учетом п. 7 Положения договор может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон. Сторона, инициирующая изменение или расторжение договора, обязана письменно уведомить об этом другие стороны с указанием причин и представлением подтверждающих их документов. Обратите внимание, что изменение или расторжение договора осуществляется по согласованию с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики, в определяемом этими органами порядке.


Кандидат окончила педагогический университет по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» с присвоением квалификации «преподаватель дошкольной педагогики и психологии». Может ли она с таким образованием работать в школе педагогом-­психологом или занимать ­какую-либо другую должность в учреждении?


В соответствии с перекодировочной таблицей 1 «Специальности высшего образования» (приложение 1 к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2002 № 348) специальность П 04.01.00 «Педагогика и психология дошкольная» соответствует в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» специальности 1-01 01 01 «Дошкольное образование» (квалификация «Педагог»).

Согласно выпуску 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями) к квалификационным требованиям к должности «Педагог-­психолог» относится наличие высшего образования, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по специальностям «Практическая психология», «Психология», «Психология семейных отношений» (без предъявления требований к стажу работы).

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по должности «Педагог-­психолог», понимается высшее образование с присвоением квалификации «Психолог», «Педагог-­психолог».

Имеющаяся квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии» (специальность П 04.01.00 «Педагогика и психология дошкольная»), равно как и квалификация «Педагог» (специальность 1-01 01 01 «Дошкольное образование»), не соответствует квалификационным требованиям к должности «Педагог-­психолог».

Частью 5 п. 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования».

Имеющиеся образование и квалификация дают возможность работать в качестве учителя, преподавателя, воспитателя, методиста, педагога-­организатора.  

1139 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Топ 10 шагов по закреплению молодого специалиста в УОСО

Кадровый дефицит в системе образования ощущается по многим предметным направлениям. Качество и количество специалистов, уверенно или робко входящих в систему общего средн...
№ 11 (143) 2023 Киселев Александр,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 830
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок