ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стоимость обучения в школе в 2024/2025 учебном году составляет 5250 долл. США. Можете подробно описать структуру затрат, формирующих эту стоимость? Какие статьи расходов занимают наибольшую долю и как они оправдывают премиальную цену обучения?
Стоимость обучения в частном учреждении образования «Средняя школа ″Конкорд″» является среднерыночной по республике. Не думаю, что открою секрет, когда скажу, что основной статьей расходов является оплата труда работников: более 80 % дохода школы. 16,4 % занимает статья текущих расходов. Указанная плата за обучение — 5250 долл. США, которая уплачивается родителями в белорусских рублях по курсу Национального банка, не позволяет компенсировать все затраты, связанные с функционированием школы. Школа работает уже почти четыре года, но до настоящего времени так и не вышла не операционную окупаемость.
Школа «Конкорд» построена ее учредителем — ЗАО «Серволюкс Агро» — полностью за собственные средства. Можно утверждать, что это первый и единственный проект не только в г. Могилеве, но и в других областных центрах республики, когда частная компания построила школу с нуля. Несмотря на платное обучение в школе, этот проект никогда не рассматривался и не рассматривается как коммерческий. Так, затраты по строительству школы, включая ее материально-техническое оснащение, составили 4,3 млн руб., а дотации учредителя за период с момента открытия — более 1 млн руб. Нужно отметить, что все имущество передано школе ее учредителем на безвозвратной и безвозмездной основе. Кроме того, ЗАО «Серволюкс Агро» за счет собственных средств несет затраты, связанные с эксплуатацией здания, включая осуществление текущего и капитального ремонта и коммунальные платежи (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, тепло- и электроснабжение).
Помимо этого, стоимость обучения формируется исходя из качества образования, которое мы предлагаем. Школу «Конкорд» отличают высокий уровень академической подготовки учащихся, неповторимая душевная атмосфера и индивидуальная поддержка каждого ученика. В первую половину дня школьники обучаются по программам Министерства образования и по желанию родителей с I класса изучают английский язык. Вторая часть дня вариативная: ученики могут посещать объединения по интересам, секции и клубы по выбору или различные факультативные или дополнительные занятия. Для ребят открыты более 20 кружков и секций, 18 факультативов, организована услуга «Школьный репетитор».

Существует ли система скидок, грантов или иных форм финансовой поддержки для одаренных детей из семей с ограниченными возможностями? Если да, какие критерии необходимо выполнить для их получения и каков процент учащихся, пользующихся данной поддержкой?
При оплате годовой стоимости обучения до 25 августа любому учащемуся предоставляется скидка в размере 5 %.
ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ
Какая часть доходов школы реинвестируется в развитие материально-технической базы, повышение квалификации педагогов и внедрение новых образовательных программ? Какие конкретные проекты запланированы на ближайший год и как они повлияют на качество образования?
Школа существует неполных четыре года. К моменту ее открытия было закуплено все необходимое (растущая мебель, спортивный инвентарь, современные средства обучения) в соответствии с перечнем мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса, установленным Министерством образования Республики Беларусь. Сейчас мы живем в основном в сберегающем и поддерживающем режиме. В 2024 г. затраты на обновление материально-технической базы составили около 53 тыс. руб.



С повышением квалификации дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы. Педагоги частной школы не могут быть зачислены в число слушателей, которые обучаются за счет средств республиканского или местного бюджета. Здесь нам помощь оказывает Могилевский государственный областной институт развития образования. Ежегодно институт на платной основе организует для педагогов школы обучение по универсальной программе. В 2024 г. таким образом повысили квалификацию по программе «Дидактические основы реализации образовательных и воспитательных задач учебного занятия при изучении учебных предметов» 13 учителей (44,8 % педагогических работников), финансовые затраты на их обучение составили 0,13 % дохода школы. Хотелось бы, чтобы учителя частных школ имели возможность обучаться вместе с коллегами из государственных школ в соответствии с предметной спецификой.
То, чему учить, регламентировано Министерством образования, поэтому в следующем учебном году мы продолжим реализацию государственных учебных программ. Учреждение образования имеет право самостоятельно определять формы, методы и способы осуществления образовательного процесса, т.е. то, как учить, мы выбираем сами. В нашей школе как в учебной деятельности, так и во внеучебной мы выстраиваем обучение с использованием технологии проектного обучения.
Второй год раз в четверть проводим конкурс исследовательских проектов каждого класса «Территория исследователей». В начале четверти объявляется общая тематика исследования и проходит жеребьевка, где каждый класс получает более конкретное задание по общей теме. В конце четверти проводится общешкольная презентация готовых проектов от классов. Обязательное условие: над проектом работает весь класс. Наши школьники уже исследовали современное образование в мире, возможности искусственного интеллекта в обучении, историю улиц г. Могилева, альтернативные источники энергии.
В перспективе дополнительно планируем ввести диджитал-обучение (не путать с дистанционным). Цифровизация обучения позволяет еще больше индивидуализировать обучение, развивает у учащихся навыки самообучения.
И проектное обучение, и цифровизация обучения, как и каждое движение школы, направлены на повышение мотивации ребенка к обучению и вовлеченности школьника в сам процесс, развитие детской инициативы.
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ
Как школа планирует обеспечивать финансовую устойчивость в условиях экономической нестабильности или снижения количества учащихся? Есть ли резервный фонд и какие меры будут предприняты в случае непредвиденных обстоятельств?
Финансовая модель частного учреждения образования «Средняя школа ″Конкорд″» отличается от моделей не только государственных, но и других частных учреждений образования. Гарантом нашей финансовой устойчивости является наш учредитель — ЗАО «Серволюкс Агро», который, как я уже говорила, на постоянной основе дотирует школу и несет расходы, связанные с эксплуатацией здания, в котором расположена школа.
В 2024/2025 учебном году в школе обучается 98 учащихся, при этом есть 12 свободных мест в старшие классы и длинный лист ожидания желающих обучать своих детей в нашей начальной школе и в среднем звене.
Как обеспечивается финансовая прозрачность для родителей? Предоставляются ли им подробные отчеты о расходовании средств и имеют ли они возможность участвовать в обсуждении финансовых вопросов школы?
Подробные отчеты о расходовании средств школа предоставляет попечительскому совету, в состав которого входят и родители учеников.
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Родители отмечают ландшафтный дизайн школы. Каков бюджет на его поддержание и развитие и какие инновации планируются в этой области?
Ландшафтный дизайн пришкольной территории уже является инновационным. О какой-то постоянной цифре расходов говорить сложно — много составляющих. Бюджет зависит от вида и количества растений, проводимых работ. Например, в 2024 г. на установку системы автополива, покупку грунта, коры школа затратила почти 40 тыс. руб., в 2023 г. на покупку саженцев — около 4 тыс.
Неповторимому сочетанию высаженных деревьев, кустарников, цветов и трав добавляет уникальности школьный огород. Совместно с учителем биологии ребята весной выращивают рассаду, переносят ее на грядки, летом ухаживают за растениями и осенью собирают урожай.



БЕЗОПАСНОСТЬ
Какие конкретные меры по обеспечению безопасности учащихся и персонала помимо стандартных требований пожарной безопасности и охраны труда реализованы в школе? Какие дополнительные инвестиции были сделаны в системы видеонаблюдения, контроля доступа и экстренного реагирования?
Еще на этапах проектирования и строительства школы были учтены все нюансы по обеспечению безопасности учащихся и персонала: в учебных кабинетах, рекреациях, коридорах, по внешнему периметру здания установлены видеокамеры; на входе — система удаленного контроля доступа. Дополнительно заключен договор с Ленинским (г. Могилева) отделом охраны МВД на оказание охранных услуг по приему сигналов тревоги систем тревожной сигнализации.
ПИТАНИЕ
Отзывы родителей восхваляют качество питания. Каким образом обеспечивается высокое качество продуктов и приготовления блюд? Проводятся ли опросы среди учащихся и родителей для учета их предпочтений и пожеланий?
Питание детей организовано по дневным рационам питания на основании примерного двухнедельного рациона, разработанного с учетом сезонности, натуральных норм питания, рационального распределения общей калорийности суточного рациона по приемам пищи, технологических карт блюд и изделий как составленных на основании сборников технологических карт блюд и изделий, так и разработанных нашими поварами, а также с учетом пищевых предпочтений и медицинских показаний обучающихся. Оснащение пищеблока современным оборудованием, собственное производство (мы не используем полуфабрикаты), закупка сертифицированного сырья напрямую от производителей, заинтересованность самих сотрудников столовой (каждый повар знает персональные предпочтения каждого учащегося) позволяют обеспечивать высокое качество школьного питания.


ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Какие меры предпринимаются для снижения энергопотребления и повышения экологичности школы? Рассматривается ли возможность использования альтернативных источников энергии или внедрения зеленых технологий?
Проект здания школы разработан в 2019 г. с изначальным условием максимальной энергоэффективности и избежания энергетических потерь. В здании установлены тепловые узлы с автоматическим регулированием и поддержанием температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, окна и входная группа — с энергоэффективными стеклопакетами. Приборы отопления оснащены термостатическими головками. Применяются энергоэффективные циркуляционные насосы с низким потреблением электроэнергии. Управление двигателями воздушных приточных установок осуществляется частотными преобразователями. Вентиляция выполнена с применением систем рекуперации, подогрев подаваемого воздуха осуществляется за счет удаляемого. Уличное светодиодное освещение управляется астрономическим реле времени. Автоматизирован учет энергоресурсов.
УПРАВЛЕНИЕ ЖАЛОБАМИ
Любая школа может столкнуться с негативной оценкой ее работы. Как администрация реагирует на подобные отзывы и какие меры предпринимаются для решения проблем и предотвращения их повторения? Какие каналы коммуникации существуют для обратной связи от родителей и учащихся по вопросам финансово-хозяйственной деятельности?
Преимущество камерной школы — твоя жизнь, как на ладони, каждый твой шаг и движение на виду. Тебя все знают, и ты всех помнишь и знаешь. Отсюда — тесное сотрудничество с родителями, которое в абсолютном большинстве случаев помогает принимать превентивные меры по разрешению проблемных ситуаций через личные встречи, общение в мессенджерах, беседы по телефону.
Разумеется, у нас налажена работа с обращениями граждан в соответствии с законодательством.
УДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛА
Многие директора сталкиваются с уходом действительно хороших учителей. Как вы работаете над удержанием квалифицированного педагогического состава и созданием благоприятной рабочей среды? Какие меры стимулирования и мотивации применяются для педагогов?
К счастью, в школе «Конкорд» нет такой проблемы. Со дня открытия создавалась и продолжает развиваться атмосфера созидания и сотворчества. В нашей школе повышенная концентрация талантливых людей, объединенных общей идеей под названием «школа ″Конкорд″». Каждый педагог — энтузиаст, увлеченный профессионал, влюбленный в свою профессию и детей. Сотрудничество в коллективе строится в первую очередь на доверии. Доверие — понятие обоюдоострое. Это та ситуация, когда несешь огромную взаимную ответственность и взаимно вдохновляешься на новые идеи и проекты.
Наш локальный мем: лучший приз — рукопожатие директора :)
СООТВЕТСТВИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА
Учитывая высокую стоимость обучения, как вы гарантируете, что каждый ученик получает образование, соответствующее его индивидуальным потребностям и потенциалу? Какие механизмы оценки эффективности образовательного процесса и удовлетворенности родителей используются?
Наполняемость классов составляет не более 10 учащихся. Маленькие классы равно интенсивные уроки. Учитель уделяет каждому ребенку достаточно времени, видит и понимает, как происходит усвоение учебного материала, может варьировать план учебного занятия, ориентируясь на индивидуальные возможности учеников. Сложнее учиться в нашей школе самим школьникам. Сегодня он работает у доски, но это не гарантирует неприкосновенности на следующем уроке, как зачастую происходит в классах с наполняемостью 30 человек. Нет возможности отвлекаться на уроках, каждый находится в постоянном фокусе внимания учителя. Вот и получается, что школа «Конкорд» — место не пассивного восприятия знаний, а активных самостоятельных действий ребенка.
Школа мечты как она есть.




Ежегодное анкетирование всех участников образовательного процесса, которое охватывает все сферы деятельности учреждения, позволяет видеть полную картину удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов. Видеть как те аспекты, которые мы делаем на отлично, так и те, которые можем улучшить. Анкета включает открытые типы вопросов, родители могут высказать свои пожелания и советы, но чаще мы слышим слова благодарности.
Кроме этого, разработана система самоконтроля, где огромная роль отведена взаимному посещению учебных занятий с последующим самоанализом и анализом, обсуждением на заседаниях учебно-методических объединений эффективности применения тех или иных методов и приемов обучения, эффективности самого занятия.
Как вы оцениваете эффективность использования бюджета на организацию факультативных занятий и школьного лагеря во время каникул, включенных в стоимость обучения?
Однозначно это оправдано.
Вопрос мотивации учеников становится одной из главных задач педагогического коллектива. Частично развитие внутренней мотивации ребенка происходит на факультативных занятиях и занятиях во время работы «Школьного репетитора», где много внимания уделяется развитию исследовательских навыков. Занятия выстроены так, чтобы всячески развивать детскую инициативу и тем самым формировать вовлеченность в изучение предмета и повышать внутреннюю мотивацию к обучению в целом.
Школьный лагерь для младших школьников всегда носит тематический характер. Например, на осенних каникулах этого учебного года на смене «Время и письма великих людей» учащиеся знакомились с интересными историческими личностями и важными фактами их биографий, проживали день в образе этого человека, а на смене «Тайна ″Конкордии″» учились применять методы дедукции и индукции в реальной жизни. Цель школьного лагеря — продолжать развивать познавательные навыки и любознательность и повышать мотивацию к обучению школьников через отдых и игру.
Какие механизмы используются для контроля качества работы поставщиков товаров и услуг для школы (например, питание, уборка, охрана)?
Внутренний контроль, поскольку сотрудники перечисленных категорий — в нашем штате.
Какие меры принимаются для обеспечения доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями?
Мы работаем в соответствии с лицензией на реализацию образовательных программ начального образования, базового образования, среднего образования. Запросы на специальное образование не поступали.
С другой стороны, к категории детей с особыми образовательными потребностями относятся талантливые дети. Здесь у нас тесно сотрудничают педагог-психолог, учитель-предметник и родители. Для каждого такого ребенка мы составляем индивидуальную траекторию развития.
ПРОБЛЕМНЫЕ АКТИВЫ
Есть ли в настоящее время какие-либо проблемные активы или незавершенные строительные проекты, которые могут повлиять на финансовую стабильность школы? Если есть, какие меры предпринимаются для решения этой проблемы?
Нет, незавершенных строительных проектов, проблемных активов нет.
КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ
Какие меры контроля и противодействия коррупции внедрены в школе, чтобы предотвратить злоупотребления и обеспечить честное и прозрачное использование финансовых ресурсов?
В учреждении разработаны локальные правовые акты по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, и создана комиссия по противодействию коррупции. Средняя школа «Конкорд» является частью группы компаний «Серволюкс» и подчиняется принятым в ней правилам, которые обеспечивают честное и прозрачное использование финансовых ресурсов и исключают риски коррупции. За все время работы в школе не было коррупционных проявлений.
ЛИЧНАЯ МОТИВАЦИЯ
Что лично вас мотивирует в работе в этой школе? Что приносит наибольшее удовлетворение и какие цели вы ставите перед собой в качестве директора по финансово-хозяйственной деятельности?
И в этой школе, и в прежних мотивирует любовь к детям и вера в них. Есть одно слово из подросткового сленга, которое точно отражает не только мою суть, но и суть моих коллег. Это слово «заряженный». Так вот, в нашей школе все «заряженные». И я не знаю, кто от кого больше заряжается: коллеги от меня, я от коллег, дети от нас или мы от детей.
В школе «Конкорд» я занимаюсь больше образовательным процессом, нежели финансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому и цели образовательные. Первая — каждый выпускник — успешный самореализованный счастливый взрослый, вторая — стопроцентная заполненность школы.
УВЛЕЧЕНИЯ ВНЕ РАБОТЫ
Какие у вас есть увлечения или хобби? Как они влияют на ваш подход к работе и принятию решений?
Я увлекаюсь парными социальными танцами. Социальные танцы — тот вид взаимодействия, где мало заученности и много спонтанности. Они учат социальной открытости, умению подстраиваться под динамично меняющиеся обстоятельства и, что самое важное, быть в диалоге.
ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО
Если бы у вас была возможность изменить что-то одно в школе «Конкорд», что бы сделать ее еще лучше, что бы это было?
Еще одна школа «Конкорд».
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Какие ценности вы стараетесь прививать сотрудникам и учащимся школы и как вы сами их воплощаете в своей повседневной работе?
Мне очень близко высказывание писателя Генри Адамса: «Учитель прикасается к вечности: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние». Поэтому ментальную гигиену в учреждении образования нужно начинать со взрослого. Качество жизни ребенка в большой степени определяется тем, как чувствуют и как ведут себя взрослые. Взрослый провоцирует, даже не желая этого. И поэтому так важно следить за своими поступками, за словами, за внутренним состоянием.
И еще. В школе нет быстрых действий. Наш шаг, сделанный с первоклассником, обязательно отразится через пять-шесть лет, когда он будет пятиклассником, а слова, сказанные старшеклассникам, обязательно окажут влияние на уже взрослых людей. Поэтому так важны размеренность, последовательность и бережное отношение к личности ребенка.
Ценности руководителя-лидера проникают в организацию, ее культуру и остаются там даже после его ухода. Я перфекционист во всем. И хочется верить, что высокие внутренние, личностные стандарты проецируются на работу, общение с коллегами и детьми.
СЛОЖНЫЙ ОПЫТ
С какими самыми сложными вызовами вы сталкивались в своей карьере и какой опыт извлекли из этих ситуаций? Как этот опыт помогает вам сейчас в вашей роли?
Самый сложный и волнительный выбор в моей профессиональной жизни — выбор новой школы «Конкорд» в 2021 г.
Самый важный совет, который я получила в то время, — не бояться окружать себя профессионалами.
Самый ценный опыт — работа в команде быстрее, легче и эффективнее, чем в одиночку.
Самый главный вывод — не бояться мечтать. Все начинается с мечты!
Какую помощь в финансово-хозяйственной деятельности вам оказывает наш журнал?
Ваш журнал помогает оперативно получать информацию по всем направлениям деятельности школы не только мне, но и заместителям, инспектору по кадрам, юрисконсульту, бухгалтерии. Важны готовые кейсы и их решения, своевременна актуальная нормативная правовая база. И, конечно, безупречен органайзер «Календарь директора».

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА