Сфера действия Специфических требований
Специфическими требованиями устанавливаются:
- общие требования к размещению учреждений образования и их территории, планировочной структуре зданий, санитарно-техническому благоустройству, освещению помещений, оборудованию и содержанию помещений, организации образовательного процесса и воспитанию, производственному обучению, практике, распорядку дня, медицинскому обеспечению обучающихся в учреждениях образования;
- отдельные требования к учреждениям образования с учетом типа учреждения образования (учреждениям дошкольного, общего среднего, специального образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы профессионально-технического образования, учреждениям образования, реализующим образовательные программы среднего специального образования, учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогическим учреждениям и школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- требования к питанию обучающихся (общие требования к организации питания обучающихся, требования к размещению и устройству объектов питания, оборудованию, инвентарю и посуде, личной гигиене работников, транспортировке и хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов в объектах питания, рационам питания детей, технологии приготовления блюд в объектах питания детей).
Обязанности руководителя
Руководитель учреждения должен обеспечить:
- санитарно-эпидемиологическое благополучие в учреждении, в т. ч. прохождение административных процедур в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предусмотренных законодательными актами;
- реализацию мер в отношении обучающихся и работников по запрету на курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака на территории и в помещениях учреждения.
Требования к режиму учебных занятий в учреждениях
Учебные занятия (занятия) в учреждениях должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену (оптимально — с 9.00) и заканчиваться во вторую смену не позднее:
- 19.30 — в учреждениях общего среднего образования;
- 21.00 — в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования;
- 20.30 — в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи для детей в возрасте от 6 до 16 лет, 21.00 — для детей в возрасте от 16 до 18 лет, 22.00 — для лиц старше 18 лет.
Учебные занятия (занятия) в учреждениях общего среднего образования во вторую смену должны начинаться не позднее 14.00.
Продолжительность учебного занятия (занятия) должна составлять:
- 30–35 мин — для детей от 6 до 7 лет (I класс);
- не более 45 мин — для детей от 7 лет и старше (II–XI классы), а также взрослых.
Продолжительность учебного занятия (занятия) сокращается:
- до 35 мин для детей в возрасте от 7 до 10 лет (II–IV классы) и до 40 мин для детей от 10 лет (V–XI классы) в учреждениях, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, в санаторно-курортных организациях и санаторных школах-интернатах;
- до 25 мин для детей в возрасте от 6 до 10 лет (I–IV классы) и до 35 мин для детей от 10 лет (V–XI классы) при стационарном лечении в организациях здравоохранения.
При организации образовательного процесса во время получения дошкольного, общего среднего, специального образования должны быть перерывы продолжительностью:
- не менее 10 мин между учебными занятиями (занятиями), при этом для учащихся I классов — не менее 20 мин;
- не менее 15 мин между первой и второй сменой учебных занятий (занятий);
- не менее 15 мин для организации горячего питания учащихся с учетом количества учащихся в учреждении и мест в обеденном зале;
- не менее 15 мин для организации динамической перемены, но не менее двух перемен;
- не менее 30 мин между учебными занятиями по учебным предметам и занятиями по медицинской реабилитации, музыкально-ритмическими занятиями в санаторных школах-интернатах.
Это важно
Дополнительные занятия (факультативные, стимулирующие, поддерживающие) могут проводиться не ранее чем через 20 мин после окончания учебных занятий или перед учебными занятиями, если они начинаются не ранее 9.00 или до учебных занятий во вторую смену.
При организации индивидуальных коррекционных занятий с детьми с особенностями психофизического развития продолжительность занятий в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее — ЦКРОиР), пункте коррекционно-педагогической помощи (далее — ПКПП), учреждениях дошкольного и общего среднего образования, коррекционных занятий в учреждениях специального образования должна составлять 15–30 мин (в зависимости от возраста ребенка и характера нарушения), а при организации подгрупповых и групповых занятий — 25–45 мин.
Для детей с детским церебральным параличом, не передвигающихся самостоятельно, допускается проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30–45 мин.
При получении коррекционно-педагогической помощи в ЦКРОиР занятия следует проводить 2–3 раза в неделю, в ПКПП — 2–4 раза в неделю.
Между занятиями по учебным предметам и коррекционными занятиями в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), вспомогательных школах (школах-интернатах), занятиями в ПКПП в учреждениях общего среднего образования должен быть перерыв не менее 30 мин.
Справочно: в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, дополнительного образования взрослых перерывы между учебными и факультативными занятиями, в т. ч. при объединении их по учебному предмету (учебной дисциплине), должны иметь продолжительность не менее 10 мин. При этом перерыв для организации питания должен составлять не менее 20 мин. В учреждениях для взрослых допускается сокращение перемены до 5 мин после учебного часа при проведении двух учебных часов по одной дисциплине подряд.
Требования к территории учреждения
На территории учреждения образования должны выделяться функциональные зоны:
- в учреждениях для детей — зоны отдыха (игр), физкультурно-спортивная, хозяйственная;
Справочно: учреждения для детей — учреждения дошкольного образования, специальные дошкольные учреждения, учреждения общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения.
- в учреждении дополнительного образования взрослых — хозяйственная зона;
- в ЦКРОиР дополнительно выделяется коррекционная зона (сенсорный сад, сенсорные дорожки и др.);
- в кадетских училищах дополнительно выделяется строевой плац.
Хозяйственная зона в учреждении должна иметь отдельный въезд. В ней размещаются здания хозяйственного назначения, а также площадка для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов.
Площадку для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов следует ограждать на высоту выше емкостей для сбора отходов, снабдить твердым покрытием и располагать на расстоянии не менее 20 м от окон здания учреждения, зон отдыха (игр) и физкультурно-спортивной зоны.
Кроме этого, необходимо использовать мусоросборники с закрывающимися крышками.
Также на территории и в здании учреждения должны быть созданы условия для сбора мусора.
Директору на заметку
Проведение в учреждениях капитального ремонта, реконструкции, покрасочных и других ремонтных работ в зданиях и на территориях, создающих потенциальную угрозу для жизни и здоровья обучающихся, в условиях пребывания обучающихся запрещается (ч. 2 п. 29 Специфических требований).
Спортивное и игровое оборудование, находящееся на территории учреждения, должно быть исправным и хорошо поддаваться очистке.
В зимнее время в учреждениях для детей дорожки должны посыпаться песком. В учреждениях для взрослых могут использоваться и другие антигололедные средства.
Справочно: учреждения для взрослых — учреждения высшего образования при реализации образовательных программ высшего образования, учреждения дополнительного образования взрослых.
Обратите внимание
В учреждениях для детей:
● не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах здания учебные помещения, в т. ч. лаборатории, жилые помещения, групповые ячейки, помещения медицинского назначения, спальные помещения;
● при входах в здания должны предусматриваться двойные тамбуры с теплозащитой.
Требования к организации безбарьерной среды для детей с особенностями психофизического развития
Требования к санитарным узлам
В учреждениях:
- санитарные узлы должны быть мужскими и женскими с пятилетнего возраста, отдельными для работников учреждения;
- унитазы в санитарных узлах следует устанавливать: для детей до 10 лет — в закрывающихся без запора полукабинах, для детей от 11 лет — в закрывающихся на запор полукабинах, для взрослых — в закрывающихся на запор полукабинах (кабинах);
- унитазы необходимо оснащать накладными сиденьями;
- санитарные узлы должны быть укомплектованы урнами, туалетной бумагой;
- умывальники нужно устанавливать на высоте, соответствующей возрастной категории обучающихся;
- умывальники и унитазы для детей в возрасте до 6 лет должны устанавливаться детские;
- умывальники следует укомплектовать дозаторами с жидким мылом, электрополотенцами или держателями с бумажными салфетками (разовыми полотенцами), а в санузлах для медицинских работников и работников объектов питания необходимо кроме прочего установить дозаторы с антисептиками.
Список минимального количества санитарно-технического оборудования в учреждениях
Требования к плавательным бассейнам учреждений
Планировка, устройство помещений плавательного бассейна должны предусматривать меры по предупреждению загрязнения воды, распространения кожных заразных и инфекционных заболеваний, переохлаждения обучающегося и соответствовать следующим требованиям:
- в плавательных бассейнах с непрерывным притоком свежей воды (без рециркуляции) в количестве 25 % от объема воды в час применение средств дезинфекции не требуется;
- для выхода из воды нужно оборудовать лестницы в нишах, не выступающих из плоскости стен ванны;
- ванны по периметру должны предусматривать подогреваемые обходные дорожки;
- при входе в зал с ванной перед обходной дорожкой следует установить ножной душ;
- для покрытия обходной дорожки, дна ванны необходимо использовать материалы, устойчивые к действию применяемых химических реагентов;
- раздевальные должны сообщаться с обходными дорожками ванны только через душевые, которые при проектировании следует предусматривать из расчета одна душевая сетка на 4 места единовременной пропускной способности.
Перед каждым занятием плаванием нужно проводить контроль за температурой и относительной влажностью воздуха в зале с ванной, раздевальных, за температурой воды в ванне. Также следует ежедневно контролировать содержание в воде ванны остаточного средства дезинфекции.
Требования к санитарно-техническому благоустройству учреждений
В каждом помещении учреждения необходимо обеспечить условия для возможности круглогодичного проветривания помещений через фрамуги и форточки, створки стеклопакетов.
Нормативы температуры воздуха в помещениях учреждений (в холодный период года)
Относительная влажность воздуха должна быть 30–60 %.
Пребывание обучающихся в помещениях с наличием плесени не допускается.
Запрещается использовать в учреждениях ртутные термометры, в т. ч. для измерения температуры тела. Кроме того, в учреждениях для детей нельзя использовать средства обучения с ртутным наполнением.
Обратите внимание
Результаты технических испытаний эффективности работы вентиляционных установок, проводимых не реже одного раза в три года, заносятся в паспорта на вентиляционные установки (ч. 1 п. 35 Специфических требований).
Требования к освещению помещений учреждений
Помещения в учреждениях должны иметь естественное освещение.
Справочно: в некоторых помещениях учреждений допускается не предусматривать естественное освещение, в частности: в буфетных; санитарных узлах для работников; помещениях (залах) физкультурно-спортивного назначения, музыкальных, танцевальных залах; ресурсных центрах, складских помещениях, хозяйственных и инвентарных кладовых, в т. ч. для хранения спортивного оборудования и спортивного инвентаря, уборочного инвентаря, моющих средств и средств дезинфекции; помещениях для сушки одежды и обуви; приемных медицинского изолятора; киноаудиториях, актовых залах и концертных залах, кино-, звуко- и светоаппаратных; помещениях, размещение которых разрешено в подвалах зданий, и иных.
Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях (помещениях для занятий) должно быть левосторонним.
Верхнее или верхнее и боковое естественное освещение допускается для рекреаций, холлов, лекционных аудиторий, спортивных и танцевальных залов, ванн плавательных бассейнов.
В лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо двустороннее расположение светопроемов.
При глубине учебных помещений более 6 м от окон при естественном боковом левостороннем освещении следует предусматривать устройство правостороннего подсвета.
Окна в учебных помещениях (помещениях для занятий) нельзя затенять цветами, декоративными шторами, мебелью.
Поверхность интерьера учебных помещений должна быть матовая светлых тонов, потолки — белые.
Учебные, жилые, спальные и другие помещения при необходимости следует оборудовать регулируемыми солнцезащитными устройствами.
Обратите внимание
В случае, если в помещении будет использоваться интерактивная доска, необходимо предусмотреть затемнение окна (окон).
Все помещения учреждений должны иметь равномерное искусственное освещение.
В пасмурные дни необходимо пользоваться искусственным освещением в течение всего рабочего дня.
В учебных помещениях в качестве электросветильников должны использоваться преимущественно люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, а также необходимо предусматривать дополнительное освещение классной доски с размещением лампы над доской либо на потолке.
Требования к школьной мебели, оборудованию
Высота подвеса нижнего края классной доски (в т. ч. интерактивной доски) должна быть 70–80 см в помещениях для детей от 4 до 10 лет, 95 см — для детей от 11 лет. Расстояние от первых столов, парт до доски должно быть в пределах 1,6–2 м в среднем ряду и 2,4 м — в крайних рядах, при этом от последних столов, парт — не более 8,6 м.
Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.
В мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских:
- столярные верстаки должны расставляться рядами перпендикулярно, параллельно или под углом 45° по отношению к окнам, слесарные — перпендикулярно;
- сверлильные, заточные и другие станки следует устанавливать на специальном фундаменте перпендикулярно, параллельно или под углом 30–45° по отношению к окнам;
- швейные машины в кабинетах обслуживающих видов труда необходимо устанавливать вдоль окон в 1–2 ряда;
- должны быть обеспечены проходы шириной не менее 0,8 м между рядами станков, между станками в рядах, между рядами слесарных и столярных верстаков;
- должны быть предусмотрены подставки для ног.
Комбинированный деревообрабатывающий станок следует размещать в отдельном помещении, оборудованном системой местной вытяжной вентиляции.
Размеры, конструкция детской, ученической, бытовой мебели в учреждении должны соответствовать установленным стандартам и функциональным ростовым параметрам обучающихся.
Стулья следует устанавливать в комплекте со столами одного размера.
Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.
Ученическую мебель для учащихся I–IV классов по мере износа необходимо заменять на парты.
Кроме того, парты, столы и стулья должны иметь цветовую маркировку (см. ниже в таблице).
Таблица
Основные размеры столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских
Группа мебели | Цвет маркировки | Рост детей, см | Высота мебели, см
|
---|
| стол | стул |
00 | черный | до 85 | 34 | 18 |
0 | белый | от 85 до 100 | 40 | 22 |
1 | оранжевый | от 100 до 115 | 46 | 26 |
2 | фиолетовый | от 115 до 130 | 52 | 30 |
3 | желтый | от 130 до 145 | 58 | 34 |
4 | красный | от 145 до 160 | 67 | 38 |
5 | зеленый | от 16 до 175 | 70 | 42 |
6 | голубой | свыше 175 | 76 | 46 |
(Продолжение здесь)