Утверждаем учебный план на 2018/2019 учебный год

Утверждаем учебный план на 2018/2019 учебный год

Учебный план — один из документов, без которого учреждение общего среднего образования попросту не сможет начать новый учебный год.

Снять вопросы при его составлении и утверждении и получить результат, которым вы будете довольны, вам поможет данный материал.

Стренковский Сергей

первый проректор Минского городского института развития образования, профессор кафедры управления и экономики образования, доктор исторических наук, профессор

1381 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В учебном плане учреждения следует отразить, на основе каких НПА и инструктивно-методических документов он был разработан; продолжительность четвертей и каникул; в каких классах на III ступени общего среднего образования осуществляется профильное обучение и какие предметы изучаются на повышенном уровне на II и III ступенях; на какие цели выделяются дополнительные финансируемые часы.

Напомним, что абз. 2 п. 4 ст. 167 Кодекса об образовании устанавливает, что при разработке учебного плана учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий), в случаях, предусмотренных положением об учреждении общего среднего образования или его виде, увеличивается учредителем учреждения образования. Соответственно, выделение дополнительных финансируемых часов предусмотрено Положением об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение).

Увеличение общего количества учебных часов на проведение учебных занятий

Случаи, предусматривающие увеличение общего количества учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий) при разработке учебного плана учреждения общего среднего образования управлением по образованию как учредителем учреждения образования, перечислены в п. 77 Положения.

Здесь следует обратить внимание на следующие моменты.

В соответствии с приложением 20 к Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р.С. от 13 июля 2018 г.) (далее — Письмо 13.07.2018) комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов медицинского обследования учащихся. Наполняемость СМГ должна быть не более 12 учащихся (ч. 3 п. 114 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями (далее — СанНиП)). Разработчики письма рекомендуют проводить занятия СМГ одновременно с учебными занятиями по предмету «Физическая культура и здоровье»: один учитель проводит занятия с учащимися класса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», другой — учебное занятие с учащимися СМГ того же класса. Количество и списочный состав СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом руководителя учреждения общего среднего образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение учебных занятий с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры.

В п. 77 Положения также приводится случай, касающийся проведения общественно полезного труда из расчета одного учебного часа в неделю в III–VIII классах и двух учебных часов в неделю в IX–XI классах.

Согласно абз. 6 п. 8 ст. 158 Кодекса об образовании общественно полезный труд — занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.

В соответствии с Письмом 13.07.2018 в рамках общественно полезного труда могут выполняться работы согласно п. 121 СанНиП.

При организации общественно полезного труда обучающихся необходимо руководствоваться соответствующими НПА, в т. ч. устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок. Все виды общественно полезного труда должны быть организованы в соответствии с гигиеническими требованиями, с соблюдением техники безопасности, в специальной одежде (халат, фартук, косынка, берет).

Обратите внимание
Пункт 77 Положения содержит указание «увеличивается», а не «может увеличиваться», что делает выделение дополнительных финансируемых часов обязательным для учредителя.

Деление классов на группы

Пункт 54 Положения в обязывающей форме устанавливает случаи, в которых производится деление классов на группы при изучении ряда предметов либо проведении ряда учебных работ. В нем, в частности, предусмотрено деление на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек) при проведении учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» в V–IX классах и по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в X и XI классах; на группы юношей и девушек при проведении учебных занятий по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X и XI классах.

Если проведение учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» можно организовать по группам для мальчиков (юношей) и девочек (девушек) в других параллелях, то такое деление допускается по решению управления по образованию, согласованному с финансовым отделом.

В соответствии с последними внесенными изменениями в Положение (последний раз вносились в марте 2018 г. (примеч. ред.)) производится деление на группы при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык» с наполняемостью каждой группы не менее 9 учащихся. При этом по решению местного управления (отдела) по образованию, согласованному с финансовым отделом местного органа власти, можно формировать группы меньшей наполняемости за счет учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий.

Представляется, что такое решение может быть оформлено приказом управления (отдела) образования, которым директорам подведомственных учреждений общего среднего образования разрешается использование часов факультативных занятий для деления классов на группы с меньшей, чем 9 учащихся, наполняемостью при проведении учебных занятий по учебному предмету «Иностранный язык». Предшествовать изданию данного приказа должно согласование в установленном порядке с финансовым отделом местного органа власти.

Как и ранее, при наполняемости классов в школах не менее 25 учащихся, а в гимназиях и лицеях — не менее 20 учащихся классы делятся на две группы при проведении учебных занятий по ряду учебных предметов. Изменения не коснулись деления классов названной наполняемости при проведении учебных занятий по учебному предмету «Информатика» в VI–XI классах, а также при проведении фронтальных лабораторных работ по учебному предмету «Физика» и практических работ по учебному предмету «Химия» в VII–XI классах, астрономических наблюдений в XI классах.

Однако изменились подходы к предусмотренному п. 54 Положения делению классов на две группы при указанной выше наполняемости при проведении некоторых учебных занятий в классах с повышенным уровнем изучения ряда учебных предметов.

Так, при проведении практикумов по решению задач на учебных занятиях по учебному предмету «Математика» такое деление проводится только в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Математика». Соответственно, при проведении практикумов по решению задач на учебных занятиях по учебному предмету «Физика» деление проводится только в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Физика». Кроме того, при проведении лабораторных и практических работ по учебному предмету «Биология» деление на группы в настоящее время производится только в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Биология», а при проведении лабораторных опытов по учебному предмету «Химия» — в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Химия».

Учебные программы

Количество учебных работ, о которых речь шла выше, определяется учебными программами по соответствующим учебным предметам и календарно-тематическим планированием.

Так, учебные программы для X–XI классов были утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2017 г. № 93 (учебные программы по учебным предметам «Астрономия» для XI класса, повышенного уровня изучения учебных предметов «Белорусский язык», «Русский язык», «Русская литература», «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение», «География» для XI класса — постановлением Министерства образования от 21 июня 2016 г. № 49 (с последующими изменениями и дополнениями); повышенного уровня изучения учебных предметов «Белорусский язык», «Русский язык», «Русская литература», «История Беларуси», «Всемирная история», «География» для X класса — постановлением Министерства образования от 15 июля 2015 г. № 83 (с последующими изменениями и дополнениями)), для V–VII классов — постановлением Министерства образования от 27 июля 2017 г. № 91, для VIII–IX классов — постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 июля 2017 г. № 92.

К примеру, по учебному предмету «Химия» предусмотрено 6 практических работ в VII классах, 3 — в VIII классах, по 4 — в IX, X и XI классах. По учебному предмету «Физика» предусмотрено 6 фронтальных лабораторных работ в VII классе, 7 — в VIII классе, 8 — в IX классе, 4 — в X классе и 6 — в XI классе; в X и XI классах с изучением физики на повышенном уровне — соответственно 5 и 6.

В X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Биология» проводится по 6 лабораторных, а также соответственно 15 и 18 практических работ по учебному предмету «Биология».

В X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Химия» проводится соответственно 6 и 7 практических работ, 9 и 13 лабораторных опытов по учебному предмету «Химия».

По учебному предмету «Астрономия» в XI классе проводится три астрономических наблюдения.

Количество практикумов по решению задач по математике в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Математика» и по физике в X и XI классах с изучением на повышенном уровне учебного предмета «Физика» устанавливается календарно-тематическим планированием. Практикумы по решению задач по учебному предмету «Физика» внесены в календарно-тематическое планирование, разработанное Национальным институтом образования и для профильных X и XI классов, и составляют соответственно 51 и 49 учебных занятий на протяжении учебного года. Для учебного предмета «Математика» такие практикумы в календарно-тематическое планирование учитель должен внести самостоятельно.

Обратите внимание
В случаях, когда количество учащихся в классе меньше нормы, деление классов на группы при проведении соответствующих учебных занятий может осуществляться за счет учебных часов, установленных типовым учебным планом для проведения факультативных занятий.

Использование часов факультативных занятий

В Положении оговорены и вопросы использования часов факультативных занятий, выделенных типовым учебным планом.

Согласно п. 59 Положения с целью воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирования опыта безопасной жизнедеятельности на протяжении учебного года проводятся факультативные занятия по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Обратите внимание
В 2018/2019 учебном году ОБЖ как учебный предмет проводится во II–VІІ классах; в VІІІ–ІХ классах продолжается изучение ОБЖ на факультативных занятиях.

В соответствии с п. 60 Положения за счет часов факультативных занятий в шестой школьный день могут проводиться занятия по игровым видам спорта (один час в неделю на класс) и может реализовываться программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов (в рамках количества часов, предусмотренных типовыми учебными планами по профессиям, но не более 6 часов в неделю).

В соответствии с приложением 20 к Письму 13.07.2018 учебные занятия «Час здоровья и спорта» являются обязательными для всех учащихся I–XI классов учреждений общего среднего образования (кроме учащихся специализированных по спорту классов).

Данные занятия планируются и проводятся за счет учебных часов, предусмотренных в типовом учебном плане учреждения общего среднего образования на проведение факультативных занятий. Проведение занятия «Час здоровья и спорта» включается в учебную нагрузку учителя.

Обратите внимание
Учебный час, выделяемый на проведение учебного занятия «Час здоровья и спорта», не учитывается при определении максимальной допустимой учебной нагрузки на одного учащегося.

Учебное занятие «Час здоровья и спорта» вносится в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования (если проводится в понедельник — пятницу) или в расписание факультативных занятий (если проводится в субботу).

На посещение учебного занятия «Час здоровья и спорта» заявления законных представителей учащихся не требуются. К проведению учебного занятия «Час здоровья и спорта» предъявляются такие же организационные, педагогические, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». При этом сохраняется тот же порядок разработки и утверждения программно-планирующей документации.

Если учебное занятие «Час здоровья и спорта» внесено в расписание учебных занятий учреждения общего среднего образования, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, группе лечебной физической культуры, а также временно освобожденные от учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», обязаны присутствовать на нем. Если занятие внесено в расписание факультативных занятий, то его посещение учащимися, отнесенными к вышеуказанным категориям, необязательно.

Это важно
Деление класса на группу юношей и группу девушек при проведении учебных занятий «Час здоровья и спорта» в X–XI классах не осуществляется. Несмотря на это, запись в классных журналах делается дважды: в группе юношей и группе девушек. При этом в одной из групп занятие записывается с датой проведения, а во второй группе — без указания даты.

В соответствии с п. 43-1 Положения в учреждениях общего среднего образования могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне на II и III ступенях общего среднего образования. При этом руководитель учреждения по согласованию с учредителем и в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида может определять перечень предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне.

Согласно п. 61 Положения несовершеннолетние учащиеся с учетом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желания и состояния здоровья, могут также изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в рамках количества часов на проведение факультативных занятий, установленного Типовым учебным планом.

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2018/2019 учебном году» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р.С. 24 июля 2018 г.) (далее — Письмо 24.07.2018) при организации профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:

  • модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
  • модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы*;
  • модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

*Как и ранее, здесь допустимы два варианта: первый — один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, одинаков для всех учащихся класса, а другие учебные предметы различны для разных учащихся; второй — в одном классе сформировано несколько профильных групп с разным набором учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение) (примеч. авт.).

При этом учащиеся, которые выбрали определенные учебные предметы для изучения на повышенном уровне, изучают их отдельно от учащихся, изучающих эти же учебные предметы на базовом уровне (разные учебные программы). Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, осуществляются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

С этого учебного года в учреждениях общего среднего образования в соответствии с п. 43-1 Положения, Типовым учебным планом и Письмом 24.07.2018 возможно изучение на повышенном уровне иностранного языка в V–VII классах (не более двух дополнительных учебных часов в неделю с увеличением максимально допустимой учебной нагрузки на учащегося на один час), а в VIII классах — любого учебного предмета (любых учебных предметов) (не более двух дополнительных учебных часов в неделю с увеличением максимально допустимой учебной нагрузки на учащегося на один час). При этом возможность изучения учебного предмета на повышенном уровне предоставляется как в рамках класса, так и группы при наличии 5 учащихся в городских и 3 в сельских школах по аналогии с факультативными занятиями. Если в VIII классах на изучение учебного предмета (учебных предметов) на повышенном уровне используется два дополнительных учебных часа в неделю, то изучение факультативного занятия «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть организовано за счет часов, выделяемых на организационно-воспитательную работу.

Согласно п. 10 ст. 158 Кодекса об образовании, а также абз. 2 п. 61 Положения факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. При этом факультативные занятия музыкальной, хореографической и театральной направленности могут проводиться совместно учителем, реализующим содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором).

В соответствии с п. 62 Положения для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий учащиеся одного или параллельных классов объединяются в группы: в городских школах не менее 5 человек при проведении факультативных занятий и не менее 3 человек при проведении стимулирующих и поддерживающих занятий.

Управление (отдел) образования может разрешить в учреждениях общего среднего образования, организующих факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, проведение ряда дополнительных учебных занятий с выделением часов сверх типового учебного плана согласно п. 63 Положения.

К сожалению, Письмо 13.07.2018 не содержит приложения, посвященного особенностям организации образовательного процесса по указанным выше факультативным занятиям. Общие ссылки на требования действующих НПА по этому вопросу даны в Письме 24.07.2018. Поэтому считаем, что особенности использования вышеуказанных часов и внесения их в учебный план учреждения общего среднего образования могут быть использованы по аналогии с приложением 23 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р.С. 21 июля 2017 г.).

Согласно п. 76 Положения после окончания учебного года с учащимися X классов проводятся обязательные 5-дневные учебно-полевые сборы для юношей и 5-дневная медицинская практика для девушек. На эти цели выделяется по 30 учебных часов. При этом учреждения, которые не имеют в своем составе центров допризывной подготовки, организуют проведение сборов (практики) в центре допризывной подготовки иных учреждений образования в порядке, установленном управлением (отделом) по образованию по согласованию с районным военным комиссариатом, начальниками воинских гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организаций здравоохранения.

С учащимися V–VIII классов учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки, на протяжении 5 дней по 3 учебных часа в день проводится трудовая практика (всего 15 учебных часов на класс). В соответствии с Письмом 13.07.2018 сроки и порядок организации практики, исходя из местных условий, определяет руководитель учреждения образования; трудовая практика может проводиться также в лагерях труда и отдыха, а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся.

Обратите внимание
При составлении учебного плана учреждения образования также следует учесть, что в ч. 2 п. 105 СанНиП в июне этого года было внесено изменение, позволяющее увеличивать максимально допустимую недельную учебную нагрузку для учащихся V–VIII классов, в которых организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, на один час для проведения факультативных занятий.

Пример составления учебного плана с пояснительной запиской

1381 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Время первых

Со словом «первый» у меня ассоциируются полет в космос, Юрий Гагарин.
№ 4 (148) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 191
3
• • •

В каких документах УОСО отразить изменения законодательства о труде

Закон Республики Беларусь от 29.06.2023 № 273-З «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» (далее — Закон) вступил в силу с 1 января 2024 г. Статья 3 Закона пр...
№ 1 (145) 2024 Лавфер Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 920
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок