Требования к организации освещения в учреждениях общего среднего образования
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Требования к организации освещения в учреждениях общего среднего образования

Все учебные помещения учреждений общего среднего образования должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение. Особенность физиологии человека такова, что зрение он может использовать только при необходимом количестве света. Чем этот свет качественнее, тем лучше и быстрее усваивается материал, тем меньше усилий необходимо приложить для распознавания информации. Хороший свет в учреждении образования способствует благоприятному росту и развитию детского организма.

Мамонтов Владислав

Инженер-механик

2886 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Слишком малое количество света, неравномерность освещения вызывают боль в области глаз, «разлитую» головную боль, ухудшают координацию движений, способствует быстрому снижению работоспособности учащихся, общему утомлению и нарушению функционального состояния зрительного анализатора*.

* Зрительный анализатор можно сравнить с телевидением: «антенна» — глазное яблоко — воспринимает сигнал и преобразует его из волн в электричество; проводниковый отдел (данный отдел представлен нервными волокнами), сформированный нервными волокнами, проводит преобразованный сигнал от «антенны» до «телевизора» — мозга (корковый отдел), — который декодирует изображение в привычную нам форму (примеч. авт.).

С течением времени развивается нарушение рефракции глаза, ухудшается острота зрения, формируется близорукость, что является немалой проблемой для большинства учащихся в настоящий момент.

Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными нормами и правилами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

Требования к освещению учреждений образования, уровни естественной и искусственной освещенности основных помещений учреждений образования, рекомендуемые типы электросветильников устанавливаются в соответствии с требованиями:

  • Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 с последующими изменениями и дополнениями (см. главу 5) (далее — Требования для учреждений образования);
  • Санитарных норм и правил «Требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений жилых и общественных зданий», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений общественных зданий», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 82 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Требования к освещению);
  • технического кодекса установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250)*), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 октября 2009 г. № 338.

* Область применения ТКП 45-2.04-153-2009 распространяется также на естественное и искусственное освещение помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения (примеч. авт.).

Обратите внимание
Министерство здравоохранения Республики Беларусь постановлением от 29 декабря 2014 г. № 115, внесшим изменения в Санитарные нормы и правила «Требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений жилых и общественных зданий», ограничило использование светодиодных источников света (ламп)*: применение светодиодных источников света не допускается для искусственного освещения помещений учреждений образования, в которых организован образовательный и воспитательный процесс (см.: ч. 3 п. 25 Требований к освещению).

* Причина запрета сводится к тому, что у Министерства здравоохранения Республики Беларусь нет достаточного количества данных о безопасности светодиодных ламп (примеч. авт.).

Такие энергосберегающие источники света, как светодиодные, запрещено использовать для освещения помещений учреждений образования, в которых организован образовательный и воспитательный процесс: классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории, кабинеты информатики, мастерские, кабинеты труда, актовые залы, спортивные залы.

Применять же светодиодное освещение в неучебных помещениях (обеденные залы, коридоры, кладовые, душевые, гардеробы), т.е. в тех помещениях, где нет зрительной нагрузки, разрешается.

Требованиями к освещению предусматривается, что для светодиодных источников света в системах искусственного освещения помещений до разработки иных требований следует применять существующие нормы безопасности и безвредности.

Рекомендации по организации освещенности помещений учреждений образования 

При организации освещения в учреждениях общего среднего образования следует учитывать следующие моменты:

  • направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее;
  • используемые шторы (жалюзи) в нерабочем положении не должны закрывать световые оконные проемы учебных помещений;
  • цветы, выращиваемые в учебных помещениях, не должны закрывать световые оконные проемы. Цветы в учебных помещениях размещаются в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола. Высота цветов, расставленных на подоконниках, не должна превышать 15 см (не включая высоту цветочных горшков);
  • деревья должны быть высажены на расстоянии не менее 10 м, а кустарники не менее 5 м от окон здания учреждения образования;
  • при организации искусственного освещения в учебных помещениях предпочтение следует отдавать люминесцентному освещению с электронной пускорегулирующей аппаратурой и лампами, имеющими цветовую температуру 3500–4000 °К дневного или белого света, т.к. спектр их излучения наиболее приближен к спектру естественного света, что способствует поддержанию высокой работоспособности зрительного анализатора и в целом хорошей умственной работоспособности учащихся;
  • рабочие поверхности ученических парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов (светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины);
  • классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, синего цвета;
  • стены, потолки, полы, оборудование в учебных помещениях должны иметь матовую поверхность;
  • стены должны быть в светлых тонах (бледно-желтый, бледно-зеленый, бледно-голубой и др.);
  • оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов;
  • потолок должен быть белого цвета;
  • в пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях образования необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня;
  • для поддержания должного уровня освещенности в учебных помещениях должна проводиться регулярная очистка (по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца) осветительной арматуры светильников и своевременная замена перегоревших и неисправных ламп.

Обратите внимание
Для поддержания должной степени чистоты оконных проемов их необходимо мыть с наружной стороны не менее 3–4 раз в год, а с внутренней стороны — ежемесячно.

В приложении 4 Требований для учреждений образования приведены нормы искусственной освещенности помещений.

Так, например, норма освещения для:

  • классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий составляет при освещении лампами накаливания 400 люкс*, при освещении люминесцентными лампами — 400 люкс;
  • спортивного зала составляет при освещении лампами накаливания 100 люкс, при освещении люминесцентными лампами — 200 люкс;
  • мастерских по обработке металла и древесины, инструментальной (на верстаках и рабочих столах) составляет при освещении лампами накаливания 300 люкс, при освещении люминесцентными лампами — 500 люкс.

* Люкс — это единица измерения освещенности, которая равняется освещенности поверхности площадью один квадратный метр при световом потоке, равном одному люмену. Так, к примеру, если спроецировать 100 люменов на площадь в 1 квадратный метр, то показатель освещенности составит 100 люкс. А если аналогичный световой поток направить на десять метров квадратных, то освещенность составит всего 10 люкс (примеч. авт.).

Определить фактический уровень освещенности для каждого помещения можно при помощи специального прибора — люксметра. В случае несоответствия измеренных показателей нормативным необходимо принимать срочные меры по нормализации уровня освещения до нормативного.

Таблица

Норма искусственной освещенности помещений учреждений общего среднего образования*

* См.: приложение 4 к Требованиям для учреждений образования.

Скачать таблицу «Норма искусственной освещенности помещений учреждений общего среднего образования»

Примечания к таблице:

1. В производственных мастерских и кабинете для обработки ткани кроме общего освещения должно быть оборудовано местное электроосвещение у станков, швейных машин.

2. При наличии в учреждении образования других производственных мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.  

2886 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 416
8
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок