От стажа работы до аттестации: рассматриваем кадровые вопросы

От стажа работы до аттестации: рассматриваем кадровые вопросы

В редакцию постоянно поступают вопросы на различные тематики, каждый из которых требует проработки со стороны работников редакции и авторского коллектива.

В этом материале мы собрали вместе кадровые вопросы, волнующие руководителей учреждений общего среднего образования.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1144 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Может ли быть принят на работу на должность педагога социального работник с высшим педагогическим образованием, если его специальность по диплому — «Русская филология» с квалификацией «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы»?


Может в порядке исключения.

Квалификационные характеристики должностей специалистов определены Выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»* (далее — Выпуск 28 ЕКСД).

* Утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с Выпуском 28 ЕКСД к должности «педагог социальный» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка, соответствующая педагогической деятельности по специальности «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности, в данном случае следует понимать высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный».

При этом ч. 5 п. 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих* (далее — Общие положения) определено, что наличие у служащего диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования».

* Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты от 2 января 2012 г. № 1 с последующими изменениями и дополнениями.

Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации); специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

Таким образом, наниматель в порядке исключения может (но не обязан!) назначить (принять на работу) лицо, имеющее диплом о высшем (среднем специальном) образовании, но с последующим прохождением переподготовки по соответствующему профилю.


Засчитывается ли в стаж работы главного бухгалтера школы период работы главным бухгалтером сельского исполнительного комитета, на балансе которого находились школы и детсады, а бюджетное финансирование бухгалтерии осуществлялось по разделу «Образование»?


Нет.

Вопросы исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) урегулированы:

  • Положением о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)* (далее — Положение о порядке исчисления стажа работы в отрасли);
  • Инструкцией об особенностях исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) работников бюджетных организаций системы образования (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 45 с последующими изменениями и дополнениями).

* Утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 с последующими изменениями и дополнениями.

Указанные нормативные правовые акты не предусматривают возможность зачета бухгалтеру в стаж работы в отрасли периода работы главным бухгалтером сельского исполнительного комитета.


В гимназию на работу принят бухгалтер. В советские годы этот человек работал в государственном университете одной из союзных республик: сначала лаборантом кафед­ры, а затем секретарем ректората. Засчитывается ли в стаж работы в отрасли указанная работа?


Не засчитывается.

В соответствии с п. 8 Положения о порядке исчисления стажа работы в отрасли в стаж работы в отрасли засчитываются, помимо прочего, периоды работы на предприятиях, в учреждениях и организациях бывшего СССР специалистов социально-культурных отраслей бюджетной сферы на должностях, предусмотренных в прилагаемом к Положению о порядке исчисления стажа работы в отрасли Перечне специалистов бюджетных организаций здравоохранения, социальной защиты, образования, науки, физической культуры и спорта, культуры и искусства, радио и телевидения, архивов и архивных учреждений, редакций газет и журналов (далее — Перечень).

В указанном Перечне в разделе «Образование» должности лаборанта кафедры (за исключением лаборантов кафедр медицинского профиля высших учебных заведений системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, имеющих высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование) и секретаря ректората отсутствуют.

Следовательно, в стаж работы в отрасли бухгалтеру учреждения образования период его работы на этих должностях в советское время не может быть засчитан.


Обязан ли директор школы в случае прекращения трудовых отношений с работником в связи с истечением срока действия контракта сообщать этому работнику причины расторжения контракта?


По общему правилу не обязан.

Законодательство о труде не содержит обязанности нанимателя сообщать о причинах прекращения трудовых отношений с работником в случае расторжения контракта в связи с истечением срока его действия.

Для увольнения по данному основанию необходимо желание хотя бы одной из сторон контракта — нанимателя или работника — прекратить трудовые отношения. Желание должно быть выражено в письменной форме (уведомление, предупреждение).

Однако принимая решение о прекращении трудовых отношений, наниматель должен учитывать гарантии по продлению (заключению нового) контракта, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (с последующими изменениями и дополнениями), направленные на защиту отдельных категорий работников (женщин, находящихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, имеющих малолетних детей, а также лиц предпенсионного возраста).

Кроме этого, в коллективном договоре, соглашении могут быть предусмотрены и иные категории работников, с которыми наниматель обязан продлевать (заключать новый) контракт по истечению срока его действия.


Работница имеет высшее образование по специальности «Белорусский язык и литература», квалификация — «Филолог. Преподаватель белорусского языка и литературы, отечественной и мировой культуры». Прошла переподготовку по специальности «Логопедия», квалификация — «Учитель-логопед». 19 ноября 2013 г. ей присвоена первая квалификационная категория учителя-дефектолога. В октябре 2017 г. работница повысила квалификацию по программе повышения квалификации учителей-дефектологов. Может ли она претендовать на присвоение высшей квалификационной категории учителя-дефектолога?


Может.

Согласно п. 18 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)* (далее — Инструкция) обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  1.  соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  2.  наличие стажа работы в должности, по которой аттестуется;
  3.  усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

* Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с Выпуском 28 ЕКСД квалификационными требованиями к должности «учитель-дефектолог» являются наличие высшего образования по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование») или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка по направлению «Специальное образование». Очевидно, что полученное образование соответствует квалификационным требованиям.

Содержание образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов также освоено в сроки, предусмотренные законодательством.

Согласно п. 19 Инструкции претендовать на присвоение высшей квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. Это требование также выполнено.

Таким образом, все условия допуска к аттестации выполнены полностью. Нужно лишь учесть, что при присвоении высшей квалификационной категории аттестация проводится в форме квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. При этом квалификационный экзамен предшествует аттестационному собеседованию (см.: п. 24, 27 Инструкции).

1144 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Сделать учреждение лучше могут только люди»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 67 г. Минска» Татьяной Михайловной БРЕЛЬ

А как вообще стать директором школы? Да еще и в молодом возрасте? Об этом, а также о страхах, зарплате, проверках и даже о посадке леса рассказывает директор столичной шк...
№ 6 (150) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 357
4

Охрана труда в школе: краткая инструкция по организации

Особенности организации охраны труда в учреждении образования обусловлены необходимостью обеспечения безопасного труда работников, а также безопасности обучающихся. Каким...
№ 3 (147) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1123
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок