Требования к оформлению учебного плана

Требования к оформлению учебного плана

Одним из основных документов, на основе которых учреждения общего среднего образования осуществляют образовательную деятельность, является учебный план.

Составляя его, необходимо учесть множество моментов: от правильного оформления с точки зрения делопроизводства до отражения в нем перечня обязательных для изучения учебных предметов по классам и количества часов на их изучение; количества учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; обязательной и максимальной допустимой учебной нагрузки в неделю на одного учащегося в каждом классе и общего количества учебных часов, финансируемых из местного бюджета на проведение учебных занятий, и т.д.

Итак, приступим к составлению учебного плана вашего учреждения образования.

Стренковский Сергей

первый проректор Минского городского института развития образования, профессор кафедры управления и экономики образования, доктор исторических наук, профессор

3864 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Кодексе об образовании нет определения понятия «учебный план учреждения общего среднего образования». Вместе с тем в абз. 2 п. 5 ст. 94 Кодекса об образовании дано определение учебному плану.

Согласно ст. 167 Кодекса об образовании учебные планы, равно как и учебные программы, являются элементом учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования как составной части научно-методического обеспечения общего среднего образования. Указанная статья устанавливает следующие виды учебных планов: типовой учебный план общего среднего образования, учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования; экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования; индивидуальные учебные планы.

Разработка учебного плана — это прерогатива самого учреждения общего среднего образования.

Учебный план учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, разрабатывается учреждением образования, реализующим образовательные программы общего среднего образования, ежегодно на основе типового учебного плана учреждения общего среднего образования (определение Типового учебного плана содержится в п. 3 ст. 167 Кодекса об образовании (примеч. ред.)) соответствующего вида (далее — Типовой учебный план) и утверждается его руководителем по согласованию с учредителем (см.: ч. 1 п. 4 ст. 167 Кодекса об образовании).

На 2018/2019 учебный год Типовой учебный план общего среднего образования утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2018 г. № 43 (вступит в силу с 1 сентября 2018 г.).

В должностных инструкциях работников сферы образования, содержащихся в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании»*, участие в разработке учебных планов отнесено к обязанностям ряда руководителей и работников.

* Утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями

Это важно
Директор совместно с советом учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и внедрение программ развития учреждения, учебных планов. Заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической работе) организует разработку учебно-программной документации образовательных программ. Учитель участвует в разработке учебно-программной документации.

Планируем включение в учебный план изучения предметов на базовом и повышенном уровнях

В разработке учебных планов задействуется практически весь педагогический коллектив учреждения образования. Считаем, что эта работа должна начинаться на заседаниях методических формирований педагогов при участии заместителей директора по учебной работе с анализа и обсуждения Типового учебного плана, предложений по преподаванию учебных предметов в следующем учебном году, организации профильных классов с изучением на повышенном уровне ряда учебных предметов, созданию групп для проведения факультативных занятий, необходимости стимулирующих и поддерживающих занятий в отдельных классах.

В письме Министерства образования Республики Беларусь от 30 мая 2016 г. № 05-20/94 «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования»4 учреждениям общего среднего образования было рекомендовано предложить учащимся и их законным представителям учебный план учреждения общего среднего образования, в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях. По итогам ознакомления учащиеся могут определить два-три учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передать свои предложения руководителю учреждения общего среднего образования.

Директору на заметку
На основе имеющейся информации с учетом своих возможностей учреждение общего среднего образования определяет количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся (это может быть всего несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое; или химико-биологическое и гуманитарное; или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне).

Суммировав прозвучавшие на заседаниях методических формирований предложения учителей, изучив предварительные запросы учащихся и их законных представителей на изучение предметов на повышенном уровне, организацию факультативных занятий, проанализировав итоги использования часов, выделенных на проведение стимулирующих и поддерживающих занятий, общественно-полезный труд, заместители директора по учебной работе разрабатывают проект учебного плана. Затем под руководством директора учреждения и с участием профсоюзного комитета проводится обсуждение представленного заместителями директора проекта с вынесением итогов на заседание совета учреждения. Такое обсуждение может проходить и непосредственно на заседании совета учреждения.

Напомним, что Положением о совете учреждения образования* к компетенции совета учреждения отнесено рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности; обсуждение проектов учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением образования (см.: подп. 4.1, 4.4 п. 4 Положения).

* Утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 84 (далее — Положение)

Какими требованиями по делопроизводству следует руководствоваться при оформлении учебного плана?

Как и правила оформления других документов в государственных организациях, общие требования можно найти в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях* (далее — Инструкция по делопроизводству).

* Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно п. 75 Инструкции по делопроизводству тексты документов оформляются в виде связного текста, анкеты, таблицы или в виде соединения этих форм. Определяющим в выборе формы представления текста является характер информации, содержащейся в тексте документа.

Учебный план учреждения общего среднего образования включает табличную часть (собственно учебный план) и пояснительную записку.

Следовательно, учебный план состоит из таблиц, в которых представлены перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам и количество учебных часов на их изучение; количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий; обязательная и максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета на проведение учебных занятий; пояснительная записка, в которой оговариваются вопросы деления классов на группы, введения дополнительного количества часов и др.

В соответствии с п. 67–68 Инструкции по делопроизводству текст документа должен быть достоверным, объективным, максимально кратким с сохранением полноты информации и точности ее изложения, не допускать различных толкований; излагаться простым и ясным языком с соблюдением норм официально-делового стиля литературного языка.

Предложения в документе строятся согласно общепринятым грамматическим и орфографическим правилам белорусского и русского языков, преимущественным является употребление простых распространенных предложений (п. 70); применяются термины и определения, установленные действующими стандартами и терминологическими словарями, а многозначные термины в каждом конкретном случае должны употребляться только в одном из своих значений (п. 71).

Учебные планы составляются на том государственном языке Республики Беларусь, который используется для ведения делопроизводства в данном учреждении образования (п. 69).

В тексте документа не допускается употребление просторечий и экспрессивных форм разговорной речи; иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке; нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор; аббревиатур, кроме общеизвестных или расшифрованных в тексте документа (п. 72).

Поскольку пояснительная записка учебного плана является сложным по содержанию документом, то в соответствии с п. 73 Инструкции по делопроизводству ее текст делится на пункты, а пункты могут подразделяться на подпункты, подпункты, соответственно, на абзацы. При этом пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа. Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всего документа, подпунктов — сквозной для каждого пункта. Абзацы не нумеруются и выделяются абзацным отступом. Согласно п. 74 в тексте документа перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис или иной знак не ставится. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

При оформлении учебного плана должны соблюдаться реквизиты, установленные Инструкцией по делопроизводству. Поскольку все учреждения общего среднего образования имеют вышестоящие организации, то на учебном плане в соответствии с п. 40 Инструкции по делопроизводству должно указываться ее полное наименование. К примеру: управление по образованию администрации N-ского района г. Минска. Затем указывается полное наименование самого учреждения общего среднего образования, причем в полном соответствии с его уставом. Ниже полного может быть приведено заключенное в скобки сокращенное наименование, если оно закреплено в уставе учреждения образования (п. 41).

Далее прописными буквами без разрядки указывается название вида документа: УЧЕБНЫЙ ПЛАН (п. 45).

При подготовке учебного плана допускается печатать только обозначения месяца и года, день месяца проставляется директором.

Директору на заметку
Датой учебного плана является дата его утверждения руководителем учреждения (см.: п. 46 Инструкции по делопроизводству; п. 4 ст. 167 Кодекса об образовании).

Даты утверждения и согласования оформляются цифровым способом. Элементы даты указываются арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, год — четырьмя арабскими цифрами (например: 08.08.2018).

Согласно п. 52 Инструкции по делопроизводству учебный план приобретает юридическую силу только с момента его утверждения. Документ может утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа или должностным лицом. Оба способа имеют одинаковую юридическую силу. Поскольку утверждение учебного плана приказом не оговорено никаким нормативным правовым документом, его введение не требует дополнительных предписаний и разъяснений, иных действий, связанных с его применением, то целесообразно использовать гриф утверждения должностным лицом (отступ 100 мм):


УТВЕРЖДАЮ
Директор средней школы № 111 г. М.*
Подпись И.И.Иванов
23.06.2018



* При утверждении документа посредством проставления должностным лицом в грифе утверждения собственноручной подписи гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», наименования должности лица, включая видовое (институт, предприятие, комитет и т.п.) или сокращенное наименование организации, его собственноручной подписи, расшифровки подписи и даты утверждения (п. 52 Инструкции по делопроизводству) (примеч. авт.).

Подписывает учебный план заместитель (заместители) директора, который отвечает за его разработку в соответствии со своими должностными обязанностями.

Согласно п. 57 Инструкции по делопроизводству реквизит «Подпись» располагается после текста и отметки о наличии приложения и состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, собственноручной подписи и ее расшифровки (инициалы, фамилия). Инициалы печатаются перед фамилией без пробелов на уровне последней строки наименования должности.


Заместитель директора
по учебной работе Подпись Е.Е.Сидорова


Пунктом 4 ст. 167 Кодекса об образовании предусмотрено, что учебный план учреждения общего среднего образования согласовывает его учредитель, т.е. структурное подразделение районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации районов в городах, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования (далее — управление по образованию администрации района).

Если положениями об управлении, его структурных подразделениях, должностными инструкциями специалистов управления, приказами по управлению не оговорены конкретные должностные лица, к компетенции которых отнесено согласование учебных планов, то согласование осуществляет начальник управления. Согласно п. 59 Инструкции по делопроизводству оформляется оно как внешнее согласование. В данном случае гриф согласования располагается ниже реквизита «Подпись» на лицевой стороне последнего листа документа и печатается от нулевого положения табулятора без отступа от границы левого поля.


СОГЛАСОВАНО
Начальник управления
по образованию администрации
N-ского района
г. М.
Подпись Н.Н.Петров
07.08.2018


Если управлением по образованию администрации района определен ряд должностных лиц, которые согласовывают учебные планы учреждений общего среднего образования, то в соответствии с п. 59 Инструкции по делопроизводству к экземпляру учебного плана, который остается в управлении, может быть приложен лист согласования по образцу, приведенному в приложении 4 к Инструкции по делопроизводству. К примеру:

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
проекта учебного плана государственного учреждения образования «Средняя школа № 111 г. М.»
СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела дошкольного
и общего среднего образования
управления по образованию
администрации N-ского
района г. М.
Подпись М.М.Белая
06.08.201
8
СОГЛАСОВАНО
Главный бухгалтер
централизованной бухгалтерии
управления по образованию
администрации N-ского
района г. М.
Подпись В.В.Семенова
06.08.2018

СОГЛАСОВАНО
Главный специалист отдела
дошкольного и общего среднего образования
управления по образованию
администрации
N-ского района г. М.
Подпись И.И.Зайцева
03.08.2018
СОГЛАСОВАНО
Экономист планово-экономического
отдела централизованной бухгалтерии управления по образованию
администрации
N-ского района г. М.
Подпись П.П.Андреева
02.08.2018


При необходимости может оформляться внутреннее согласование учебного плана путем визирования проекта документа должностным лицом. Реквизит «Виза» включает в себя наименование должности лица, визирующего проект документа, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату.


Заместитель директора по
воспитательной работе
Подпись С.В.Смирнов
01.08.2018


Визы проставляются ниже реквизита «Подпись» на лицевой стороне последнего листа первого экземпляра документа слева. При необходимости оформления нескольких виз они располагаются одна под другой в порядке визирования. При отсутствии свободного места визы оформляются на обороте последнего листа документа или на отдельном листе и при размножении документа не воспроизводятся.

При желании может быть оформлен титульный лист учебного плана. В этом случае на нем размещаются реквизиты «Наименование вышестоящей организации», «Наименование организации», «Наименование документа». Следующая страница начинается с реквизита «Гриф утверждения».

Форма табличной части учебного плана содержится во всех постановлениях Министерства образования Республики Беларусь, которыми утверждается Типовой учебный план общего среднего образования.

Вариант пояснительной записки к учебному плану учреждения общего среднего образования был приведен в письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году», утвержденном заместителем Министра образования Республики Беларусь от 7 августа 2015 г.

Вместе с тем считаем, что приведенные в п. 2 пояснительной записки положения о том, что организация образовательного процесса в учреждении образования осуществляется в соответствии с приводимым в ней перечнем НПА, являются излишними. Как следует из ст. 22 Кодекса об образовании, порядок осуществления образовательного процесса излагается в уставе учреждения. Его дублирование в учебном плане представляется нецелесообразным.  

От редакции
В каких случаях общее количество учебных часов, финансируемых из местного бюджета на проведение учебных занятий, при разработке учебного плана учреждения общего среднего образования увеличивается управлением образования? При изучении каких предметов нужно производить деление классов на группы? Как должны формироваться Х классы при организации профильного обучения в них? Эти и другие вопросы по теме учебного плана будут раскрыты в следующем номере журнала. Также вашему вниманию будет предложен примерный образец учебного плана на 2017/2018 учебный год.

3864 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок