Стратегический менеджмент образовательной организации
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Стратегический менеджмент образовательной организации

Каковы основные требования к стратегической компетенции директора?
Способность к стратегическому мышлению, грамотный подбор и расстановка кадров, умение разрабатывать альтернативные варианты решений и др.
Является ли Программа развития учреждения обязательным локальным документом?
Нет, не является.
Нужно ли заставлять работников участвовать в работе над Программой развития учреждения?
Конечно, нет. Необходимо желание участников, иначе это может дискредитировать начинание.

Киселев Константин

Директор государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска», член совета специального фонда Президента Респуб­лики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов

1683 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

При работе над проектом под названием «Успешное, результативное учреждение образования» необходимо помнить, что архитектор данного проекта — это директор. Именно директор определяет и контролирует реализацию стратегии управления учреждением. При этом он должен обладать специальными знаниями и умениями, ключевыми менеджерскими компетенциями для полноценного развития учреждения. Руководитель должен не просто понимать основные управленческие принципы и механизмы, а грамотно экстраполировать их на практическую деятельность, вырабатывая собственное видение развития учебного заведения.

Однако проблема образования на современном этапе состоит в том, что основные функции, которые возложены государством на директора учреждения образования, напрямую не связаны ни с понятием «образование», трактуемым Кодексом об образовании как «обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» (подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании), ни с понятием «образовательный процесс», который представляет собой «обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ» (подп. 1.9 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).

Основная головная боль любого руководителя учреждения общего среднего образования связана прежде всего с созданием безопасных условий пребывания обучающихся в учреждении, т. е. с соблюдением всех санитарных норм и правил, требований охраны труда и пожарной безопасности, а также с организацией горячего питания, выполнением плановых показателей по сдаче вторичного сырья и платным образовательным услугам, развитием материально-­технической базы учебного заведения, соблюдением норм делопроизводства при написании локальных нормативных документов, а «на закуску» — с неукоснительным соблюдением требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и ранним выявлением детей, находящихся в социально опасном положении.

Большинство директоров считают, что выполнением функций главного завхоза, социального работника или грамотного делопроизводителя, а также транслятора поручений вышестоящих органов список их обязанностей, более того, их роль в коллективе исчерпывается. Часто, общаясь с коллегами во всех регионах страны, я слышу высказывания наподобие «А зачем мне заниматься учебой, у меня завучи есть» или еще более циничное «За плохую учебу еще ни одного директора не уволили»

На наш взгляд, основными обязанностями директора являются создание организационных, кадровых, информационных, научно-­методических, финансовых условий для непрерывного повышения качества образования в учебном заведении, создание воспитательного пространства, обеспечивающего усвоение обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа, развитие социально зрелой, интеллектуально и творчески одаренной личности обучающихся. При этом важнейшие показатели деятельности учреждения образования, за которые несет ответственность директор, проявляют себя только в динамике, долгосрочной перспективе. Таким образом, социально значимая роль руководителя возможна лишь в случае многоплановой деятельности, направленной на развитие образовательной организации и всех субъектов образовательного процесса, а следовательно, выстраивание стратегии развития учебного заведения.

Стратегические компетенции директора

Исходя из нашей позиции, стратегическое управление мы понимаем как модель определения, планирования и реализации основных направлений развития организации, позволяющую выполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ.

Целью стратегического управления является обеспечение совершенствования и развития деятельности учреждения на определенный период. В то же время руководителю следует учитывать, что учреждение существует в условиях постоянно меняющегося социально-­культурного окружения.

Основными требованиями к стратегической компетенции директора школы являются:

  • способность к стратегическому мышлению;
  • ориентация деятельности директора и персонала на ключевые аспекты стратегии (Чего мы хотим добиться? Для чего? Что мы намерены делать?);
  • способность руководителя четко реагировать на изменения внешнего окружения учебного заведения;
  • умение разрабатывать альтернативные варианты решений относительно рационального использования финансовых и человеческих ресурсов в учреждении;
  • ответственность и дисциплинированность в разработке и реализации стратегии управления;
  • профессиональное умение объединять усилия и действия всех сотрудников, связанных с реализацией стратегии;
  • грамотный подбор и расстановка кадров.

Таким образом, в условиях современной социокультурной реальности только стратегический менеджмент образовательной организации способен отвечать вызовам времени, запросам обучающихся и их законных представителей, потребностям государства в подготовке социально успешной, интеллектуально одаренной личности.

Сотни школ и гимназий предпринимают усилия для проектирования своего желаемого будущего, разработки программ движения к нему как механизма создания долгосрочной стратегии развития.

Директору на заметку
Управление развитием учреждения образования является главным процессом, координируемым директором школы как менеджером образования. А уже выстроенная им стратегия становится основой для кадровой, финансово-­хозяйственной, проектной, научно-­методической, экспериментальной и прочей деятельности руководителя. Основным локальным документом учреждения образования, в котором очерчиваются его стратегические приоритеты на определенный период, является Программа развития.

Программа развития учреждения

Программа развития — это важнейший стратегический документ инновационного образовательного учреждения, который фиксирует системные элементы развития учебного заведения в долгосрочной перспективе. Программа развития существенно отличается от традиционного годового плана работы школы. В то время как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы школы, программа развития выступает в качестве стратегического плана сохранения определенных традиций и осуществления основных нововведений в образовательном учреждении. В современных условиях Программа развития не является обязательным локальным документом учреждения образования.

Все больше школ и гимназий в стране в качестве концептуальной основы программирования развития выбирают идею образования для устойчивого развития, выражающуюся в создании условий для «коллективного руководства», принятия серьезных решений путем анализа мнений и предложений многих членов коллектива. В отличие от традиционного варианта, когда Программа развития отдавалась на откуп заместителю директора по научно-­методической работе или в лучшем случае творческой группе педагогов учреждения образования, новая парадигма образования, в нашем понимании, подразумевает сотрудничество всех членов школьного сообщества (руководства, педагогов, специалистов, учащихся, их законных представителей, попечителей, представителей власти) при создании Программы развития, осознание ими личной ответственности за дальнейшее развитие учреждения образования, судьбу каждого ребенка.

Обратите внимание
При создании Программы развития сотрудники учреждения образования должны опираться на основополагающие государственные документы в сфере образования. Однако эта опора не должна быть слепым копированием определенных выдержек, ведь задача Программы развития как локального акта — отразить индивидуальную специфику, уникальность развития вашего учебного заведения.

Создание Программы развития — многошаговый процесс, в котором задействованы многие субъекты образовательного сообщества, социума (см. схему).

Схема

Создание Программы развития


Представленный на схеме механизм создания Программы развития предполагает широкое участие членов школьного сообщества, последовательность в достижении целей и задач. Он может быть экстраполирован на поле управления развитием любого образовательного учреждения.

Работа над Программой развития в гимназии № 2 г. Витебска

Далее мы рассмотрим, как на практике создавалась Программа развития «Гимназия максимальной реализации» на 2021‒2025 годы в гимназии № 2 г. Витебска (далее — Программа развития гимназии).

Создание инициативной группы, состоящей из заинтересованных представителей учреждения образования, местной власти, общественных организаций и бизнеса, — начальный этап работы. Не нужно его форсировать и создавать такую группу формально, без желания участников. Такой подход может дискредитировать начинание.

Живой интерес и осознанная ответственность — лучшая основа для будущего успеха в работе над Программой развития. Количество участников инициативной группы на первом этапе может быть небольшим — всего 3‒5 человек.

Так, при создании Программы развития гимназии выделилась инициативная группа участников: директор, учитель русского языка и литературы, педагог-­психолог и законные представители учащихся, члены Совета гимназии, ректор государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования» и заместитель прокурора Витебской области.

Информирование и первичное обучение представителей школьного и местного сообществ основным принципам и идеям является подготовительным этапом на пути к созданию и реализации Программы развития.

В гимназии знакомство с концепцией максимальной реализации потенциала учащихся, идеями системного развития одаренности детей происходило во время работы семинаров «Компетентностный подход как условие эффективной организации образовательного процесса», «Образование для устойчивого развития как фактор развития социально успешной личности обучающегося», «Современные подходы к организации работы с одаренными и высокомотивированными учащимися в учреждении общего среднего образования», на совещании у директора и заседании Совета гимназии.

Для понимания проблем важно провести анализ итогов выполнения предыдущей Программы развития, диагностическое исследование педагогов, родителей и учащихся учреждения образования для определения их образовательных запросов по оптимизации жизнедеятельности учреждения.

Для выявления проблем, существующих в деятельности школьного сообщества с точки зрения выбранных стратегических приоритетов развития и идеальной модели деятельности образовательной организации, а также расстановки приоритетов Программы развития гимназии использовался SWOT‑анализ — метод анализа, реализуемый, как правило, в форме групповой работы.

Для проведения SWOT‑анализа в гимназии состоялись заседания методических объединений, круглый стол с родителями и представителями общественности.

В результате проведения SWOT‑анализа были выявлены «сила» и «слабость» гимназии, угрозы для ее дальнейшего поступательного развития и возможности преодоления проблем.

Таким образом, мы вплотную подошли к двум важнейшим компонентам Программы развития, базисным величинам программного управления — образу желаемого будущего (его видению) и миссии организации.

Выработка образа желаемого будущего гимназического сообщества — одна из непростых составляющих работы над Программой развития. Образ желаемого будущего, возникающий при работе над Программой развития, может проявляться в совершенно разных формах, начиная от точных и содержательных формулировок и заканчивая развернутым перечнем позиций с указанием желаемых результатов по каждому функциональному направлению. Данный образ, по сути, является мечтой учреждения, рассказом о том, каким оно станет спустя определенное для изменений время. Образ желаемого будущего — это тот желаемый результат, который не обязательно обладает характеристиками сформулированной цели, он представляет позитивную картину будущего, привлекательную для всех членов школьного сообщества.

Создавая Программу развития гимназии, мы представили наше учреждение как многопрофильное учебное заведение с современной высокотехнологичной материально-­технической и информационно-­технологической базой, самое востребованное в Витебской области, главный лингвистический, химико-­биологический, математический и IT‑центр региона, одно из самых результативных учреждений общего среднего образования Республики Беларусь по сдаче централизованного тестирования, планируемого к введению в образовательную практику Единого национального экзамена и работе с одаренными обучающимися, занимающее ведущие позиции в стране по итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, международных олимпиад, республиканского конкурса научно-­исследовательских проектов, интеллектуальных турниров и конкурсов, воспитывающее эрудированную, социально успешную и нравственно зрелую личность учащегося, готовую к саморазвитию и самореализации.

Образ желаемого будущего должен быть взаимосвязан с миссией учебного заведения. Миссия — это документ, в котором определено предназначение организации, «цель, ради которой она существует, четко обозначенная причина существования организации, ее особенная роль»*. Сущность миссии заключается в том, что она отражает общие ценности и взгляды всех участников школьного сообщества, связана с культурой и ментальностью учебного заведения, определяет согласованность процесса принятия решений.

*   См.: Эффективный школьный менеджмент: пособие для директоров школ; под ред. О. И. Тавгеня, Н. И. Запрудского, Н. Н. Кошель. — Минск: Тонпик, 2006. — С. 79.

Миссия образовательного учреждения уникальна тем, что охватывает всех участников образовательного процесса на всех его этапах. Миссия школы как и любого некоммерческого предприятия не связана с получением прибыли, в ней звучит тема служения, реализации ученического потенциала. Миссия любого образовательного учреждения имеет общие элементы (присущи всему комплексу образования) и специфические (характерны для данного вида или данной модификации образовательного учреждения), уникальные (отражают назначение данной организации и отличают ее от всех других похожих организаций).

Обратите внимание
В процессе работы над Программой развития была выбрана следующая миссия гимназии: максимальная реализация духовно-­интеллектуальной индивидуальности обучающегося, отвечающая принципам устойчивого развития современного информационного общества, национальным интересам белорусского государства с учетом стратегии и потребностей инновационной экономики и социальной сферы.

Следующий шаг в работе над Программой развития гимназии — выделение основных проблем ее развития. Важным моментом является то, что проблемы актуализируются не в процессе анализа итогов выполнения предыдущей программы, а после определения миссии гимназии, формирования видения проблем, что позволяет посмотреть на них новым взглядом.

Выявленные в результате сбора и анализа информации о гимназии сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, а также зафиксированные приоритеты деятельности (в части будущих действий и наиболее актуальных проблем) становятся основой последующего планирования и осуществления конкретных мероприятий в рамках Программы развития учреждения образования.

Наличие приоритетных направлений деятельности гимназического сообщества (с учетом общего приоритета — достижения высокого качества образования) позволяет сконцентрировать усилия инициативной группы, а также всех сторонников этого процесса на небольшом количестве наиболее важных задач. Такая концентрация ресурсов (финансовых, человеческих, организационных) позволяет быстрее и эффективнее получить ожидаемый результат, справиться с имеющимися проблемами и реализовать возможности. Обозначенные приоритеты в процессе реализации должны работать на движение к образу желаемого будущего. Сосредоточение работы на отдельных стратегических направлениях, как правило, приводит также к такому позитивному результату, как повышение имиджа школы или местного образовательного сообщества. Одновременно такую работу можно использовать для формирования особенного, узнаваемого бренда учебного заведения, который затем сам станет дополнительным ресурсом развития местного сообщества.

В нашей гимназии мы выделили 8 основных направлений развития учебного заведения, от реализации которых напрямую зависят качество образовательного процесса и имидж успешного, результативного учреждения образования.

  1. Развитие и совершенствование мате­ри­ально-­технической, информационно-­технологической и финансово-­ресурсной базы; обеспечение безопасности участников образовательного процесса.
  2. Стратегическое управление профильным образованием гимназии.
  3. Развитие системы работы с одаренными учащимися.
  4. Оптимизация системы лингвистического образования гимназии.
  5. Создание ресурсного центра математического и IT‑образования Витебской области.
  6. Инновационное обеспечение научно-­ме­тодической деятельности педагогов гимназии.
  7. Развитие воспитательной системы и социально-­педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса.
  8. Деятельность гимназии по созданию позитивного имиджа учреждения образования в регионе, стране, ближнем и дальнем зарубежье.

Любая планируемая деятельность подразумевает достижение конкретных результатов. Исходя из направлений деятельности нами были определены желаемые результаты, которые позволят гимназии устойчиво развиваться и достичь намеченного желаемого будущего к 2025 г.:

  • положительная динамика качества гимназического образования; высокая результативность сдачи Единого национального экзамена, централизованного тестирования, 100 %-ное поступление выпускников гимназии в высшие учебные заведения;
  • готовность учащихся к жизни в современных социально-­экономических и экологических условиях информационного общества;
  • созданная комфортная, современная и безопасная ресурсо- и энергосберегающая образовательная среда гимназии;
  • развитие здоровьесберегающей образовательной среды, укрепление спортивной базы гимназии;
  • развитие образовательной среды посредством внедрения продуктивных технологий обучения и воспитания, комплексного обеспечения современным учебным оборудованием и средствами обучения, формирования облачной информационно-­образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги, базирующиеся на новейших информационных технологиях, современных технических средствах информации;
  • комплексная оснащенность всех кабинетов современными средствами обучения и оборудованием (в т. ч. компьютерные классы с соответствующим программным обеспечением и сервисным обслуживанием) в соответствии с установленными нормативами обеспеченности;
  • создание ресурсных центров по химии, биологии, географии, ресурсного центра дистанционного образования, оснащенных высокотехнологичным современным оборудованием;
  • организация работы 5 профилей: инженер­но-­технического (математика, физика, русский язык на повышенном уровне); медицинского (химия, биология, русский язык); экономического (математика, русский и английский языки); лингвистического (английский язык, русский язык, история Беларуси); юридического (английский язык, обществоведение, русский язык);
  • активное сотрудничество с ведущими университетами страны и региона: БГУ, БГУИР, ВГМУ, ВГУ им. П. М. Машерова, ВГТУ, Парком высоких технологий, производственными предприятиями и IT‑компаниями региона, прокуратурой Витебской области, профессионально-­ориентированная направленность профильного обучения;
  • создание на базе гимназии ресурсного центра Витебской области по работе с одаренными обучающимися;
  • повышение (в динамике по годам) количества победителей республиканских и международных предметных олимпиад, научно-­практических конференций областного и республиканского уровней;
  • проведение международной научно-­прак­тической конференции «Диалог языков и культур в XXI веке» раз в два года;
  • повышение качества образования и развития, самореализации личности ребенка через сеть факультативных занятий, объединений по интересам, дополнительных образовательных услуг;
  • динамичное развитие полиязычной коммуникативной культуры выпускников гимназии;
  • изучение вторых иностранных языков (испанский, французский, немецкий, китайский) с V класса на отметочном уровне; изучение третьего иностранного языка (шведского или арабского) на факультативном уровне с VII класса;
  • создание одного из главных центров математического и IT‑образования Витебского региона и Республики Беларусь;
  • активное и результативное участие педагогов гимназии в инновационной и экспериментальной деятельности, конкурсах педагогического мастерства;
  • успешная сдача педагогами гимназии экзамена на присвоение квалификационной категории «учитель-­методист»;
  • увеличение количества опубликованных материалов педагогов гимназии в научно-­методических изданиях Республики Беларусь и ближнего зарубежья, издание собственного научно-­методического журнала «Филология в современной школе: традиции и инновации» (совместно с факультетом гуманитаристики и языковых коммуникаций ВГУ им. П. М. Машерова);
  • высокий уровень использования педагогами современных информационных и компьютерных технологий, дистанционного образования;
  • удовлетворенность участников образовательного процесса системой управления и финансового обеспечения в условиях развития стратегического менеджмента;
  • укрепление созданных традиций, новых атрибутов в организации воспитательной работы, традиционных творческих дел;
  • популяризация занятий олимпийскими видами спорта через деятельность Ассоциации школьного спорта;
  • развитые качества гражданина-­патриота обучающихся гимназии, знание героического прошлого и достижений социально-­экономической деятельности страны на современном этапе через реализацию проекта Школы активного гражданина, реализацию государственной программы «Образование и молодежная политика», создание Центра патриотического воспитания;
  • отсутствие преступлений и правонарушений обучающихся гимназии за счет организации действенной и результативной воспитательно-­профилактической работы;
  • дальнейшее развитие волонтерского движения гимназии «Милосердие+», проекта «Гимназическое телевидение»;
  • создание Музея учительства гимназии, посвященного 25-летнему юбилею учреждения образования;
  • вступление в Ассоциацию школ Республики Беларусь и Российской Федерации, активное сотрудничество с учреждениями образования ближнего зарубежья, организация межшкольных обменов;
  • реализация проекта образовательного туризма для учащихся и педагогов;
  • укрепление регионального, республиканского и международного имиджа гимназии.

Важно то, что определять результаты реализации Программы развития необходимо до постановки целей и задач, ведь для того чтобы добиться осуществления цели, всегда важно знать, чего же ты хочешь.

Зная проблемы, видя желаемые результаты, можно ставить основные цели и задачи. Следует помнить, что связь в цепочке «проблемы — направления деятельности — результаты — цели и задачи» двусторонняя, и каждый ее структурный элемент тесно связан с другими. Каждая задача должна в обязательном порядке быть связана с реализацией того или иного направления Программы развития.

Коллективом гимназии № 2 г. Витебска была определена цель Программы развития гимназии на 2021‒2025 гг.: создать условия для духовного и интеллектуального развития успешной, компетентной, творческой личности гражданина-­патриота, способной к самостоятельному осознанному выбору жизненного пути в условиях создания инновационной, профессионально ориентированной образовательной среды.

В качестве задач Программы развития гимназии были выделены следующие:

  • обеспечить безопасные условия организации образовательного процесса;
  • развить материально-­техническую, инфор­мационно-­технологическую и финансово-­ресурсную базу учреждения, обеспечить высокий уровень информатизации, развитие кабинетной среды гимназии, развить спортивную базу гимназии за счет использования бюджетных и внебюджетных источников, увеличить долю доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг;
  • максимально использовать возможности учебного плана гимназии, направленные на раннюю профилизацию и расширение поля вариативных возможностей учащихся и выпускников гимназии; подготовить методическое и информационное сопровождение перехода к более многогранной профилизации на II ступени общего среднего образования, включающей 5 направлений: экономическое, инженерно-­техническое, медицинское, лингвистическое и юридическое;
  • ориентировать учащихся на современные и перспективные профессии, обеспечивающие реализацию духовно-­интел­лектуального потенциала и учет национальных социально-­экономических интересов;
  • продолжить внедрение эффективных механизмов работы гимназии с одаренными учащимися начиная с начальной школы, повысить результативность участия в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, международных олимпиадах, создать ресурсный центр Витебской области по работе с одаренными обучающимися;
  • повысить культуру научно-­исследова­тель­с­кой и проектной деятельности учителей и учащихся, оптимизировать деятельность научного общества учащихся за счет более тесного взаимодействия с преподавателями высших учебных заведений Витебского региона, Республики Беларусь;
  • создать систему поликультурного образования гимназии за счет участия в республиканском экспериментальном проекте «Апробация модели формирования поликультурной личности обучающихся посредством обучения второму иностранному языку на отметочном уровне на II ступени общего среднего образования» (2020‒2024);
  • повысить кадровый потенциал гимназии с помощью внедрения новых форм, методов и технологий организации образовательного процесса, в т. ч. дистанционных, участия педагогов в инновационной и экспериментальной деятельности, семинарах и научно-­практических конференциях, педагогических чтениях;
  • обеспечить оптимальное развитие высокотехнологичной устойчивой образовательной среды гимназии, совершенствовать образовательный процесс посредством внедрения продуктивных инновационных технологий образования, более активного внедрения элементов дистанционного образования;
  • формировать духовность и нравственность, гражданственность и патриотизм, национальное самосознание, экономико-­экологическую и технологическую энерго­сберегающую культуру учащихся, прививать навыки здорового образа жизни, развития личной инициативы и ответственности;
  • создать вариативность дополнительных услуг патриотической, вокальной, хореографической, эстетической и спортивной направленности, обеспечивающих разностороннее развитие личности гимназиста;
  • реализовать комплекс мер по созданию позитивного имиджа ведущего учреждения общего среднего образования в регионе, стране, ближнем зарубежье.

Определив основные цели и задачи, ожидаемые результаты выполнения Программы развития, руководитель должен создать несколько рабочих групп. Каждая рабочая группа занимается планированием мероприятий, реализующих направления деятельности. Этот шаг базируется на результатах предыдущих этапов работы. Необходимо избегать общих, неконкретных или очень усложненных пунктов в плане. Все мероприятия в нем должны быть понятны большинству членов гимназического сообщества, что создаст условия для расширения числа участников Программы развития.

Контроль выполнения Программы развития должен быть обязательным компонентом для всех членов школьного сообщества.

Директору на заметку
Контроль реализации Программы развития по направлениям происходит в течение учебного года на совещаниях у директора, заседаниях научно-­методического и педагогического советов, методических объединений, Совета учреждения образования. При необходимости планы можно корректировать, учитывая новые обстоятельства и возможности.

Таким образом, именно Программа развития учреждения образования выступает главным стратегическим ориентиром для всех членов образовательного сообщества, важнейшим инструментом достижения образа желаемого будущего и реализации миссии гимназии, необходимым элементом прогресса любой образовательной организации, определяя качество стратегической компетентности ее руководителя.

1683 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Минобразования рассказали, какие документы должны вести учителя

Искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций — таково требование ­­Президента, прозвучавшее 27 августа на Республиканском педсов...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 206
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок