Стимулирующие и поддерживающие занятия, надбавки, продленка и другие вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Стимулирующие и поддерживающие занятия, надбавки, продленка и другие вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

4300 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Должно ли соответствовать количество фактически проведенных стимулирующих и поддерживающих занятий, которые зафиксированы в журнале, табелю учета рабочего времени?


Да.

Учет проведения стимулирующих и поддерживающих занятий производится в классном журнале на отдельных страницах для каждого вида занятия.

Количество фактически проведенных часов, зафиксированных в классном журнале, должно соответствовать табелю учета рабочего времени.


Оплата проведенных стимулирующих и поддерживающих занятий должна проводиться в полном объеме или предусмотрены другие варианты оплаты?


Оплата часов стимулирующих и поддерживающих занятий производится в том же размере, как и за учебные часы (уроки).


Возможна ли оплата стимулирующих и поддерживающих занятий работнику, если их проведение приходится на период нахождения данного работника в трудовом отпуске?


Нет.

Трудовой отпуск — промежуток времени, в течение которого работник освобожден от работы на определенный период для отдыха с сохранением прежней работы и среднего заработка.

Если проведение стимулирующих и поддерживающих часов приходится на период нахождения работника в трудовом отпуске, то оплата за них производиться не может.


Правомерна ли невыплата учителю ежеквартальной надбавки (постановление Министерства образования от 22.01.2019 № 10), если работа с высокомотивированными и одаренными учащимися проводилась согласно плану работы и приказу директора с целью обеспечения качественного уровня подготовки к олимпиадам?


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.01.2019 № 10 «Об утверждении Инструкции о размерах, порядке и условиях установления надбавок педагогическим работникам бюджетных организаций» с 29 января 2020 г. утратило силу.

Условия оплаты труда работников сферы образования с 1 января 2020 г. установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 (далее — постановление № 71).

Постановлением № 71 педагогическим работникам предусмотрена надбавка за характер труда. Данная надбавка устанавливается педагогическим работникам за выполнение отдельных видов работ, в т. ч. и за работу с одаренными и талантливыми обучающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий) (абз. 6 подп. 3.1 п. 3 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утв. постановлением № 71).

Надбавка устанавливается в размере до 60 % (включительно) от базовой ставки независимо от педагогической нагрузки педагогического работника. Конкретный размер и порядок выплаты надбавки определяются руководителями бюджетных организаций сферы образования.


В группе продленного дня 30 детей-­первоклассников. Из них четыре ребенка из интегрированного класса, которых забирает к себе на уроки дефектолог; один ребенок — инвалид, которого воспитатель вынужден практически постоянно водить за руку. В группе все дети находятся у воспитателя по 6 ч. Вопрос: какова должна быть наполняемость группы и положена ли доплата воспитателю за работу с указанными детьми?


В соответствии с п. 14 ст. 268 Кодекса об образовании наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся.

Согласно п. 10 Положения о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 № 201), наполняемость групп продленного дня для учащихся с особенностями психофизического развития, обучающихся в учреждениях образования, должна соответствовать наполняемости классов, определенной ст. 268 Кодекса об образовании.

Что касается вопроса доплаты воспитателю, то п. 4 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71), предусмотрена доплата за особые условия труда.

Указанная доплата устанавливается работникам бюджетных организаций за работу с обучающимися из числа лиц с особенностями психофизического развития, в т. ч. с аутистическими нарушениями, в размере до 20 % (включительно) от базовой ставки.

Конкретный размер доплаты, порядок и условия ее назначения определяются руководителем учреждения образования.


Можно ли привлекать детей к дежурству по столовой вместо уроков на целый учебный день?


Нельзя.

Подпунктом 4.1 п. 4 ст. 20 Кодекса об образовании установлено, что учреждение образования обязано обеспечивать качество образования.

Дежурство учащихся в учреждении образования, в т. ч. и в столовой, в ущерб образовательному процессу является нарушением их права на получение качественного образования в соответствии с образовательными программами (ст. 31 Кодекса об образовании).


На какие органы возложена обязанность контролировать деятельность попечительских советов в детских садах и школах?


В целях неукоснительного соблюдения установленного порядка привлечения денежных средств для обеспечения жизнедеятельности учреждений образования приказом Министра образования Республики Беларусь от 06.08.2018 № 634 «О деятельности попечительских советов, родительских комитетов в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования» поручено начальникам (заместителям начальников) структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-­властные полномочия в сфере образования, принять действенные меры по предупреждению и пресечению сбора денежных средств, усилению контроля за деятельностью попечительских советов, родительских комитетов учреждений образования, возложению персональной ответственности на руководителей учреждений образования за соблюдение требований НПА.


Обязательно ли учащимся посещать занятия, организуемые школой в субботу?


В соответствии с п. 4 ст. 158 Кодекса об образовании образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-­массовых, физкультурно-­оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в т. ч. учебных занятий на учебно-­производственных объектах (производственная (учебно-­производственная) мастерская, учебно-­производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-­производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь посещение мероприятий шестого школьного дня обучающимися осуществляется на добровольной основе. В то же время обязательность посещения отдельных мероприятий может быть установлена локальными нормативными документами. При разработке этих документов администрация учреждений образования руководствуется НПА в сфере образования, инструктивно-­методическими письмами Министерства образования.


Учащийся гимназии (X класс) подавал заявление на биологический профиль, который не был создан в учреждении. Может ли он сейчас перейти в другую гимназию, в которой есть такой профиль?


Такой переход возможен при наличии определенных условий.

Порядок перевода регулируется Инструкцией о порядке перевода, восстановления и отчисления учащихся, получающих общее среднее образование (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2013 № 55 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция). В соответствии с п. 3 Инструкции перевод в другое учреждение образования осуществляется при наличии свободного места в соответствующем классе и возможности успешного продолжения обучения.

Частью 3 п. 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение об УОСО) установлено, что зачисление в классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне проводится на конкурсной основе — отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Кодекса об образовании непосредственное руководство учреждением образования осуществляет его руководитель.

Таким образом, при наличии свободного места и в соответствии с критериями конкурсного приема в профильный класс, руководитель учреждения образования может принять решение о приеме ученика в порядке перевода из другой гимназии.


Почему информационные и классные часы не включаются в расписание? Обязательны ли они, если за них нет отметок?


Посещение информационных и классных часов обязательно.

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования установлено количество учебных часов в неделю. Исходя из установленного количества учебных часов и с учетом организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в режиме пятидневной учебной недели составляется расписание учебных занятий.

В соответствии с п. 66 Положения об УОСО расписание учебных занятий утверждается руководителем учреждения образования с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

Согласно п. 1 ст. 157 Кодекса об образовании непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель. Таким образом, вопрос составления расписания учебных занятий находится в компетенции руководителя учреждения образования.

Организационно-­воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, в т. ч. информационные и классные часы, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).

В учреждениях образования еженедельно проводятся информационные часы с целью формирования информационной культуры, своевременного ознакомления обучающихся с социально-­экономической, общественной и культурной жизнью страны по тематике, согласованной с заместителем руководителя учреждения образования, отвечающим за организацию воспитательной работы, и утвержденной руководителем учреждения образования.

Непосредственно в расписание учебных занятий классный час и час информирования не включаются, их время и место проведения отражаются в графике проведения, утверждаемом руководителем учреждения образования.

Информационные и классные часы являются частью образовательного процесса. Согласно Кодексу об образовании на каждом обучающемся лежит обязанность добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания. Следовательно, посещение этих часов является обязательным.


На основании чего производится расчет цены предоставления услуг учреждениями общего среднего образования на платной основе? Может ли государственное учреждение предоставлять услугу по цене, превосходящей цену аналогичной услуги частного учреждения образования?


В соответствии с п. 2 ст. 79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетные организации могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку такая деятельность необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

Бюджетные организации формируют цены (тарифы) на работы (товары, услуги) самостоятельно, если иное не установлено законодательством. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги) должны быть экономически обоснованы и подтверждены соответствующими расчетами.


4300 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Ни дня без развития»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александром Михайловичем АГЕЕВЦОМ

Директор-изобретатель ГУО «Средняя школа № 20 г. Бреста имени Героя Советского Союза Д. М. Карбышева» Александр Михайлович Агеевец рассказал в интервью с расширенной реал...
№ 10 (154) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 617
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок