Школа, в которую хочется возвращаться
Директор средней школы № 3 г. Березы Игорь Григорьевич Пилипчук считает, что главное в работе директора — сохранить человеческое лицо. Как ему удается совмещать управленческие задачи и заботу о каждом ученике и учителе? В интервью — о секретах успешного управления школой, воспитании патриотизма и будущем образования.

ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ
Юбилей — это всегда затраты. Игорь Григорьевич, как вам удается балансировать между проведением масштабных мероприятий (вроде 35‑летия) и текущими нуждами школы? Где ищете дополнительные источники финансирования?
Юбилей — это праздник, но не в ущерб повседневной жизни школы. Мы заранее планируем все затраты, подходим к подготовке экономно, стараемся опираться на собственные ресурсы, спонсорскую помощь, поддержку попечительского совета. Важно, чтобы праздник стал не нагрузкой, а объединяющим фактором для всей школьной семьи.
Как вы как директор расставляете приоритеты при распределении бюджета? Что важнее — ремонт фасада или комфорт учеников?
Комфорт учеников и педагогов — безусловный приоритет. Красивый фасад радует глаз, но удобный кабинет, современное оборудование, теплый коридор — это ежедневная реальность для каждого ученика и учителя. Мы стараемся находить баланс, но сначала — внутренняя начинка, потом — внешний облик.
Попечительский совет, спонсорская помощь — это, конечно, хорошо, но как не превратить это в обязаловку для родителей? Где вы видите грань между добровольной помощью и скрытым вымогательством? И что делаете, чтобы этого избежать?
Категорически против принудительности. Помощь должна быть добровольной и осознанной. У нас все прозрачно: мы доносим до родителей, куда идут средства, и регулярно отчитываемся. Это помогает обрести доверие. А если помощь вызывает напряжение, значит, мы где-то не доработали в коммуникации.
У РУЛЯ БОЛЬШОГО КОРАБЛЯ
Школа большая — 1422 ученика, 116 педагогов. Как вам удается обеспечить эффективную коммуникацию и единство целей в таком большом коллективе? Какие методы управления используете?
Делаю ставку на доверие, открытость и регулярный диалог. У нас работают школьные учебно-методические объединения, цифровые платформы для быстрой связи. Главное, что каждый важен и мнение каждого учитывается.
Как вы мотивируете педагогический коллектив на творчество, инновации, чтобы они не просто отрабатывали часы, а горели своим делом? И что делаете, если огонь в глазах учителя гаснет?
Мотивация — это не только премии. Это признание, возможности для самореализации, уважение к труду. Если вижу, что учитель угасает, стараюсь поговорить лично. Иногда нужен просто отдых или перемена акцентов. Важно видеть человека, а не просто сотрудника.
В школе есть активный волонтерский отряд «Рука помощи», школьное телевидение и театральная студия. Как эти структуры влияют на жизнь школы? И как вы поддерживаете их деятельность?
Это душа школы. Мы выделяем время, ресурсы, поддерживаем инициативы ребят и педагогов. Признание, участие в конкурсах, внимание администрации — это топливо для таких объединений. Они создают среду, формируют ценности, задают тон школьной жизни.





Как вы привлекаете и удерживаете молодые кадры? Ведь работа учителя — это,к сожалению, не всегда престижно и высокооплачиваемо.
Стараемся сразу вовлечь в жизнь школы, не оставлять наедине с трудностями. Поддержка, наставничество, участие в проектах, возможности для роста. Молодежь приходит и остается, когда видит смысл и перспективу.
Сегодня много говорят об идеологической и военно-патриотической работе в школе. Как не превратить это в галочку для отчета? Как найти баланс между идеологией и воспитанием гражданственности и патриотизма?
Идеология ради галочки не работает. Настоящее воспитание — это уважение, диалог, действия. Патриотизм — это не лозунги, а участие в делах города, помощь пожилым, забота о младших. Баланс есть, когда искренне веришь в то, что делаешь.
В школе работает военно-патриотический клуб «Рубеж», где на сегодня 86 учащихся X и XI классов. Клуб тесно сотрудничает с Березовским РОВД. В этом году завоевал второе место в области среди военно-патриотических клубов.
Сейчас в школах уделяется большое внимание безопасности. Но не превращается ли усиление мер безопасности в паранойю? Не создают ли все эти рамки и ограничения атмосферу страха и недоверия в школе? Где золотая середина?
Она в уважении. Мы объясняем, зачем нужны меры и правила. Безопасность не должна пугать — она должна защищать. Если всё делается с умом и доверием — страха не будет. А вообще, главное в работе с людьми в современных реалиях — это грамотно выстроенная коммуникация.
Какие наиболее эффективные меры по обеспечению безопасности учащихся были внедрены в вашей школе? И какие планы в этом направлении?
Система видеонаблюдения, электронные пропуска, регулярные учения, охрана. Работает комиссия по безопасности. Особое внимание — к психологической безопасности, профилактике травли, созданию комфортного пространства.
О ГЛАВНОМ
У вашей школы богатая история. Что вы считаете своим главным достижением на посту директора? И какую цель ставите перед собой на ближайшие годы?
Главное — это стабильный, развивающийся коллектив и атмосфера, в которой дети хотят учиться, а педагоги — работать. А цель — сохранить и приумножить это, сделать школу не просто учреждением, а настоящей общностью.
Игорь Григорьевич, что в вашей работе вы цените больше всего? Что приносит наибольшую радость и удовлетворение?
Живые глаза детей. Искреннее «спасибо» от выпускников и их родителей. Момент, когда видишь, что усилия дали результат. В этом — и радость, и сила.
Вам вручили грамоту Министерства образования. Как вы считаете, благодаря какому событию или поступку удостоились этой награды?
Скорее всего, за системную работу всей команды. За участие в республиканских проектах, внедрение новых форм воспитания и образования. Это награда не только моя — это признание труда всего коллектива.
Вы — капитан школьного фрегата. Не устаете ли вы от этой роли? Что вас вдохновляет? Что помогает не выгореть и сохранять энтузиазм?
Конечно, бывают трудности. Но каждый день — это вызов и возможность. Вдохновляют коллеги, ученики, родители. Когда видишь, что ты нужен, — усталость отступает.
На ваш взгляд, что главное в работе директора школы? Какими качествами должен обладать современный руководитель учреждения образования?
Умение слушать, видеть наперед и сохранять человеческое лицо в любой ситуации. Руководитель сегодня — это и лидер, и медиатор, и стратег.
Какой совет вы могли бы дать молодым директорам школ, которые только начинают свою карьеру?
Слушайте людей. Не бойтесь ошибок. Не забывайте, что вы тоже учитесь. И берегите себя — вы важны.
Чем журнал «Директор школы, гимназии, лицея» помогает в вашей ежедневной работе? Какие темы вам наиболее интересны? И чего, на ваш взгляд, не хватает на страницах нашего издания?
Журнал помогает быть в курсе последних изменений в законодательстве, позволяет совершенствовать систему управления школой, внедрять современные методы делопроизводства.
Это площадка для обмена опытом, поддержки и идей. Особенно ценю реальные кейсы, интервью коллег. Хотелось бы видеть больше практических рекомендаций по управлению конфликтами, кейсы по психологии коллектива.
На страницах нашего журнала мы часто обсуждаем проблемы и болевые точки системы образования. Что, на ваш взгляд, является самой острой проблемой, требующей немедленного решения?
Кадры. Мы теряем молодых специалистов и не всегда можем удержать опытных. Необходимо повышать престиж профессии — не на словах, а на деле.
Какую книгу вы бы порекомендовали прочитать всем директорам школ? И почему именно ее?
«Педагогическую поэму» А. Макаренко. Не потеряла актуальности. Она о вере в человека, о системности и главное — о сердце в профессии.

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА
по теме









