Рассматриваем кадровые вопросы, поступившие от подписчиков

Рассматриваем кадровые вопросы, поступившие от подписчиков

На сколько дней работник школы может написать заявление на отпуск за свой счет? Засчитывается ли в счет отработки по распределению время обучения в магистратуре иностранного университета? Нужно ли платить надбавку молодому специалисту, если он окончил магистратуру?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1241 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

На сколько дней работник школы может написать заявление на отпуск за свой счет? На какую материальную помощь он может написать заявление, если ему ее не давали ни разу за последние 5 лет?


Кратковременный отпуск без сохранения заработной платы в зависимости от целей предоставляется в соответствии со ст. 189190 ТК.

Статья 189 ТК определяет случаи, когда наниматель обязан по желанию работника предоставить ему в течение календарного года в период, согласованный сторонами, кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней. В частности, такая обязанность определена по отношению к следующим категориям работников:

  • женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • ветеранам боевых действий на территории других государств;
  • работникам, осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинской справкой о состоянии здоровья;
  • иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.

При этом в случаях, предусмотренных законодательными актами, отдельным категориям работников наниматель предоставляет кратковременный отпуск без сохранения заработной платы иной продолжительности.

Согласно ст. 190 ТК по семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам помимо тех, которые указаны в ч. 1 ст. 189 ТК, работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен в течение календарного года отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением, нанимателем.

Уважительность причин оценивает наниматель, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.

Что касается предоставления материальной помощи, то ее порядок устанавливается локальными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. Ознакомиться с ними можно обратившись непосредственно к нанимателю.


Молодой специалист по направлению на работу не прибыл в школу в связи с поступлением в платную магистратуру иностранного вуза. Засчитывается ли в счет отработки по распределению время обучения в магистратуре иностранного университета и должен ли он возмещать средства, затраченные государством на его обучение?


В счет отработки не засчитывается, возмещать должен.

На основании п. 2, 3 ст. 83 и п. 1 ст. 88 Кодекса об образовании в случае, если получение высшего образования осуществляется в дневной форме за счет средств республиканского бюджета, по завершении обучения выпускники обязаны отработать по распределению два года или возместить средства, затраченные государством на их подготовку, в республиканский бюджет, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование. Указанные лица не обязаны отрабатывать установленный срок обязательной работы после получения высшего образования I ступени, а подлежат распределению после окончания магистратуры.

Согласно п. 2 ст. 88 Кодекса об образовании поступление на обучение на более высокую ступень (уровень) образования не входит в число условий, при которых выпускники, не отработавшие установленный срок обязательной работы по распределению, освобождаются от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку.

Таким образом, молодой специалист вправе продолжить обучение за пределами Республики Беларусь сразу после получения диплома о высшем образовании, однако при этом ему придется возместить средства, затраченные государством на обучение, в порядке, установленном Положением о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 с последующими изменениями и дополнениями.).

Обращаем внимание также и на то, что периоды, которые засчитываются в срок обязательной работы по распределению, определены в ч. 4 п. 3 ст. 83 Кодекса об образовании. В их число период обучения в магистратуре не входит.


После окончания магистратуры молодой специалист попала по распределению в нашу сельскую школу; была принята на должность учителя. Должны ли мы платить ей надбавку к зарплате по причине окончания ею магистратуры?


Да, если она закончила магистратуру одного из ведущих учреждений высшего образования республики с отличием.

В соответствии с указами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь выпускникам отдельных ведущих учреждений высшего образования, которым присвоена степень магистра и которые работают по распределению в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, тарифные ставки (оклады) повышаются на 10 %.

В связи с этим выпускникам, имеющим степень магистра, повышение тарифных окладов устанавливается только в том случае, если они окончили магистратуру ведущего учреждения высшего образования.

К примеру, тарифные ставки (оклады) молодых специалистов — выпускников учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (ведущее учреждение высшего педагогического образования), завершивших обучение с отличием и присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, а также которым присвоена степень магистра, и работающих по распределению в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, повышаются на 10 % (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 1997 г. № 698 «О мерах по обновлению и развитию материально-технической базы и социальной поддержке работников и выпускников учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» с последующими изменениями и дополнениями).

Прибавка к зарплате распространяется и на выпускников магистратуры Белорусского государственного университета (ведущий университет в национальной системе образования согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 августа 1996 г. № 342 (с последующими изменениями и дополнениями)), Белорусского национального технического университета (ведущий инженерно-технический университет согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 1997 г. № 6 (с последующими изменениями и дополнениями)) и др.


Педагог-организатор имеет диплом о среднем специальном образовании по специальности «Организатор культурно-просветительской работы» с присвоением квалификации «клубный работник, руководитель оркестра». В 2011 г. прошла переподготовку на уровне среднего специального образования по специальности «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа» с присвоением квалификации «педагог-организатор». Стаж работы в этой должности составляет 9 лет. В 2013 г. прошла повышение квалификации и в 2014 г. ей присвоена вторая квалификационная категория. Может ли такой педагог-организатор претендовать на присвоение первой квалификационной категории?


Может при условии прохождения повышения квалификации.

Условия и порядок присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам системы образования определены Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция).

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории согласно п. 18 Инструкции являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случаев, предусмотренных ч. 3–5, 7 п. 19, п. 20 и п. 20-1 Инструкции) в соответствия с ч. 1, 2, 6 п. 19 Инструкции;
  • усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов (далее — повышение квалификации), за исключением случаев, предусмотренных ч. 3–6 п. 19 Инструкции, в сроки, предусмотренные законодательством.

В свою очередь, квалификационные характеристики должностей педагогических работников определены Выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — ЕКСД).

В соответствии с ЕКСД к должности «Педагог-организатор» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы. В гимназии, гимназии-интернате, профессионально-техническом колледже, колледже, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего, среднего специального образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с п. 47 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 с последующими изменениями и дополнениями) руководитель организации обеспечивает направление педагогического работника учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, на повышение квалификации по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Таким образом, педагог-организатор школы, имеющий указанное в запросе образование, аттестованный на присвоение второй квалификационной категории в 2014 г., может претендовать на присвоение первой квалификационной категории по занимаемой должности при условии прохождения повышения квалификации.


Можно ли руководствоваться изменениями и дополнениями, внесенными в п. 20 Инструкции, касающейся аттестации педработников, постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 для аттестации педагогического работника учреждения общего среднего образования на первую квалификационную категорию по должности «учитель», если он имеет первую квалификационную категорию по должности «методист» (ранее работал в районном учебно-методическом кабинете)?


Да, при соблюдении требований п. 18 Инструкции.

Согласно п. 20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Инструкция) учитель независимо от стажа работы имеет право претендовать на присвоение квалификационной категории, присвоенной ранее по должности методист.

При этом должны соблюдаться иные (кроме наличия стажа работы) условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории, установленные п. 18 Инструкции (соответствующее образование, повышение квалификации в установленные сроки).

Скорее всего, вопрос возник из-за сомнения в правильности трактовки нормы, содержащейся в абз. 13 п. 20 Инструкции, а именно: «<…> учителя, если им присвоена соответствующая квалификационная категория на должностях преподавателя, учителя-дефектолога, методиста или мастера производственного обучения учреждения образования».

Разъясняем, что в этой норме слова «учреждения образования» не имеют отношения к слову «методиста». Поэтому претендовать на присвоение ранее полученной категории могут методисты не только учреждений образования, но и отделов (управлений) образования.

1241 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Безопасность начинается с руководителя: вопрос-ответ

Статья подготовлена по материалам онлайн-семинара и содержит ответы на вопросы наших читателей: • о возложении обязанностей по охране труда; • разработке СУОТ; • контр...
№ 5 (149) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 379
3

Азбука приказов: оформляем по правилам

Приказ — это документ, который содержит инструкции или распоряжения для работников учреждения. В статье представлена важная информация о том, как написать приказ правильн...
№ 12 (144) 2023 Дернович Екатерина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2903
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок