Социальное расследование
Справочно: социальное расследование — деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии (см. Методические рекомендации).
После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение одного рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. В нее входят:
- член администрации учреждения образования;
- специалист социально-педагогической и психологической службы;
- воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения, из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее — комиссия)).
Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Совет профилактики) (педагогического совета).
Срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.
Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее трех рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.
В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП (социально опасного положения) несовершеннолетнего*, установленными законодательством, составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего**, который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее — акт обследования).
* Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
** Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
Справочно: субъекты профилактики семейного неблагополучия — государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию (см. Методические рекомендации)
Это важно
Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с выводами комиссии под роспись. В случае отказа законных представителей подписать акт об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).
В случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным.
В целях снижения документооборота директорам необходимо взаимодействовать друг с другом, распределять между собой направление запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).
Порядок принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП
1. Примите решение о признании ребенка находящимся в СОП на заседании Совета профилактики (педагогического совета) с обязательным рассмотрением акта обследования условий и обобщенной информации по результатам социального расследования.
Мнение о целесообразности принятия решения о признании (непризнании) детей находящимися в СОП должны высказать представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) дети из одной семьи.
К участию в рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП приглашаются его законные представители.
Статус семьи (неполная, многодетная, малообеспеченная и т.д.) сам по себе не может быть показателем семейного неблагополучия.
2. Направьте копию решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП законным представителям детей в трехдневный срок со дня принятия такого решения.
3. В течение одного рабочего дня проинформируйте субъект профилактики, от которого поступила информация о семейном неблагополучии (за исключением случаев, когда ситуация неблагополучия выявлена самим учреждением образования), о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) учреждение образования.
В случае если информация о семейном неблагополучии поступила в учреждение образования из управления (отдела) образования, необходимо информировать о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) управление (отдел) образования, а не субъект профилактики, выявивший либо информировавший о семейном неблагополучии.
4. Проинформируйте граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информации о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.
Работа по индивидуальному плану
Руководитель учреждения образования по согласованию с заинтересованными лицами не позднее недели со дня вынесения Советом профилактики или педагогическим советом решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП утверждает индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП (далее — индивидуальный план).
Мероприятия индивидуального плана должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это мероприятия по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному изменению ситуации в семье, в т.ч. в детско-родительских отношениях. К реализации мероприятий необходимо привлекать не только субъектов профилактики, но и законных представителей детей, родственников, друзей, при необходимости — членов трудового коллектива по месту работы законных представителей детей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию индивидуального плана устанавливаются ответственные исполнители и сроки.
Участие в заседаниях Совета профилактики (педагогического совета) принимают законные представители несовершеннолетних, представители органов, учреждений и организаций, ответственных за реализацию мероприятий индивидуального плана. В случае невозможности по уважительным причинам принять участие в заседании ответственными за реализацию индивидуального плана представляется письменный отчет о результатах выполнения мероприятий и предложения по дальнейшей работе с семьей. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана.
В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, выполнения мероприятий индивидуального плана в полном объеме и с учетом мнения заинтересованных субъектов профилактики Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП.
В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий индивидуального плана Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение о направлении в КДН ходатайства о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.
Форма журнала учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан
Форма журнала учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан
Форма обобщенной информации по результатам социального расследования