Как провести социальное расследование и признать несовершеннолетнего находящимся в СОП: памятка руководителя
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как провести социальное расследование и признать несовершеннолетнего находящимся в СОП: памятка руководителя

Памятка подготовлена на основании Методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденных Министром образования Республики Беларусь И.В. Карпенко от 14 декабря 2017 г. (далее — Методические рекомендации).

2485 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Социальное расследование

Справочно: социальное расследование — деятельность учреждения образования и иных субъектов профилактики семейного неблагополучия по изучению ситуации в семьях несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация о семейном неблагополучии (см. Методические рекомендации).

После получения информации о семейном неблагополучии руководителем учреждения образования в течение одного рабочего дня издается приказ о персональном составе комиссии для обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. В нее входят:

  • член администрации учреждения образования;
  • специалист социально-педагогической и психологической службы;
  • воспитатель (классный руководитель, куратор, мастер производственного обучения, из числа которых назначается лицо, ответственное за подготовку обобщенной информации по итогам социального расследования (далее — комиссия)).

Приказом также устанавливается срок проведения социального расследования, дата проведения заседания Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Совет профилактики) (педагогического совета).

Срок проведения социального расследования не должен превышать 14 дней после получения информации о семейном неблагополучии.

Комиссия с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, представителя учреждения здравоохранения, специалиста органа по труду, занятости и социальной защите, иных заинтересованных не позднее трех рабочих дней с момента получения информации о семейном неблагополучии осуществляет обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних должно проводиться в присутствии их законных представителей.

В ходе посещения семьи комиссия, руководствуясь критериями и показателями СОП (социально опасного положения) несовершеннолетнего*, установленными законодательством, составляет акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего**, который подписывают все представители субъектов профилактики семейного неблагополучия, посетившие семью, а впоследствии утверждает руководитель учреждения образования (далее — акт обследования).


Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
** Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Справочно: субъекты профилактики семейного неблагополучия — государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие выявление и защиту прав детей, законные представители которых ненадлежащим образом исполняют обязанности по их воспитанию и содержанию (см. Методические рекомендации)

Это важно
Акт обследования заполняется непосредственно в ходе посещения семьи от руки; законные представители знакомятся с выводами комиссии под роспись. В случае отказа законных представителей подписать акт об этом делается отметка в акте обследования. Акт обследования должен содержать заключение об условиях воспитания и содержания детей (ребенка), в котором объективно отражена ситуация в семье на момент посещения. При наличии в семье нескольких несовершеннолетних составляется один акт, копия которого направляется в каждое из учреждений, в котором они обучаются (воспитываются).

В случае проведения социального расследования в отношении семьи, в которой дети посещают различные учреждения образования, заседание Совета профилактики (педагогического совета) для принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП (либо иного решения) должно быть совместным.

В целях снижения документооборота директорам необходимо взаимодействовать друг с другом, распределять между собой направление запросов в ОВД, учреждения здравоохранения, расчетно-справочные центры, по месту работы законных представителей и иным заинтересованным (например, распределять поручения по подготовке запросов между учреждениями образования с последующим обменом полученной информацией).

Порядок принятия решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП

1. Примите решение о признании ребенка находящимся в СОП на заседании Совета профилактики (педагогического совета) с обязательным рассмотрением акта обследования условий и обобщенной информации по результатам социального расследования.

Мнение о целесообразности принятия решения о признании (непризнании) детей находящимися в СОП должны высказать представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) дети из одной семьи.

К участию в рассмотрении вопроса о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП приглашаются его законные представители.

Статус семьи (неполная, многодетная, малообеспеченная и т.д.) сам по себе не может быть показателем семейного неблагополучия.

2. Направьте копию решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП законным представителям детей в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

3. В течение одного рабочего дня проинформируйте субъект профилактики, от которого поступила информация о семейном неблагополучии (за исключением случаев, когда ситуация неблагополучия выявлена самим учреждением образования), о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) учреждение образования.

В случае если информация о семейном неблагополучии поступила в учреждение образования из управления (отдела) образования, необходимо информировать о результатах социального расследования и рассмотрения материалов на заседании Совета профилактики (педагогического совета) управление (отдел) образования, а не субъект профилактики, выявивший либо информировавший о семейном неблагополучии.

4. Проинформируйте граждан, сообщивших о семейном неблагополучии, о результатах социального расследования только при наличии документов, подтверждающих, что данный гражданин имеет право представлять интересы несовершеннолетнего, а также с учетом того, что в соответствии с законодательством распространение информации о частной жизни физического лица и персональных данных относится к информации, распространение и (или) предоставление которой носит ограниченный характер.

Работа по индивидуальному плану

Руководитель учреждения образования по согласованию с заинтересованными лицами не позднее недели со дня вынесения Советом профилактики или педагогическим советом решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП утверждает индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в СОП (далее — индивидуальный план).

Мероприятия индивидуального плана должны быть направлены на устранение причин и условий, приведших к признанию несовершеннолетнего находящимся в СОП. Прежде всего, это мероприятия по обеспечению безопасности детей в семье, поэтапному изменению ситуации в семье, в т.ч. в детско-родительских отношениях. К реализации мероприятий необходимо привлекать не только субъектов профилактики, но и законных представителей детей, родственников, друзей, при необходимости — членов трудового коллектива по месту работы законных представителей детей, а также общественные организации, имеющие возможность оказывать помощь семье. По каждому мероприятию индивидуального плана устанавливаются ответственные исполнители и сроки.

Участие в заседаниях Совета профилактики (педагогического совета) принимают законные представители несовершеннолетних, представители органов, учреждений и организаций, ответственных за реализацию мероприятий индивидуального плана. В случае невозможности по уважительным причинам принять участие в заседании ответственными за реализацию индивидуального плана представляется письменный отчет о результатах выполнения мероприятий и предложения по дальнейшей работе с семьей. При необходимости проводится корректировка индивидуального плана.

В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в СОП, выполнения мероприятий индивидуального плана в полном объеме и с учетом мнения заинтересованных субъектов профилактики Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в СОП.

В случае отсутствия положительной динамики в реализации мероприятий индивидуального плана Советом профилактики (педагогическим советом) принимается решение о направлении в КДН ходатайства о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите. 

Форма журнала учета информации о несовершеннолетних, оказавшихся в неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан
Форма журнала учета информации о несовершеннолетнем, оказавшемся в неблагополучной ситуации, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан
Форма обобщенной информации по результатам социального расследования

2485 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Распространил в социальных сетях и мессенджере персональные данные другого гражданина без его согласия: прокуратура Центрального района Минска поддержала гособвинение в суде

Прокуратура Центрального района г.Минска поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении 32-летнего местного жителя – ему инкриминированы умыш...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 123

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 824
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок