Порядок проведения государственных закупок планируется скорректировать
Очередные изменения и дополнения подготовлены в основные нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственных закупок. Их немного, но они существенные.
Очередные изменения и дополнения подготовлены в основные нормативные правовые акты, регулирующие проведение государственных закупок. Их немного, но они существенные.
До недавнего времени на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь были размещены два проекта нормативных правовых актов, направленных на совершенствование регулирования порядка проведения государственных закупок:
Рассмотрим, что нового в целом планируется привнести в сферу государственных закупок товаров (работ, услуг).
1. Планируется установить срок для размещения протокола, который составляется по результатам проведения процедуры запроса ценовых предложений, по аналогии с другими видами процедур государственных закупок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о выборе участника-победителя или ином результате процедуры запроса ценовых предложений. В настоящее время данный срок не установлен. Фактически это приводит к тому, что заказчики (организаторы) по-разному его исполняют, что, как следствие, может повлечь нарушение порядка проведения самой процедуры закупки.
2. В целях развития конкуренции, повышения гласности и прозрачности при проведении процедуры закупки из одного источника предусмотрен перевод ее в электронный формат. При этом не в электронном формате с применением данной процедуры можно будет осуществлять закупку товаров, ориентировочная стоимость годовой потребности которых составляет менее 50 базовых величин.
К этому изменению подтолкнула практика, а также информация правоохранительных и контролирующих органов, которая показала, что заказчики при проведении процедуры закупки из одного источника заключают договоры с теми поставщиками, с которыми уже работали ранее в предыдущие годы, а также с теми, кто самостоятельно обратился к ним с предложением о поставке товара (работы, услуги). При этом такие поставщики сами оформляют техническое задание на приобретение товаров (работ, услуг) для заказчика, проект договора на государственную закупку, а также для сравнения находят участников с предложениями по более высокой цене.
3. Проектом Указа вводится норма, запрещающая изменение цены договора на государственную закупку при его исполнении, за исключением случаев, определяемых Правительством. Исчерпывающий перечень данных случаев определен в проекте постановления Правительства, упомянутом выше. Из приведенных случаев заслуживает внимание следующий.
Допускается изменение условий договора на государственную закупку при его заключении или исполнении в части объема (количества) предмета государственной закупки, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и цены договора при уменьшении распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящем к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств и заключенных договоров. Если при уменьшении распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований между сторонами договора не достигнуто соглашение об уменьшении его цены без уменьшения количества (объема) товаров (работ, услуг), составляющих предмет договора, изменения иных условий договора, то заказчик принимает меры по изменению договора, в т.ч. в части уменьшения количества (объема) товаров (работ, услуг), составляющих предмет договора.
4. Проектом Указа Министерству финансов Республики Беларусь предоставляется право разрабатывать типовые формы договоров, заключаемых по результатам проведения процедур государственных закупок. А проектом постановления Правительства предусматривается, что заказчик заключает договор с участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника), используя типовую форму, размещенную на официальном сайте и в открытом доступе на электронной торговой площадке.
5. Проектом Указа определены существенные условия договора — условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, о порядке оплаты, сроках исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые также недопустимо изменять в ходе заключения или исполнения договора. Изменение указанных условий будет возможно лишь в случаях, определяемых Правительством.
6. С целью устранения имеющихся недостатков в новой редакции излагается годовой план государственных закупок.