«Подари ребенку радость творчества и успеха»: интервью с директором УО «Национальный детский образовательно-­оздоровительный центр “Зубренок”» Надеждой Геннадьевной ОНУФРИЕВОЙ

«Подари ребенку радость творчества и успеха»: интервью с директором УО «Национальный детский образовательно-­оздоровительный центр “Зубренок”» Надеждой Геннадьевной ОНУФРИЕВОЙ

Героиня нашего интервью возглавляет учреждение образования, в котором за 55 лет создано уникальное воспитательное пространство: здесь сам ребенок является активным участником образовательно-­оздоровительного процесса, субъектом собственного становления. О секретах успеха, роли команды, гордости, книгах и амбициях мы побеседовали с директором учреждения образования «Национальный детский образовательно-­оздоровительный центр “Зуб­ренок”» Надеждой Геннадьевной Онуфриевой.

377 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Возраст: 70 лет.
Образование: высшее.
• 1974 г. — Псковский государственный педагогический институт им. С. М. Кирова (физика).
• 1991 г. — Институт политологии и социального управления Компартии Белоруссии (переподготовка, теория социально-политических отношений).
Стаж работы: 50 лет, в трудовом коллективе НДЦ «Зубренок» — 22 года.
Награды:
• благодарность Президента Республики Беларусь (2010);
• нагрудный знак «Отличник образования» (2003);
• медаль «За трудовые заслуги» (2013);
• почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Беларусь» (2017);
• звание «Почетный гражданин Мядельского района» (2024) и др.
Семейное положение: замужем.
Родители: педагоги.

Редакция: Когда вам предложили стать руководителем «Зубренка», какие ощущения у вас были? Долго ли раздумывали, прежде чем согласиться?

Надежда Геннадьевна: Я никогда не боялась браться за дело. У меня был опыт «антикризисного» управляющего (смеется). Поэтому при вступлении в должность был даже некоторый азарт: а смогу ли я поправить положение в учреждении такого масштаба? Сначала я съездила в «Зубренок» в разведку на местности, чтобы увидеть и оценить объем работы, который предстоит выполнить в первую очередь. А затем, обсудив предложение с супругом и получив его поддержку, приняла решение.


Ред.: Какие события в вашей жизни сформировали вас как человека и успешного руководителя?

Н. Г.: На протяжении всей жизни, в разные ее периоды, встречала хороших людей, которые наставляли, помогали.

Дважды меняла место жительства, в связи с чем жизнь разделилась на три периода, примерно равных по продолжительности. Первый — это Россия, где прошли детство, юность и начался профессиональный путь. Второй — замечательный город Горки Могилевской области. Это моя семья, мои дети. Это период начала карьеры руководителя. Третий период — «Зубренок». Иногда я думаю, что вся моя предыдущая жизнь была подготовкой к этому периоду, настолько востребованным здесь оказался весь приобретенный ранее опыт.

Примером для меня являются мои родители. Отец — большой труженик, который более 25 лет проработал директором детского дома. Он стал для меня примером трудолюбия и ответственности. Мама — яркий пример оптимизма, человеколюбия.

А сегодня две замечательные внучки греют душу своей теплотой, искренностью и тем, как мы с ними хорошо дружим.

Никогда не разочаровывалась в профессии. Сестры окончили медицинский институт, поэтому в семье все хотели, чтобы и я стала медиком. Но я с детства знала, что буду учителем. И никогда не пожалела о том, что выбрала педагогическую профессию. С особой любовью вспоминаю первых детей, детей своего любимого класса, талантливых ребят, в числе которых те, кто добился успеха в жизни. До сих пор поддерживаем связь. Смело могу сказать, что профессия любимая.


Ред.: В этом году 17 августа вашему центру исполняется 55 лет. Все эти годы «Зубренок» является столицей счастливого детства, штабом многих интересных дел и начинаний. Поездка сюда — большая честь. Как вам удается сохранять атмосферу «Зубренка»? Почему «каждый ребенок хочет в “Зубренок”»?

Н. Г.: Я давно вывела для себя формулу: если педагогам легко и просто работается в учреждении, то неинтересно и бесполезно будет проведено время детьми. В этой формуле в некотором роде проявляется закон сохранения энергии (Надежда Геннадьевна является учителем физики. — Прим. ред.). Чтобы детям было хорошо, а вместе с тем и полезно, уютно, комфортно, интересно, чтобы им хотелось возвращаться к нам вновь и вновь, педагогам надо трудиться не покладая рук. И при этом учиться самим, работать над собой, повышая уровень коммуникативности, эмпатии и др. Лучше всего это делают те, кто пришел в профессию не случайно, а по зову сердца, испытывая искреннюю, настоящую любовь к детям, и, конечно же, те, кто по-настоящему любит и ценит «Зубренок», а таких много. Ребенок чувствует такое отношение к себе, любовь, желание помочь испытать радость творчества и успеха, поэтому снова и снова хочет вернуться в страну детства.

«Поиск команды — это наиважнейшая задача руководителя во все времена».


Ред.: Чем полезен «Зубренок» для каждого ребенка, которому посчастливилось в нем оказаться? Легко ли попасть в ваш центр? Какие условия являются обязательными? Сколько стоит путевка на данный момент?

Н. Г.: В учреждении созданы все условия для того, чтобы почувствовать себя самостоятельным и проявить самостоятельность. Влияние на личность ребенка семьи, школы, неформальных объединений детей значительно ослабевает. Ближней средой, оказывающей влияние на личность, становится временное детское объединение (класс-­отряд, группа, микрогруппа и др.). Относительная автономность существования детей в центре (рядом нет родителей, родственников, близких друзей) позволяет детям более самостоятельно определить перспективы взаимодействия во временном детском объединении, правила совместной жизни и деятельности.

Для каждого ребенка временное детское объединение — это новая социальная ситуация в его жизни. В центре, в отличие от других организованных групп, он почти круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности. Временное детское объединение оказывает комплексное воздействие на психологию детей.

В центре ребенок приобретает опыт общения в нескольких детских объединениях: кружке, клубе, инициативной группе и др. За счет этого происходит расширение круга поиска наиболее благоприятных условий для проявления личностных качеств, самореализации в ситуации успеха. У ребенка появляется возможность общаться не только со сверстниками, но и со старшими и младшими ребятами, со взрослыми. Ребенок развивается во временном детском объединении.

Направление в «Зубренок» является поощрением ребенка. Путевка — это награда за заслуги. В центр приезжают дети-лидеры, достигшие успехов в учебной и общественной деятельности. В течение года в «Зубренке» реализуются смены для 40 категорий детского актива. В числе участников смен — победители и призеры региональных и республиканских конкурсов, олимпиад и соревнований, активисты детских и молодежных общественных объединений и др. Непосредственно в центре за год проводится более 35 республиканских и 11 международных мероприятий. Поэтому для того, чтобы принять участие в смене в «Зубренке», необходимо быть успешным в своем учреждении образования, регионе.

В случае направления ребенка в центр родители оплачивают 60 % стоимости питания. Родительская доплата для ребенка 11‒13 лет за смену продолжительностью 18 дней на сегодняшний день равна 86,22 руб. Полная стоимость зависит от возраста и составляет около 1845 руб.


Ред.: Что вызывает у вас как у руководителя центра особую гордость?

Н. Г.: Созданное в НДЦ «Зубренок» воспитательное пространство. Воспитательный процесс реализуется через создаваемую воспитательную систему, которая является главным фактором преобразования воспитательной среды в воспитательное пространство, побуждающее каждого ребенка к рефлексии, самопознанию, самореализации. Главный критерий эффективности развития воспитательной системы — развитие личности ребенка.


Ред.: Какие тенденции современного образования и воспитания подрастающего поколения вам кажутся наиболее перспективными?

Н. Г.: Думаю, всегда актуальным и по праву ведущим будет системно-­деятельностный подход, являющийся средством становления и развития субъектности ребенка. Совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач, совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, освоение общественного опыта — то, на чем основывается воспитательный процесс при применении системно-­деятельностного подхода. Принимая участие в исследовательской, проектной деятельности, ребенок продолжает учиться самостоятельности, лучше усваивает полученные знания и нарабатывает свой собственный опыт, формирует личную ответственность, которая является основным мотивом общественно полезной, социально значимой деятельности. Используемая рефлексия каждого вида деятельности также является важным фактором формирования личности воспитанника. Коммунарская методика, которая так полюбилась разным поколениям, проведение коллективно-­творческих дел до сих пор живут в лагерях.

Вне времени — уверена — будет и должно быть трудовое воспитание. Научить детей принимать участие в различных видах труда, полезного для общества, или попросту трудиться — важная задача и родителей, и педагогов. Необходимо создавать условия для привития любви к труду, передавать трудовые навыки, чтобы подготовить должным образом детей к жизни. Труд, участие в трудовых делах развивает мышление, требует сообразительности, инициативы, вырабатывает правильное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. Участие ребенка в труде, умение работать делают его более жизнеспособным.


Ред.: Каким вы видите «Зубренок» через 10 лет? Что хотелось бы усовершенствовать, возможно, приобрести для улучшения материально-­технической базы?

Н. Г.: Я вижу «Зубренок» процветающим и по-прежнему любимым детьми — это самое важное. Сейчас в центр приезжают дети и даже внуки тех, кто сам был ребенком в «Зубренке» или трудился здесь, и это результат работы нашего поколения и предыдущих, которые мы любим и ценим. Уверена, что позже будут приезжать их правнуки, и это будет заслугой уже следующих поколений. Я надеюсь, что эта цепочка не прервется.

Что касается материально-­технической базы, то нет предела совершенству. Меняется время, а вместе с ним — технологии, мода. В соответствии с этим необходимо совершенствовать и материально-­техническую базу. Это важно, но это не главное. Самое главное — это отношение и отношения между членами образовательного процесса. Педагоги не должны быть ретрансляторами традиций и ценностей — они сами должны следовать им и являться настоящим примером для детей.


Ред.: Сотрудничеством с какими учреждениями, организациями вы гордитесь?

Н. Г.: «Зубренок» всегда открыт для сотрудничества. Мы легко идем на контакт, отзываемся на интересные предложения, налаживаем взаимодействие. Работа с партнерами, профессио­налами своего дела — один из важнейших элементов воспитательной системы центра. У «Зуб­ренка» большое количество партнеров. И каждый из них по праву достоин быть упомянутым.

Я бы уточнила: горжусь не сотрудничеством с определенным учреждением или организацией, а горжусь тем, что коллектив центра испытывает осознанную потребность в сотрудничестве.


Ред.: На ваш взгляд, должен ли хороший руководитель быть самоуверенным и амбициозным?

Н. Г.: За мой долгий путь руководителя (и не только «Зубренка») подобные слова попадали в разряд то ругательных, то почитаемых. Так, когда-то понятие «карьерист» имело негативный окрас, затем все стали воспринимать желание сделать карьеру как должное.

Я придерживаюсь умеренной позиции. Руководитель должен иметь сильный характер, не бояться ломать стереотипы, отстаивать свою точку зрения. А если уж принял решение — действовать уверенно. Быть решительным, когда это необходимо, и в то же время терпеливым, чтобы не наломать дров. Быть не самонадеянным, а уметь опираться на самые лучшие умения и качества своих подчиненных.

«На мой взгляд, руководитель должен обладать самолюбием, но не превращать его в самолюбование».

Амбиции я воспринимаю, скорее, как обостренное самолюбие. Важно иметь цели, стремление, но вместе с тем должно быть достаточно знаний, опыта, видения того, что получится в итоге, чтобы зажечь коллектив, с которым руководитель работает. Чтобы планируемый результат манил коллектив как горящий впереди факел и желание добиться поставленной цели было искренним и сильным.



Ред.: К вам часто приходят молодые специалисты. Какой он — современный молодой специалист? Как понять, будет ли он хорошим педагогом?

Н. Г.: Молодые специалисты всегда были, есть и будут разными. Нельзя судить по первым шагам, ведь заявивший о себе молодой человек может разочароваться и перестать гореть. И наоборот: тот, кто был поначалу незаметен, может раскрыться и стать профессионалом. Хорошего педагога видно по заинтересованности, отношению к своему делу, детям, которые тянутся к нему. Молодой специалист на то и имеет данный статус, чтобы внедриться в профессию, закалиться и определиться со своей траекторией профессионального развития. А удел более опытных педагогов — выступить в качестве наставника, индивидуально подойти к молодежи, чтобы со временем получить надежного заинтересованного коллегу.


Ред.: Какой совет вы бы дали начинающему педагогу?

Н. Г.: Говорить и наставлять можно много и долго. Но каждый должен пройти свой путь, в том числе и путь становления педагога. Совет краток: люби, что делаешь, и делай, что любишь.


Ред.: Вы любите читать? Какую книгу вы порекомендуете прочесть каждому руководителю? Чтение помогает понимать людей?

Н. Г.: Я глубоко уверена, что есть книги, которые должен прочесть буквально каждый человек. Чтение помогает понимать людей, особенно если хорошая книга прочитана в нужном возрасте. К примеру, слишком рано на моей книжной полке появились роман Н. Чернышевского «Что делать?», книги М. Салтыкова-­Щедрина, Н. Гоголя. По-настоящему оценить их я смогла, только прочитав в более зрелом возрасте. В детстве они были непонятны, поэтому не стали для меня ценными. При повторном прочтении совершенно иным было понимание героев, мотивов их действий, типов людей.

В детстве, как и все, я увлекалась чтением приключенческой и фантастической литературы. Из наиболее любимых книг вспоминается Д. Дефо «Робинзон Крузо». Всегда ответственно я подходила к чтению программных произведений.

Мои родители были педагогами, поэтому у нас дома была большая библиотека. Я достаточно рано познакомилась с «Республикой ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева и «Педагогической поэмой» А. Макаренко. Думаю, что эти книги и сейчас актуальны для педагогов.

Для руководителя же, на мой взгляд, универсальной книги еще не написали. Да и вряд ли кто-либо ее напишет. В этом деле нельзя выработать четкую схему, которая будет универсальна и одинаково действенна для всех.


Ред.: От себя лично и от редакции нашего журнала хочется поздравить вас, Надежда Геннадьевна, с 55‑летним юбилеем нашего главного лагеря страны! И пожелать, чтобы тот пионерский костер, который был зажжен в 1969 г., согревал сердца и собирал вокруг себя активных детей и педагогов еще многие годы!

Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

377 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок