Актуальность вопроса
Система образования испытывает острый дефицит педагогических кадров, что является важнейшей проблемой во многих странах, в т. ч. в Республике Беларусь. Все большее количество школ ощущают нехватку педагогов, прежде всего молодых. Происходит естественный процесс «старения» учительских кадров.
В целом по республике сегодня остается актуальной проблема с педагогами по точным наукам — математике, физике, химии. И причин этому несколько. Эти предметы сложно осваивать. Кроме того, обладающие такими знаниями плюс компьютерной грамотностью специалисты востребованы на рынке труда. Они с легкостью находят другую работу с четким кругом обязанностей и высокой зарплатой.
Эти и другие причины привели к низкому набору и отсутствию конкурсной основы поступления на педагогические специальности в вузы страны. Снижение набора на педагогические специальности, особенно на специальности «Математика» и «Физика», — вопрос общереспубликанский, который остро стоит в последние годы.
Пути решения проблемы
В ГУО «Средняя школа № 34 г. Гродно» для решения проблемы дефицита педагогических кадров внедряется модель «От учащегося до педагога школы». Это новшество школы.
Реализация полного цикла механизма подготовки педагогических кадров
Практическое внедрение модели
В рамках внедрения модели «От учащегося до педагога школы» учреждение образования решает следующий комплекс задач.
1. Поднятие престижа педагогической специальности.
2. Подбор педагогов, работающих с учащимися педгрупп.
В течение шести лет мы имели несколько вариантов назначения учителей, преподающих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию»: опытные учителя с многолетним стажем работы; учителя, работающие в профильных классах; члены администрации; классные руководители Х классов. Практикой учреждения доказано, что здесь не играет роли возраст педагога, предмет, который преподает учитель. Анализируя работу педгрупп, учитывая мнение учащихся, мы пришли к выводу, что для работы с учащимися педгрупп учителя должны обладать следующими качествами:
3. Проведение активной работы с общественностью по популяризации классов профессиональной (педагогической) направленности (далее — педгруппы), целевой подготовки.
Определенную роль в освещении работы педгрупп играет ведение страницы в социальных сетях. В 2023 г. создан аккаунт педгруппы учреждения в Instagram: ped_gr_sch34 «Жизнь педагогической группы государственного учреждения образования “Средняя школа № 34 г. Гродно”».
Задачи аккаунта:
- популяризация факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию»;
- демонстрация деятельности учащихся в проектах, конкурсах, фестивалях, конференциях, акциях;
- создание условий для самостоятельного составления портфолио учащимися (листая Instagram, учащиеся видят, в каких мероприятиях участвовали);
- трансляция педагогического опыта по организации деятельности учащихся в педгруппе.
4. Целевая подготовка наиболее востребованных специалистов.
Руководство учреждения образования проводит системную работу с учащимися групп физико-математического профиля и их законными представителями по мотивации поступления на специальности «Математика», «Физика»:
- включение учащихся в работу общества юных исследователей, организация исследовательской деятельности;
- индивидуальная работа по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по предметам;
- участие учащихся в проведении дней физики и математики в рамках декады предметных знаний;
- организация педагогических проб на уроках физики и математики.
Справочно: в течение двух последних лет существует практика выдачи целевых направлений по данным специальностям. В 2023 г. учреждение образования выдало целевое направление на обучение в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (далее — ГрГУ) по специальности «Математика» учащейся педгруппы, которая награждена серебряной медалью по окончании обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. В 2024 г. учреждение образования готовит целевое направление на обучение в ГрГУ по специальности «Физика» учащейся педгруппы.
5. Освещение преимуществ работы молодых специалистов в школе.
6. Решение жилищных вопросов молодых специалистов через сотрудничество с градообразующими предприятиями, выделяющими места в своих общежитиях.
Внедрение модели «От учащегося до педагога школы»
Результаты внедрения модели
- В 2021 г. руководство учреждения образования получило благодарность от педагогического факультета ГрГУ за активное участие команды учащихся учреждения образования в IV Фестивале педагогических классов.
- В 2023 г. руководитель педгруппы награждена свидетельством ГрОИРО «Педагогическая профилизация учащихся», свидетельством о покорении Педагогического олимпа «Педагогическая профилизация учащихся» ГрОИРО, в 2024 г. — благодарственным письмом ГрГУ за подготовку победителей VI Фестиваля педагогических классов.
- Команда учащихся педгруппы «КсеВаКаСа» стала лауреатом республиканского молодежного медиафестиваля «Голоса молодых за устойчивое развитие — 2021».
- Результативность участия команд педгрупп в областном Фестивале педагогических классов: 4 диплома за три года.
Внедрение модели «От учащегося до педагога школы» позволит нашему учреждению образования снизить к 2028/2029 учебному году потребность в учителях физики и математики минимум на 75 % (закрыть более половины потребности от состояния на 2023/2024 учебный год).
Реализация проекта «От учащегося до педагога школы» служит созданию положительного имиджа учреждения образования по подготовке педагогов в рамках работы педгрупп, является весомым вкладом в развитие учреждений образования района в данном направлении.
Также вы можете ознакомиться с анкетой для родителей по изучению потребности изучения предметов на повышенном уровне.