Отвечаем на вопросы читателей по основной деятельности
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Отвечаем на вопросы читателей по основной деятельности

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

2050 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Если человек направил жалобу в орган государственного образования (обл­исполком, министерство), а конфликт уже сам собою разрешился, то как отозвать эту жалобу?


Точно так же, как направлялась сама письменная жалоба.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) заявитель имеет право отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу путем подачи соответствующего письменного заявления.

Иными словами, необходимо направить в орган государственного управления обращение (на бумажном носителе, электронное), в котором следует высказать в произвольной форме просьбу об отзыве обращения (оставлении обращения без рассмотрения).

После этого рассмотрение данного обращения по существу прекращается, а заявителю возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению (при их наличии).


Можно ли назначить директором учреждения общего среднего образования юридическое лицо или индивидуального предпринимателя? Будут ли нарушены ­какие-либо законодательные акты, если произвести такое назначение?


Назначить директором учреждения общего среднего образования можно только физическое лицо.

Непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель (директор, начальник). Руководитель учреждения общего среднего образования назначается на должность и освобождается от должности его учредителем (пп. 1–2 ст. 157 Кодекса об образовании).

В соответствии с ч. 1 п. 4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями), должность — это служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности.

Работник — это физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 ТК).

Учитывая изложенное, назначить на должность возможно только физическое лицо.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-­методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений).

Педагогическую деятельность могут осуществлять только физические лица на основании трудового или гражданско-­правового договора, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Таким образом, руководитель учреждения образования является педагогическим работником, т. к. осуществляет руководство образовательной деятельностью учреждения образования, а, следовательно, физическим лицом, осуществляющим педагогическую деятельность на основании трудового договора.

Поэтому назначение на должность руководителя любого учреждения образования юридическое лицо или индивидуального предпринимателя будет противоречить Кодексу об образовании, а также Трудовому кодексу.

Конкретной нормы законодательства, предусматривающей ответственность за такое назначение, не имеется.

В то же время с учетом п. 7 Положения о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым согласно законодательству предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 820 с последующими изменениями и дополнениями), одним из оснований для принятия решения об аккредитации по итогам проведения аккредитации на соответствие заявленному виду для учреждений общего среднего образования является выполнение требований законодательства об образовании.

При назначении юридического лица или индивидуального предпринимателя в качестве руководителя учреждения образования данное требование соблюдено не будет. Поэтому учреждение образования не пройдет государственную аккредитацию и не будет иметь права на выдачу документов об образовании установленного образца.


Какие должности в школе относятся к категории государственных должностных и приравненных к ним лиц?


К таким должностям относятся директор, заведующий общежитием (при его наличии), заместитель директора по основной деятельности (учебной, воспитательной), учитель.


В каких ситуациях наиболее вероятно возникновение конфликта интересов в школе?


К ситуациям, в которых наиболее вероятно возникновение конфликта интересов, относятся:

1. Выполнение профессиональных обязанностей в отношении родственников или иных лиц, с которыми должностное лицо поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. В данном случае педагог участвует в принятии юридически значимых решений в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность преподавателя. Чаще всего таким участием является принятие экзаменов, участие в работе государственных экзаменационных комиссий.

2. Выполнение оплачиваемой работы (оказание услуг имущественного характера). Получила распространение практика осуществления учителями репетиторства у своих же учеников или принуждение обучающихся приобретать научные (методические) работы. Такие формы злоупотребления своим публичным статусом, безусловно, относятся к числу коррупционных и порождают конфликт интересов.

3. Получение материальной выгоды, подарков и услуг. Такой формой коррупции в системе образования является купля-­продажа оценок, контрольных работ. Часто обычная взятка маскируется под дорогостоящий подарок. То же относится и к «презентам», получаемым от заинтересованных лиц родственниками педагогического работника.

4. Имущественные обязательства у учителя или его родственников. В данном случае педагог или его родственники создают имущественные обязательства на льготных условиях. Это беспроцентные ссуды, сделки купли-­продажи по заниженной стоимости, льготная аренда и т. п.

5. Использование конфиденциальной информации. Случаи разглашения или использования в целях, не связанных с профессиональной деятельностью, сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей известной педагогу в связи с исполнением им профессиональных обязанностей.


Работник имеет первую квалификационную категорию учителя и хочет аттестоваться на высшую категорию. Его педагогический стаж соответствует требованиям (три года), но два последних года он отработал учителем, а перед этим один год отработал в должности преподавателя в системе профессионально-­технического образования (там вел общеобразовательный предмет). Имеет ли он право быть аттестованным на высшую категорию учителя в школе?


Такое право у него может появиться только через год.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий педагогических работников системы образования проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-­преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

Согласно ч. 1 п. 19 Инструкции претендовать на присвоение высшей квалификационной категории могут педагогические работники, которые имеют стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее — стаж работы), три года со дня присвоения первой квалификационной категории.

Таким образом, в стаж работы для присвоения высшей квалификационной категории учителя не входит период работы в должности преподавателя.


Возможна ли организация изучения определенных учебных предметов в отдельных классах на повышенном уровне по полугодиям? В первом полугодии — одни предметы, а во втором — другие? Например, в первом полугодии — 1 ч математики и 1 ч иностранного, а во втором — 2 ч только математики? Запрос со стороны учеников и их родителей есть.


Такая организация возможна.

В соответствии с п. 4 ст. 167 Кодекса об образовании учебный план учреждения общего среднего образования разрабатывается ежегодно на конкретный учебный год. При этом в учебном плане учреждения общего среднего образования устанавливается количество часов на I и II полугодие.

Таким образом, учитывая интересы и образовательные запросы учеников (законных представителей несовершеннолетних), учреждение образования имеет возможность определять необходимое количество учебных часов на каждый из учебных предметов на I и II полугодие и организовать изучение учебных предметов на повышенном уровне по полугодиям.


Как осуществляется оплата труда учителя-­совместителя во время осенних, зимних и весенних каникул, если на начало учебного года ему было установлено соответствующее количество часов в неделю согласно расписанию (не более 0,5 тарифной ставки)?


Во время каникул педагогические работники выполняют другие функции, предусмотренные квалификационными характеристиками, в пределах установленной им педагогической нагрузки. При этом оплата труда осуществляется по окладам, установленным на начало учебного года, с учетом надбавки за стаж, за контракт, за специфику работы в сфере образования, за работу в сельской местности.

Если в приказе о приеме на работу педагогического работника по совместительству предусмотрена оплата труда за фактически отработанное время, заработная плата в период каникул работникам-­совместителям не выплачивается.


Должна ли производиться оплата труда за время вынужденного простоя по причине неявки учащихся на индивидуальное факультативное занятие основного работника и совместителя на одинаковых условиях?


Оплата труда за время простоя не по вине работника регулируется Трудовым кодексом, а также нормами Соглашения между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2019–2022 годы. Согласно указанному соглашению при наличии финансовых возможностей за время вынужденного простоя не по вине работника (отмена учебных занятий по санитарно-­эпидемиологическим, климатическим показаниям и другим обстоятельствам) оплата труда производится в размере 100 % установленного оклада работнику в порядке, определяемом коллективным договором. В случае выполнения работниками в этот период другой работы в соответствии с их функциональными обязанностями заработная плата выплачивается им в полном объеме. В целях выполнения учебной программы пропущенные не по вине работника занятия, как правило, проводятся с учащимися в другое время без оплаты.

Эти положения распространяются как на основных работников, так и на работников, принятых на условиях совместительства.

Порядок учета проведенных занятий отражается в классных журналах, замены занятий — в журналах замены уроков.


Можно ли обязать ученика вести личный журнал путешественника, в котором он должен отражать свои перемещения и подтверждать их теми или иными отметками в пунктах нахождения?


Ведение дневника путешественника является добровольным.

С целью проведения системной туристско-­экскурсионной работы в учреждениях образования, повышения качества содержательного наполнения экскурсионных программ Министерством образования в 2019 г. разработан и рекомендован к использованию в образовательном процессе «Дневник путешественника» для обучающихся I, II и III ступени общего среднего образования (письмо Министерства образования от 31.05.2019 № 01-18/3420). Ведение обучающимися Дневника путешественника является добровольным.

Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионной деятельности обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы в области краеведения, углубление знаний по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

Экскурсионные объекты обучающиеся могут посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно: с родителями, друзьями, одноклассниками.


Можно ли принять на работу педагогом человека, имеющего судимость? Вправе ли руководитель учреждения образования требовать от данного лица до­кумен­ты, подтверждающие отсутствие судимости?


В соответствии с подп. 2.2 п. 2 ст. 51 Кодекса об образовании педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, имеющие судимость.

В случае возникновения (установления) указанного обстоятельства, препятствующего осуществлению педагогической деятельности в соответствии с законодательными актами, трудовой договор с работником может быть прекращен по п. 7 ст. 47 ТК.

Порядок установления нанимателем обстоятельств, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, законодательством не регламентирован.

Вместе с тем считаем, что в целях выполнения требований ст. 51 Кодекса об образовании наниматель вправе запросить у работника документы, подтверждающие отсутствие судимости.

В то же время при наличии письменного согласия педагогического работника руководитель учреждения образования вправе самостоятельно направить запрос в соответствующее информационное подразделение внутренних дел для получения сведений о правонарушениях работника, хранящихся в банке данных о правонарушениях (гл. 21 Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 с последующими изменениями и дополнениями).

Одновременно обращаем внимание на то, что согласно п. 2 ст. 45 УК лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке.

Являются ли психологическим насилием следующие регулярные высказывания учителя в адрес детей: «бессовестные», «бесстыжие», «отведу к директору», «поставлю на учет в милицию», «напишу заявление, чтобы вас забрали из семьи» и т. п.?

В соответствии с законодательством об образовании некорректные высказывания педагогических работников учреждений образования в адрес обучающихся недопустимы.

Согласно п. 1 ст. 53 Кодекса об образовании педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса.

Руководитель учреждения образования несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования и в соответствии с законодательством наделен правом издавать (принимать) локальные НПА, которыми регулируются в т. ч. и вопросы деятельности педагогических работников (подп. 1.1–1.2 п. 1 ст. 26 Кодекса об образовании).


Каких несовершеннолетних следует ставить на учет в милицию?


С принятием очередных изменений в Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» сотрудники органов внутренних дел не осуществляют «постановку на учет в милицию» (далее — Закон о профилактике безнадзорности), а проводят индивидуальную профилактическую работу.

В ст. 5 и ст. 6 Закона о профилактике безнадзорности четко определены категории несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания для ее проведения.

Индивидуальная профилактическая работа проводится на основании следующих документов:

  • заявления несовершеннолетнего либо его родителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • приговора, решения, постановления или определения суда;
  • постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.

Индивидуальная профилактическая работа имеет важное значение для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поскольку позволяет на ранней стадии выявлять лиц, склонных к антиобщественному поведению, а также оказывать целевое воспитательное воздействие на подростков, у которых сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

Законодательством предусмотрено, что деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода.


С какого возраста несовершеннолетнего можно приглашать на заседание комиссии по делам несовершеннолетних?


В законодательстве не определен возраст, с которого несовершеннолетнего могут приглашать на заседание КДН.

Однако в Законе о профилактике безнадзорности закреплена норма о том, что инспекции по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, достигших 10 лет (ст. 21 Закона о профилактике безнадзорности).


Следует ли в школьной библиотеке закреплять стеллажи с книгами и указывать на этих стеллажах вес книг?


До 2014 г. действовало постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 18.10.2006 № 28 «Об утверждении правил по охране труда для библиотек», в котором подробно описывался порядок использования стеллажей для размещения на них книг. Сейчас это постановление не действует.

При этом сохраняет силу постановление Министерства труда и социальной защиты Респуб­лики Беларусь от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 70).

Согласно п. 220 постановления № 70 конструкция стеллажей для хранения материальных ценностей должна быть рассчитана на соответствующие нагрузки, обеспечивать устойчивое положение складируемых веществ, материалов и изделий и исключать их выпадение при хранении.

Стеллажи следует надежно закреплять, а каждый стеллаж должен иметь инвентарный номер и надписи о предельно допустимой нагрузке на каждой полке. 

2050 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Найти и обезвредить: устраняем недочеты в работе школьных лагерей

Статья основана на материалах прокурорских проверок оздоровительных лагерей в 2024 г. Материал может использоваться в качестве чек-листа для директора УОСО при подготовке...
№ 10 (154) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 287
1
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок