Понятийный аппарат
Для государственного учреждения образования основной образовательной услугой является его образовательная деятельность, т. е. деятельность по обучению и воспитанию (подп. 1.7 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании). Осуществляется она в рамках государственного финансирования из республиканского или местного бюджета, и обучающиеся и их законные представителя не платят за обучение и воспитание.
Откуда же возникает необходимость оказания платных образовательных услуг?
В первую очередь она появляется по той причине, что образовательные потребности личности могут быть гораздо шире, нежели объем информации, знаний, умений и навыков, заложенный государством в учебные планы и учебные программы образовательных программ, реализацию содержания которых оно финансирует. Во-вторых, доходы, которые получает государственное учреждение образования от реализации платных образовательных услуг, позволяют ему решать задачи, которые не могут быть решены в рамках бюджетного финансирования.
Поэтому и практика оказания платных услуг в сфере образования должна начинаться, прежде всего, с изучения их востребованности со стороны как обучающихся и их законных представителей, так и самого учреждения, а также оценки возможностей учреждения по их оказанию (наличие необходимого кадрового потенциала, обладающего соответствующими знаниями, квалификацией, временем и желанием; помещений, оборудования, учебных изданий и иной материально-технической базы) и, конечно же, выгоды.
При этом не следует забывать, что согласно Кодексу об образовании учреждение образования — это юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности (подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).
Гражданский кодекс гласит, что учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, а некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 46 ГК, п. 1 ст. 120 ГК).
Согласно Гражданскому кодексу «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» и «могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций» (п. 3 ст. 46 ГК).
Предпринимательская деятельность в Гражданском кодексе определяется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (абз. 2 п. 1 ст. 1 ГК).
Право учреждения образования заниматься приносящей доходы деятельностью закреплено в Кодексе об образовании (подп. 2.3 п. 2 ст. 20 Кодекса об образовании).
Из вышесказанного следует, что указание на возможность заниматься оказанием платных услуг в сфере образования и иной предпринимательской деятельностью должно быть закреплено в уставе учреждения образования, где согласно п. 2 ст. 48 ГК и ст. 22 Кодекса об образовании указываются цели и предмет деятельности учреждения.
Следовательно, если в уставе учреждения названные положения не отражены, то в него необходимо внести соответствующие изменения и дополнения.
Справочно: в целом содержание устава учреждения образования регламентировано ст. 22, 20, 23, 25, 26, 52, 53, 54 Кодекса об образовании; ст. 44, 48, п. 1 и 2 ст. 50, ст. 53, 57, 59, 120, 277, 279 ГК; п. 17, 32, 35 Положения об учреждении общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 20.12.2011 № 283 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Положение об УОСО).
Напоминаем, что предметом деятельности любого учреждения образования является прежде всего реализация содержания определенных образовательных программ и (или) программ воспитания.
Конкретный перечень реализуемых образовательных программ для каждого вида учреждений общего среднего образования отражен в пп. 3–28 ст. 156 Кодекса об образовании, а для конкретного учреждения — в его уставе.
Имея соответствующие положения о возможности оказания платных образовательных услуг в уставе учреждения и проведя анализ востребованности и наличия необходимых условий, учреждение образования может перейти непосредственно к организации и реализации тех или иных услуг на практике.
Объединения по интересам
Поскольку оказываемые услуги являются образовательными, то это предполагает необходимость разработки соответствующей документации, определяющей их содержание. Перечень необходимой документации определяется видом образовательной программы.
Как правило, для организации платных услуг в сфере образования используется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая в соответствии со ст. 229 Кодекса об образовании реализуется по определенным профилям и направлениям в очной и заочной формах получения образования.
Срок получения дополнительного образования детей и молодежи устанавливается учебно-программной документацией образовательной программы (ст. 230 Кодекса об образовании).
Основным видом учебно-программной документации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является программа объединения по интересам. Она определяет цели, задачи изучения содержания определенных образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин по соответствующим профилям и направлениям, срок получения образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение конкретных образовательных областей и тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения.
Программа объединения по интересам разрабатывается учреждением образования на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи и утверждается руководителем учреждения образования.
Для одаренных учащихся, учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития, а также учащихся, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия объединений по интересам в том же порядке могут разрабатываться индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи (п. 7 ст. 239 Кодекса об образовании).
Директору на заметку
Содержание программ объединений по интересам (индивидуальных программ дополнительного образования детей и молодежи) не может дублировать содержание образовательных программ, реализуемых за счет бюджетных средств, осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой из бюджета, ухудшать качество предоставляемых за счет средств бюджета услуг (п. 3 ст. 138 Кодекса об образовании).
К объединениям по интересам относятся кружки, клубы, секции, студии, мастерские, лаборатории, оркестры, хоры, ансамбли, театры, научные общества учащихся и т. д., создаваемые на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности и могут быть одновозрастными и разновозрастными (п. 7 ст. 233 Кодекса об образовании).
Это важно
Для оказания платной услуги в сфере образования в рамках объединения по интересам не обязательно соблюдать нормы их наполняемости, установленные п. 8 ст. 233 Кодекса об образовании. Для платной образовательной услуги такая наполняемость в первую очередь определяется количеством, при котором данная услуга не будет убыточной, будет приносить прибыль и являться рентабельной.
Договор о платных услугах в сфере образования
Реализация платной образовательной услуги осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования.
Требования к нему установлены ст. 77 Кодекса об образовании, а типовая форма — постановлением Министерства образования Республики Беларусь 21.07.2011 № 99 (с последующими изменениями и дополнениями).
Форма договора о платных услугах в сфере образования
Договор заключает законный представитель несовершеннолетнего заказчика, а содержание образовательной программы осваивает несовершеннолетний, что должно быть отражено в договоре.
Для приема лиц, желающих получить дополнительное образование на бюджетной основе по спортивно-техническому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и военно-патриотическому профилям, а также направлению «хореография» художественного профиля требуется наличие медицинской справки о состоянии здоровья.
Данного правила следует придерживаться и при организации платных образовательных услуг по указанным профилям (направлению). При этом в связи с наличием договора представляется избыточным написание заявления для приема лица для получения дополнительного образования детей и молодежи на платной основе.
В соответствии с п. 37 Положения об УОСО при их желании законные представители несовершеннолетних обучающихся могут быть ознакомлены с программами объединений по интересам, содержание которых будут осваивать их дети.
На основании договоров руководителем учреждения издается приказ о зачислении в соответствующие объединения по интересам. Этим же приказом может быть утверждена программа объединения по интересам, калькуляция, расписание занятий, ответственный за организацию и контроль платной образовательной услуги.
Если это предусмотрено программой объединения по интересам, объединение может делиться на подгруппы (п. 13 и п. 17 Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 149 с последующими изменениями и дополнениями).
Форма организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (урок), продолжительность которого определяется санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами (Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям», утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 № 43 с последующими изменениями и дополнениями), а расписание утверждается руководителем учреждения образования.
Учет занятий ведется учреждением образования в документах, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, установленной им формы.
Особенности работы
Реализует содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи педагог дополнительного образования. В соответствии с квалификационной характеристикой указанной должности на нее могут приниматься лица, имеющие высшее (среднее специальное) образование по профилю образования, соответствующему направлению деятельности, без предъявления требований к стажу работы.
Осуществлять педагогическую деятельность педагог дополнительного образования может как по трудовому договору, вид которого определяется в зависимости от того, основная это работа или работа по совместительству, так и по договору возмездного оказания услуг. Требования к последнему установлены главой 39 ГК.
Руководствуясь п. 1 ст. 662 ГК, в договоре следует предусмотреть не только начальный и конечный сроки выполнения работы, но и сроки начала и завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки), что позволит оплачивать труд педагога по истечении месяца. При этом по завершении каждого этапа составляется соответствующий акт, на основании которого проводится оплата работы.
По должности педагога дополнительного образования предусмотрено наличие квалификационных категорий, которые присваиваются работнику по итогам аттестации.
Распределение обязанностей администрации учреждения
Согласно ст. 26 Кодекса об образовании руководитель учреждения образования издает приказы, заключает договоры, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции. В соответствии с квалификационной характеристикой по должности директора он также осуществляет совместно с советом учреждения и общественными организациями разработку, утверждение и внедрение учебных планов, курсов, дисциплин, Устава и правил внутреннего распорядка учреждения образования и др.
Заместитель директора по основной деятельности согласно квалификационной характеристике по этой должности руководит организацией образовательного процесса по основному направлению деятельности; координирует педагогическую деятельность педагогических работников по выполнению образовательных программ и обеспечивает их полное и качественное выполнение; составляет расписание занятий объединений по интересам и других видов педагогической деятельности с обучающимися; организует разработку учебно-программной документации образовательных программ, учебно-методической документации, работу по методическому обеспечению образовательного процесса по направлению деятельности; работу по приему и выпуску обучающихся; оказывает помощь педагогическим работникам учреждения образования по разработке необходимой учебно-методической документации, по проведению учебных занятий и внеучебных мероприятий, по освоению и разработке инновационных программ и технологий; контролирует качество образовательного процесса по направлению деятельности, уровень знаний и умений обучающихся.
Какими НПА руководствоваться
Финансовая сторона оказания платных образовательных услуг учреждением общего среднего образования обусловлена тем, что они являются бюджетными организациями, т. е. созданы для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и их функционирование финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, а бухгалтерский учет в них ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.
В связи с этим учреждения образования при осуществлении платных образовательных услуг должны руководствоваться следующими НПА:
- Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 с последующими изменениями и дополнениями;
- Инструкция о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, бюджетных смет государственных внебюджетных фондов, а также внесения в них изменений и (или) дополнений, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 № 8 с последующими изменениями и дополнениями;
- Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.02.2005 № 15 с последующими изменениями и дополнениями.
Оплата труда
Оплата труда педагогов дополнительного образования производится в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с последующими изменениями и дополнениями), в котором должность педагога дополнительного образования в зависимости от наличия определенной квалификационной категории тарифицируется 6–9 тарифными разрядами (приложение 1). При этом государственные учреждения образования, реализующие образовательные программы дополнительного образования на платной основе, по согласованию с государственным органом, в подчинении которого находится данное учреждение образования (учредителем) при оплате труда педагогических работников (кроме руководителей), участвующих в реализации содержания таких образовательных программ, за счет внебюджетных средств, полученных от указанной деятельности, могут применять базовую ставку в размере, не превышающем двукратного размера базовой ставки, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2017 № 530 «О некоторых вопросах оплаты труда педагогических работников за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности» с последующими изменениями и дополнениями).
Формирование стоимости услуги
Стоимость платных образовательных услуг рассчитывается учреждением самостоятельно исходя из затрат на основе калькуляции (расчета себестоимости). За основу при этом берутся плановые прямые и косвенные затраты. Конкретная методика расчета себестоимости может быть закреплена в учетной политике.
По аналогии может быть использована Инструкция о порядке определения стоимости обучения на платной основе в государственных учреждениях образования, утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2011 № 210 с последующими изменениями и дополнениями.
При обслуживании учреждения образования бухгалтерией центра по обеспечению деятельности бюджетных организаций все вопросы, касающиеся расчета себестоимости и бухгалтерского учета платных услуг в сфере образования, следует оговорить в договоре между учреждением образования и центром.
Резюме
Администрация учреждения образования должна осуществлять контроль за качеством предоставляемой образовательной услуги, т. е. за соответствием образования требованиям программы объединения по интересам или индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи. Его необходимо включать в план работы учреждения на учебный год, а результаты анализировать и заслушивать в установленном в учреждении порядке.
Необходимо учесть, что согласно Кодексу об образовании законные представители обучающихся имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, поэтому порядок такого ознакомления, на наш взгляд, следует оговорить в дополнительных условиях договора.
Кроме того, если договор о платных услугах в сфере образования прекращается досрочно по инициативе законного представителя обучающегося, изданию приказа об отчислении должно предшествовать расторжение договора (абз. 2 п. 1 ст. 79 Кодекса об образовании).
При этом руководитель учреждения образования должен не забывать, что лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (п. 3 ст. 49 ГК).
В свою очередь, руководитель учреждения образования несет ответственность за результаты его деятельности (подп. 1.1 п. 1 ст. 26 Кодекса об образовании); обеспечивает рациональное использование средств, полученных от приносящей доходы деятельности, несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования, за жизнь и здоровье, за соблюдение прав и свобод обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.