Правовое регулирование
При создании в учреждении органов самоуправления руководителю и задействованным в работе органов самоуправления работникам следует обновить знания норм законодательства, регулирующих данную сферу отношений:
На основании п. 3 и п. 4 ст. 157Кодекса об образовании в учреждении общего среднего образования создаются органы самоуправления. Основным органом самоуправления является совет учреждения. Также в учреждении создается педагогический совет, а в средней школе — училище олимпийского резерва дополнительно организуется тренерский совет. Также могут создаваться попечительский совет и родительский комитет.
При организации деятельности данных органов самоуправления особое внимание следует уделить содержанию и реализации положений, указанных в учредительных документах учреждения.
Согласно подп. 2.8 п. 2 ст. 22 Кодекса об образовании структура и порядок формирования органов самоуправления указываются в уставе учреждения образования.
Совет учреждения образования
Основным органом самоуправления является совет учреждения образования, возглавляемый руководителем учреждения образования. Состав совета учреждения образования формируется из представителей обучающихся, их законных представителей, руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников учреждения. В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций — заказчиков кадров, общественных объединений и иных организаций (п. 5 Положения о совете УО).
Количественный состав совета формируется в следующей пропорции:
- 25 % — представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;
- 75 % — представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций — заказчиков кадров, общественных объединений, иных организаций.
Директору на заметку
Персональный состав совета утверждается приказом руководителя учреждения образования (п. 8 Положения о совете УО).
Общая численность членов совета, порядок включения в состав совета и срок полномочий членов совета определяется уставом учреждения образования (ч. 1 п. 6, 9 Положения о совете УО).
Срок полномочий совета не может превышать пяти лет.
ПРИМЕР
Основным органом самоуправления учреждения образования является совет, непосредственное руководство деятельностью которого осуществляет руководитель учреждения образования.
Общая численность членов совета учреждения образования составляет 15 человек.
Представители учащихся избираются открытым голосованием в классах.
Представители педагогических и иных работников учреждения образования избираются открытым голосованием на собрании трудового коллектива.
Законные представители учащихся избираются открытым голосованием на классных родительских собраниях.
Срок полномочий совета учреждения образования составляет три года.
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, который составляется на учебный год и утверждается руководителем после рассмотрения на заседании совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед учреждением образования.
Основной формой проведения совета является заседание, на котором ведется протокол. В протоколе фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результаты голосования и принятое решение. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
Во время открытого голосования последним голосует председатель совета.
При равном количестве голосов голос председателя совета учреждения является решающим.
Обратите внимание
Решения совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные руководителем учреждения образования, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения образования, обучающихся и их законных представителей.
Педагогический совет
В соответствии с Положением о педсовете в состав педагогического совета входят все педагогические работники учреждения образования.
Председателем педагогического совета является руководитель учреждения образования, а в случае его отсутствия — заместитель директора. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в четверть в соответствии с планом работы или по мере необходимости. План работы составляется на учебный год и утверждается руководителем учреждения образования не позднее 1 сентября текущего года после рассмотрения на первом заседании педагогического совета. Первое заседание педагогического совета проводится в конце августа.
Примерный план проведения августовского педагогического совета:
1. Выборы секретаря педагогического совета.
2. Анализ работы школы за 2019/2020 учебный год и задачи на новый 2020/2021 учебный год.
3. О трудоустройстве выпускников IX и XI классов.
4. Об итогах летней практики (при необходимости).
5. О количестве часов на проведение факультативных занятий в классах.
6. О педагогической нагрузке на 2020/2021 учебный год.
7. Об утверждении режима работы учреждения на 2020/2021 учебный год.
8. Об утверждении плана работы учреждения образования на 2020/2021 учебный год.
9. Об организации инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году (при необходимости).
Также обязательными являются педагогические советы, на которых рассматриваются вопросы о допуске к экзаменам, перевод в следующие классы и выпуск учеников из учреждения образования. Данные педагогические советы проводятся в мае–июне.
Основной формой проведения педагогического совета является заседание, по итогам которого оформляется протокол. В протоколе фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, соответствующее решение, а также результаты голосования. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов (при равном количестве голосов решающим является голос председателя) и после утверждения приказом руководителя учреждения образования являются обязательными для исполнения всеми педагогическими работниками и учащимися учреждения образования (их законными представителями).
Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета. Нумерация протоколов ведется с начала учебного года.
В течение учебного года также проводятся тематические педагогические советы. Приведем пример последовательности действий при подготовке к проведению тематического педагогического совета.
Алгоритм подготовки и проведения тематического педсовета
Таблица 1
Шаги | Действия при подготовке педсовета
|
---|
1 | Определите цели и задачи предстоящего педсовета |
2 | Сформируйте малую творческую группу (мозговой центр) педсовета |
3 | Подключите к работе психологическую службу (проводит анкетирование, ведет подготовку к работе в малых творческих группах) |
4 | Произведите отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовьте первичный материал силами малой творческой группы |
5 | Составьте план подготовки и проведения педсовета. Справочно: вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых уроков (занятий) вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме — за два месяца |
6 | Проведите семинарские занятия по теме педсовета |
7 | Разработайте анкеты и проведите анкетирование |
8 | Посетите уроки (занятия), проводимые педагогическими работниками учреждения |
9 | Проведите творческие мастерские (проводятся опытными педагогами) |
10 | Обсудите и обработайте полученный материал силами малой творческой группы |
11 | Систематизируйте и подготовьте окончательный материал |
12 | Подготовьте вопросы для обсуждения на педсовете |
13 | Подготовьте проект решений педсовета |
14 | Подготовьте помещение и всё необходимое оборудование |
15 | Проведите педсовет и оформите протокол с приложениями |
16 | Издайте приказ об утверждении решений педсовета |
17 | Проанализируйте работу педсовета на заседании методического совета |
Попечительский совет
Организация работы попечительского совета строится в соответствии с Положением о попечительском совете.
Напомним, что изменения в Положение о попечительском совете вносились дважды — в 2016 и 2020 гг. В частности, с 2016 г. урегулированы некоторые вопросы взаимодействия попечительского совета и учреждения образования. Установлено, что для создания попечительского совета решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования. Руководителю учреждения образования предоставлено право участвовать в заседании общего собрания попечительского совета, а в случае нарушения попечительским советом требований законодательства — инициировать прекращение его деятельности.
Обязанности по созданию условий для деятельности попечительского совета, в т. ч. по предоставлению места для хранения документации, возложены на учреждения образования.
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на три года.
Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
По итогам собрания оформляется протокол. Решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета, носят консультативный и рекомендательный характер и доводятся до сведения всех заинтересованных.
Решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов присутствующих членов попечительского совета.
На первом собрании необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Отчет о деятельности попечительского совета за 2019/2020 учебный год.
2. Утверждение состава и распределение должностей внутри совета.
3. Утверждение плана работы на 2020/2021 учебный год.
4. Перечень работ и приобретений, основные направления деятельности в предстоящем году.
Алгоритм составления отчета о деятельности попечительского совета
Таблица 2
Шаги | Действия при подготовке заседания попечительского совета |
---|
1 | Возьмите ведомость аналитического учета движения средств по счету |
2 | Сравните суммы по платежам с суммами в протоколах попечительского совета |
3 | Составьте таблицу расходования средств попечительского совета с указанием (без указания) объемов и метража |
4 | Сопоставьте указание необходимого к выполнению перечня работ в дефектном акте, сметы ремонтных работ, указанных в акте выполненных работ, объемов использованных строительных материалов при ремонте помещения в актах о списании |
5 | Оцените письменно в текстовой части отчета деятельность попечительского совета за год |
Это важно
Отчет попечительского совета о расходовании пожертвований от физических лиц должен полностью совпадать с ведомостью аналитического учета движения средств по счету.
Попечительский совет осуществляет свою деятельность на основании плана, который разрабатывается и принимается на общем собрании. План должен содержать гриф утверждения с указанием даты и номера протокола.
На стенде в общедоступном месте, а также на сайте учреждения образования размещается следующая информация о деятельности попечительского совета: отчет о деятельности, состав совета, план работы на учебный год.
Основной задачей попечительского совета является содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования.
Денежные средства попечительского совета формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный) банковский счет по учету прочих государственных средств. Данные средства используются по целевому назначению в соответствии с подп. 10.4 п. 10 Положения о попечительском совете и решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом (при его наличии).
Родительский комитет
Родительский комитет учреждения образования осуществляет деятельность в соответствии с Положением о родительском комитете.
Состав родительского комитета формируется из членов родительских комитетов классов и определяется на общем родительском собрании учреждения образования из представителей родителей (по одному от каждого класса) сроком на один год (п. 5 Положения о родительском комитете).
План и регламент работы согласовываются с руководителем учреждения образования, утверждаются ежегодно на первом заседании родительского комитета.
По итогам заседания оформляется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, которые вынесены в повестку дня, предложения и замечания его членов, результаты голосования и соответствующее решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем. Решения принимаются простым большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов и носят рекомендательный характер. При равном количестве голосов решающим является голос председателя родительского комитета.