Организация дистанционного обучения посредством сети интернет

Организация дистанционного обучения посредством сети интернет

Цифровая трансформация системы образования является одним из приоритетных направлений развития во всем мире вот уже более 10 лет. В целях информатизации в государственном учреждении образования «Средняя школа № 34 г. Гродно» на протяжении пяти лет активно развиваются и апробируются современные методы и подходы к преподаванию посредством сети Интернет.

Узнаем подробнее об опыте учреждения, связанном с переходом на дистанционное обучение.

Парманчук Виталий

Директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Гродно»

Федюк Юлия

Учитель белорусского языка и литературы государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Гродно»

Дудко Ольга

Учитель начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 34 г. Гродно»

8174 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подготовка к дистанционному обучению

В конце III четверти 2019/2020 учебного года стало ясно, что нам будет необходимо организовать обучение в новом формате — дистанционном, т. е. посредством сети Интернет. Мы проанализировали информацию о ситуации с образованием в соседних государствах, материально-­техническую базу учреждения, возможности учащихся. После первого продления весенних каникул мы начали действовать и готовить учителей к сценарию, при котором все дети находятся дома, а педагог в кабинете школы (или из дома) должен вести урок.

Много времени было потрачено на то, чтобы изучить доступное программное обеспечение, обеспечивающее аудио-, видеосвязь. Для этого были созданы две творческие группы сотрудников. Одна состояла преимущественно из специалистов с техническим образованием (инженеры-­программисты, операторы ЭВМ, учителя математики, информатики), другая — из учителей начальной школы, физической культуры, учителей-­дефектологов. Очень важно было выбрать инструменты Web 2.0 до того, как система начнет работать на уровне учителя, т. к. времени было мало, а большинство педагогов, несмотря на все усилия образовательной системы страны, неуверенно владеет современными информационными технологиями.

Справочно: Web 2.0 (определение Тима О’Райли) — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. По сути, термин обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, вики-проекты, социальные сети и т. д.

Необходимо было создать единую техническую основу новой системы, прежде чем приступить к апробации, и внести коррективы до выхода учащихся после каникул.

Обратите внимание
Критериями для подбора программных средств стали доступность, распространенность, простота, бесплатные базовые функции, отсутствие рекламы и репутация. Для программ, предоставляющих возможность видеоконференций, важной была возможность подключать до 30 слушателей без необходимости оплаты услуги.

Через неделю подбора готовых программных решений, дающих возможность реализовывать различные образовательные задачи, были выбраны следующие:

1. Мессенджер Viber — для текстовых сообщений, передачи документов, опросов, обмена оперативной информацией.

2. Платформа Schools.by — для электронных дневников и журналов.

3. Видеохостинг YouTube — для трансляции объяснения нового материала.

Кроме того, каждый педагог должен был зарегистрировать аккаунт в сервисе Gmail для работы с платформами Google (YouTube, Google Диском, Google Формами и др.). Это было нужно еще и для того, чтобы привить некоторые навыки сетевого этикета (рабочая почта с понятным и этичным логином).

После изучения результатов работы творческой группы, опыта педагогов школы была составлена UML-диаграмма для проработки схемы взаимодействия всех участников образовательного процесса. Эту диаграмму использовали для объяснения педагогам школы, как мы будем работать, что будем использовать. Весь коллектив должен был понять, кто и за что отвечает, к кому в случае необходимости обращаться.

Система выглядела следующим образом:

1. Классный руководитель отвечал за возможность доступа всех учащихся и их законных представителей на платформу Schools.by (передал им пригласительные коды, если у ­кого-то их еще не было). Помимо этого, классные руководители также создали паблик-­аккаунты в Viber для каждого предмета, в который входили учащиеся и учитель-­предметник. Следует отметить, что при использовании паблик-­аккаунта мобильный номер педагога не раскрывается.

2. Учитель-­предметник должен был вступить в Viber-паблик классов, в которых он преподает, использовать для трансляции материала YouTube, завести аккаунт Gmail для использования Google Диска. Кроме того, он должен был своевременно вносить отметки в электронный журнал на платформе Schools.by.

3. Учащийся проверял наличие доступа к электронному дневнику, вступал в паблики в Viber, ссылки на которые ему высылал классный руководитель.

Участники творческой группы провели мастер-­классы по работе в тех или иных сервисах, что убрало пробелы в знаниях у остальных педагогов. Отметим, что среди сотрудников, не участвовавших в поиске программных решений, уже через несколько дней после внедрения дистанционной формы образования появились свои предложения, которые они применяли для индивидуальной работы с учащимися. Помимо этого, сотрудники организовывали друг для друга педагогические мастерские, где делились своим опытом.

Одновременно на этапе создания схемы дистанционного обучения решалась другая проблема — оцифровка учебного материала. Эта задача была решена частично за счет виртуального методического кабинета, который, начиная с 2016 г., собирался в облачном хранилище школы. Данный ресурс был разделен на методические объединения, учебные предметы и параллели и предусматривал наполнение готовыми тестовыми заданиями, ссылками на учебный графический материал, аудио- и видеоматериалы. Перед переходом на дистанционное обучение мы произвели ревизию данного фонда. После демонстрации схемы взаимодействия всех участников образовательного процесса педагогам школы заведующие методическими объединениями получили задание общими усилиями восполнить пробелы. Каждый педагог получил доступ к хранилищу (для этого педагоги заводили электронную почту на gmail.com).

Так мы создали техническую основу для организации нового для нас способа взаимодействия друг с другом — дистанционного обучения посредством сети Интернет. От сбора сведений до запуска ушло около трех недель. Обращаем внимание, что достичь такой скорости получилось только благодаря работе, которая уже проводилась в учреждении образования последние годы.

Какие каналы дистанционной работы выбрать?

Каждый из учителей выбрал для себя и учащихся наиболее удобный и эффективный способ в зависимости от преподаваемого предмета, класса, возраста детей.

1.    Средством связи «учитель — учащийся» стала платформа Schools.by, на которой создан сайт школы. В электронных дневниках учителем указывались темы уроков, домашние задания. Доступ к данному приложению имеют авторизованные учащиеся. В нашей школе к началу четверти их было уже 92 %. К слову, эту платформу используем последние пять лет.

2.    Средством общения и обмена информацией стал мессенджер Viber. В паблик-­аккаунтах предметов можно найти ссылки на видеоуроки, аудиоматериалы, тестовые задания, изображения, документы, презентации, которые помогают изучать, усваивать и закреплять учебный материал. Данное приложение позволяет оставлять комментарии и пояснения к файлам.

3.    Некоторые из учителей для дистанционной работы выбрали платформу Blogger, где они создали блоги своих классов. В блогах также размещены ссылки на видеоуроки для объяснения материала, Google Формы и Google Презентации для закрепления и контроля. Обучающие видео, созданные самими учителями, помогли учащимся оперативно включиться в образовательный процесс посредством этих блогов. Такой способ организации обучения выбрали педагоги, которые получили определенный багаж знаний на курсах повышения квалификации Гродненского областного института развития образования, организованных на базе нашего учреждения в январе 2019 г. Курс по теме «Развитие информационно-­коммуникационных компетенций современного педагога» прослушали 26 учителей школы. До внедрения дистанционного обучения приобретенные знания многими из них не были применены на практике.

4.    Бесплатный веб-сервис Google Класс — еще один из сервисов для обмена информацией между учителем и учащимися. Его главное преимущество в том, что данная платформа совмещает в себе другие полезные сервисы Google. Мобильное приложение позволяет пользователям безотрывно участвовать в процессе обучения независимо от места пребывания. Учащимся только необходимо иметь электронную почту Gmail, на которую и приходит уникальный код для присоединения к нужному курсу. В одном классе могут работать несколько учителей, что позволяет составлять и размещать уроки в соответствии с расписанием занятий. Очень удобно то, что весь материал можно структурировать: учителя могут группировать контент по темам. При создании курса появляется отдельная папка на Google Диске, в которую учащиеся могут загружать видео-, аудиофайлы и изображения с ответами для оценки учителю. В данный сервис интегрированы Google Календарь (позволяет планировать срок публикации материала и выполнения заданий) и Google Формы (помогает создавать тестовые задания, не покидая курс). Удобная здесь и система оценивания. Учителю легко следить за успеваемостью участников курса, а также при необходимости возвращать работы на доработку. Данный способ организации дистанционного обучения активно использовали учителя начальных классов, присоединяя к своим курсам учителей английского языка, музыки и т. д.

5.    На этапах закрепления учебного материала педагоги зачастую использовали сервисы LearningApps и Quizizz, позволяющие создавать и использовать уже готовые интерактивные упражнения.

Как отмечалось ранее, педагоги школы были объединены в творческие группы. Одна из них работала в условиях изоляции и исследовала все возможные платформы и сервисы для организации дистанционного обучения. Так, для организации видеоконференций были протестированы приложения Hangouts, Zoom и чат Jitsi Meet. В итоге учителя пришли к выводу, что в приложении Zoom звук и изображение значительно лучше, чем в Hangouts. В дальнейшем многие педагоги использовали данный сервис для организации не только учебных занятий, но и внеклассных мероприятий. При этом определенная часть учителей посчитала оптимальным средством видеосвязи Jitsi Meet, т. к. для его работы не нужно устанавливать приложение.

Члены творческой группы апробировали возможности Google Класса и записали для педагогов, учащихся и их родителей обучающие видео по работе с данным сервисом.

По истечении определенного времени многие из педагогов поняли, что могут поделиться уже собственным опытом организации обучения в сложившихся условиях. Именно поэтому была создана третья творческая группа. Учителя дали интервью, в которых рассказали о своей дистанционной работе. Эти материалы размещены на YouTube-канале школы.

Минусы и плюсы дистанционного обучения

Исходя из полученного опыта, мы уверенно можем выделить сильные и слабые стороны дистанционного обучения в режиме онлайн, а также указать на внешние факторы, которые как раскрывают перспективность данной формы образования, так и создают трудности.

Преимущества для учащихся

1.    Удобство. Дистанционное обучение позволяет учащимся выбрать удобное для себя время и место для обучения.

2.    Возможность учиться в оптимальном темпе. Скорость изучения нового материала и выполнения домашнего задания у учащихся разная. Она зависит от особенностей личности и от различных обстоятельств. Дистанционное обучение предоставляет учащимся возможность работать с учебным материалом в оптимальном для них темпе.

3.    Индивидуальный подход. При организации обучения дистанционно создается эффект «тет-а-тет»: учащийся получает возможность общения с педагогом один на один посредством чата, почты, форума, аудио- и видеосвязи на платформе для дистанционного обучения.

4.    Комфортная психологическая обстановка.Обучаясь дистанционно, стеснительные, замкнутые учащиеся не имеют поводов для волнения (выход к доске, устный ответ перед всем классом) и могут более активно проявить себя. Они не боятся задать вопрос учителю в «личный чат».

5. Эффективность. Система дает возможность учащемуся многократно пересматривать записанный видеоурок, повторять объяснение учебного материала.

Преимущества для педагогов

1.    Экономия времени:

  • благодаря записанному заранее видео­уроку педагог не тратит время на повторное объяснение учебного материала;
  • современные автоматизированные программы выполняют вычислительные работы и ведут статистику, что облегчает работу учителя.

2. Мониторинг учебных достижений учащихся. Система дает возможность проследить за успехами каждого учащегося с помощью удобных тестов. Они упрощают контроль за учебной деятельностью, позволяют провести диагностику ошибок и получить обратную связь.

Недостатки для учащихся

1. Необходимо наличие определенных индивидуально-­психологических условий. Для эффективной учебной деятельности необходима мотивация со стороны учащегося, высокая степень самоорганизации, самодисциплина и самоконтроль.

2. Не подходит для всех ступеней образования. На первой ступени получения общего среднего образования невозможно организовать дистанционное обучение без помощи взрослых. Чтобы разобраться с материалами и заданиями, родителям и учащимся может потребоваться больше времени, чем при очном обучении.

3. Ограничение в контактах. Дистанционное обучение не развивает всех навыков коммуникации между сверстниками. Учащемуся при таком обучении может не хватать личного контакта с педагогом или одноклассниками.

4. Отсутствие возможности приобретения практических навыков. В процессе изучения некоторых предметов нельзя обойтись без практических занятий под руководством педагога (английский язык). Также невозможно в домашних условиях провести опыты с препаратами, оборудованием и наглядным материалом (химия, биология, физика, география, трудовое обучение).

Недостатки для педагогов

1. Отсутствие действенных методов проверки аутентичности выполненного задания. Учащийся может пересылать учителю задания, выполненные с помощью дополнительных источников либо другим компетентным в том или ином предмете человеком.

2. Отсутствие располагающей к обучению атмосферы.Трудно полноценно общаться, а также работать через мессенджеры, облачные технологии не только педагогам, но и детям. Учащиеся воспринимают приложения не как учебный инструмент, а как средство развлечения.

Преимущества дистанционного обучения

1.    Доступность образования.

Независимо от различных факторов, препятствующих получению традиционного образования (заболевания, соревнования и т. д.), образовательный процесс для учащихся не прерывается благодаря возможности обучаться дистанционно, в т. ч. в режиме реального времени.

2.    Многообразие средств обучения.

Дистанционное обучение посредством сети Интернет предлагает различные средства обучения: видеоматериалы, аудиоматериалы, электронные учебники, учебные пособия, справочники, мультимедийные презентации, автоматизированные средства контроля знаний и др.

3.    Увеличение рентабельности образования.

При наличии необходимой нормативно-­правовой, технической базы педагог может одновременно объяснять новую тему учащимся, которые посещают учреждение образования, и учащемуся, который обучается на дому (в краткосрочных случаях).

4.    Обмен методическими наработками.

Посредством интернета учителя имеют возможность обмениваться с коллегами своими практическими наработками в области дистанционного обучения.

5.    Мобильность педагогов.

Столкнувшись с дистанционным обучением, педагог получает толчок к самообразованию, освоению современных методов и подходов к обучению. Это развивает способность быстро адаптироваться к новым условиям, улучшает профессиональные знания специалиста.

Негативные внешние факторы

Кроме того, при организации дистанционного обучения могут возникнуть проблемы, не зависящие от учреждения образования. Ниже перечислим основные из них.

1.    Недостаточная компьютерная грамотность.

Среди учащихся, их законных представителей, педагогов наблюдается отсутствие навыков работы с информационными технологиями, а также опыта дистанционного обучения. Многие учителя еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому. К тому же, техническая организация урока порой не под силу старшему поколению педагогов.

2.    Недостаточное техническое оснащение.

Не все семьи учащихся, педагоги и учреждения образования обеспечены техническими средствами для полноценной организации дистанционного обучения через интернет. При наличии в семье нескольких школьников могут возникнуть проблемы с доступом к компьютеру.

3.    Зависимость от технических средств.

В процессе обучения может выйти из строя компьютер, прерваться подключение к сети, выключиться электричество.

4.    Возрастные ограничения.

Согласно Политике конфиденциальности Google нельзя создавать аккаунт учащимся до 13 лет. Кроме того, детский аккаунт не позволяет пользоваться всеми сервисами сети Интернет.

5.    Недостаточная методическая база.

На момент запуска системы ощущалась нехватка методических, практических рекомендаций, которые бы помогли оперативно организовать дистанционное обучение.

Резюме

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что удаленное обучение, безусловно, весьма перспективно и может предложить ряд преимуществ для образования в школе, однако нельзя сказать, что оно в полной мере заменяет традиционные формы обучения.

Считаем, что данная форма работы должна чередоваться с очным контактом педагога и учащегося, дабы дети не утратили навыки живой коммуникации со сверстниками и старшим поколением. 

8174 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок