В соответствии с п. 2 Положения о совете учреждения образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.07.2011 № 84) (далее — Положение) совет учреждения образования является основным органом самоуправления школы (гимназии, лицея), который создается в целях решения основных вопросов деятельности учреждения образования.
Но бывает, что руководители основные проблемы функционирования и развития учреждения общего среднего образования рассматривают на педагогическом совете, вынося на совет учреждения образования (далее — Совет) лишь вопросы организационного характера, тем самым не используя в полную силу его возможности.
Каков круг вопросов, относящихся к компетенции Совета?
Следует обратить внимание на то, что к компетенции Совета относятся:
- определение перспективных направлений развития и рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;
- внесение предложений о совершенствовании структуры учреждения образования, создании, ликвидации структурных подразделений учреждения образования (в т. ч. обособленных структурных подразделений), определение основных направлений их деятельности;
- рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы учреждения образования, распределения закрепленного за учреждением образования имущества между его структурными подразделениями;
- принятие решений по вопросам организации образовательного процесса, обсуждение проектов учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых учреждением образования;
- рассмотрение вопросов формирования контингента обучающихся учреждения образования;
- содействие в организации и проведении образовательных мероприятий;
- заслушивание и утверждение отчетов руководителя учреждения образования, его заместителей по основным направлениям деятельности, руководителей структурных подразделений учреждения образования о ходе выполнения планов работы учреждения образования, его структурных подразделений, результатах образовательной, научной, хозяйственной и иных видов деятельности, а также педагогических работников о результатах стажировки;
- обсуждение тематики и результатов экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования;
- рассмотрение иных вопросов, отнесенных к компетенции Совета актами законодательства Республики Беларусь и уставом учреждения образования.
Директору на заметку
Полномочия и возможности Совета не ограничиваются лишь организационными вопросами, и их нужно максимально использовать, особенно при наличии разногласий среди участников образовательного процесса по различным аспектам деятельности учреждения общего среднего образования. К таким можно отнести выбор языка обучения, организацию работы учреждения в каникулярный период, оказание дополнительных образовательных услуг, организацию питания школьников, приобретение имущества и др.
Кто может входить в состав Совета, в каком пропорциональном соотношении?
Совет является более представительным органом, нежели педагогический совет, т. к. в него входят социальный педагог, родители, опекуны, попечители, усыновители (законные представители обучающихся), руководители структурных подразделений и иные работники учреждения образования.
Кроме того, в состав Совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений и иных организаций. А это значит, что и принятые решения после всестороннего обсуждения вопросов и выслушивания мнений различных сторон будут более обоснованными.
Следует заметить, что хотя Советы созданы во всех учреждениях общего среднего образования, а общая численность членов Совета определена в уставах, однако встречаются случаи несоблюдения пропорционального соотношения представителей, входящих в состав Совета.
Директору нужно помнить, что в соответствии с п. 6 Положения количественный состав Совета формируется в следующей пропорции:
- 25 % — представители обучающихся учреждения образования, их законных представителей;
- 75 % — представители руководителей структурных подразделений учреждения образования, педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, иных организаций.
Этот норматив необходимо соблюдать.
Решения Совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные руководителем учреждения, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения, обучающихся и их законных представителей (п. 22 Положения). А для руководителя при управлении учреждением образования это очень важно, т. к. в случае возникновения какого-либо спорного вопроса можно предъявить протокол решения Совета.
Порядок избрания в Совет
Представители обучающихся, их законных представителей избираются открытым или тайным голосованием в группах, классах, учебных группах, объединениях по интересам, иных объединениях обучающихся в порядке, определенном уставом учреждения образования.
Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций – заказчиков кадров, общественных объединений, иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.
При этом в уставе учреждения общего среднего образования должен быть отражен порядок избрания членов Совета.
Это важно
Персональный состав Совета утверждается приказом руководителя учреждения образования.
Порядок работы Совета и роль руководителя
Хотя срок полномочий Совета определяется уставом учреждения общего среднего образования и составляет до пяти лет, деятельность Совета осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на учебный год. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед учреждением образования, а сам план утверждается руководителем только после рассмотрения его на заседании Совета.
Для того чтобы принятые решения и поручения были правомочными, на заседаниях Совета необходимо присутствие не менее двух третей членов Совета (п. 18 Положения).
Обязательно ведение протокола заседания с фиксацией хода обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результатов голосования и принятых решений. Каждый протокол должен быть подписан председателем и секретарем Совета.
Роль руководителя учреждения общего среднего образования в деятельности Совета чрезвычайно велика, поскольку он является председателем Совета и осуществляет непосредственное руководство его деятельностью (организует работу Совета, утверждает план и регламент его работы, утверждает повестку заседания Совета, ведет заседания, ставит на голосование в порядке поступления предложения членов Совета, организует голосование и подсчет голосов), а также контролирует выполнение решений и поручений Совета.