Зависимость квалификации педагогов от преподаваемого предмета и другие актуальные вопросы
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Зависимость квалификации педагогов от преподаваемого предмета и другие актуальные вопросы

Зданович Владимир

Специалист в сфере образования с опытом работы в Главном управлении кадровой политики и организационно-аналитической работы Министерства образования Республики Беларусь

1787 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В школе с 2000 г. работает учитель со средним специальным образованием (квалификация «Учитель начальных классов. Учитель немецкого языка в начальных классах»). В этом году она поступила на заочное отделение для получения высшего образования по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)». По окончании университета ей будет присвоена квалификация «Биолог. Преподаватель биологии и химии». Может ли она вести биологию в VI классе и химию в VII классе уже в этом учебном году?


Может по решению руководителя.

Квалификационные характеристики должности «Учитель» определены выпуском 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее — выпуск 28 ЕКСД) (утв. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 с последующими изменениями и дополнениями).

К должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы (кроме гимназий, гимназий-интернатов, гимназий — колледжей искусств, лицеев, учреждений высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования).

В соответствии со ст. 26 Кодекса об образовании руководитель учреждения образования несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования и согласно законодательству наделен правом издавать (принимать) локальные НПА, которыми регулируются в т. ч. и вопросы распределения педагогической нагрузки (по согласованию с профсоюзным комитетом).

А на основании п. 2 ст. 52 Кодекса об образовании другие права педагогических работников устанавливаются законодательством, учредительными документами и иными локальными НПА учреждений образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

Таким образом, законодательством не установлены отдельные квалификационные требования к должностям «Учитель начальных классов», «Учитель биологии» и др.

Руководитель учреждения образования распределяет педагогическую нагрузку между работниками, осуществляет учет, контроль и несет ответственность за выполнение ее каждым педагогическим работником в полном объеме.


Учитель начальных классов с педагогическим стажем 34 года последние два года работал учителем физической культуры и здоровья в школе. Он также имеет высшую категорию как учитель физкультуры (в 2017 г. проходил курсы повышения квалификации как учитель физкультуры, является мастером спорта СССР по велоспорту). Может ли он преподавать физкультуру в школе в V–XI классах?


Может, за исключением ее преподавания в гимназии, гимназии-интернате, гимназии — колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования.

Квалификационные характеристики должности «Учитель» определены выпуском 28 ЕКСД.

К должности «Учитель» предъявляются следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование, соответствующее педагогической деятельности, или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

В гимназии, гимназии-интернате, гимназии – колледже искусств, лицее, учреждении высшего образования при реализации образовательных программ среднего образования — высшее образование, соответствующее педагогической деятельности и преподаваемому учебному предмету, или высшее образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующая преподаваемому учебному предмету, без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, требование о соответствии преподаваемому учебному предмету образования лица, занимающего должность учителя, в отношении школы не применяется.

Учитывая изложенное, лицо, имеющее квалификацию учителя начальных классов, может преподавать физкультуру.


Может ли администрация школы принять на работу учителем математики и физики физика-менеджера?


Высшее образование по специальности «Физика (управленческая деятельность)» с присвоением квалификации «Физик. Менеджер» не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «Учитель».

Вместе с тем согласно п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 с последующими изменениями и дополнениями) на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.


Учитель ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Во время отпуска она заболела, в результате чего получила вторую нерабочую группу инвалидности. Имеет ли право администрация школы уволить учителя до истечения срока действия контракта (сразу после окончания отпуска)?


Да, имеет.

Согласно ч. 1 ст. 185 ТК работающим женщинам независимо от трудового стажа по их желанию наниматель обязан предоставить после окончания отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Иная продолжительность социального отпуска по уходу за детьми законодательством не установлена.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК). Не соответствующее работе состояние здоровья работника должно быть подтверждено медицинским заключением. Из вопроса следует, что медико-реабилитационная комиссия признала работника нетрудоспособным.

Таким образом, увольнение по п. 2 ст. 42 ТК (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы) будет правомерным.


Учитель получила образование по целевому направлению, выданному районным отделом образования. В 2015 г. она приступила к отработке. В ноябре того же года ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В январе 2019 г. вновь приступила к работе. В августе 2019 г. вышла замуж. Муж прописан и проживает в Минске. Учителю осталось отработать 1 год. Можно ли ее на оставшийся период перераспределить по специальности по месту жительства мужа в г. Минск?


Нет.

Согласно подп. 1.22 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании целевая подготовка предназначена для кадрового обеспечения квалифицированными рабочими (служащими) и специалистами сельской местности, малых городов, территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС.

На основании ст. 84, 88 Кодекса об образовании гражданин, заключивший договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (далее — договор) и поступивший в учреждение высшего образования по отдельному конкурсу, после завершения обучения направляется на работу в соответствии с договором и обязан трудоустроиться в организации-заказчике, отработать срок обязательной работы, установленный договором, или возместить в республиканский бюджет средства, затраченные государством на его подготовку.

Вместе с тем согласно п. 19 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 с последующими изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 821), в течение срока обязательной работы по договору возможно перенаправление к другому заказчику по месту жительства и (или) работы (службы) мужа при условии изменения (перезаключения) договора в соответствии с Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих (далее — Положение о целевой подготовке) (утв. постановлением № 821). При этом новое место работы должно соответствовать назначению целевой подготовки, т. е. находиться в населенном пункте с численностью населения менее 20 тысяч человек либо в сельском населенном пункте.

В соответствии с ч. 2 п. 7 Положения о целевой подготовке сторона, инициирующая изменение или расторжение договора, обязана письменно уведомить об этом другие стороны с указанием причин и представлением подтверждающих их документов. При необходимости изменения места учебы и (или) обязательной работы гражданина договор перезаключается.

Изменение (перезаключение) договора по соглашению сторон осуществляется по согласованию с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики, в определяемом этими органами порядке (ч. 3 п. 7 Положения о целевой подготовке).

С учетом изложенного вопрос перенаправления по месту жительства (работы) мужа решается с заказчиком целевой подготовки.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что перенаправление в г. Минск не будет соответствовать назначению целевой подготовки.


С 02.01.2005 по 31.08.2010 женщина работала преподавателем английского языка в университете, имеет степень магистра педагогических наук. С 2010 по 2016 г. она работала в сфере, не связанной с образованием. С мая 2016 г. работает учителем английского языка в школе. В феврале 2017 г. была аттестована на II квалификационную категорию на общих основаниях. Можно ли было ее аттестовывать сразу на I категорию?


Нет.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий педагогических работников системы образования проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее — Инструкция) (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно ч. 5 п. 19 Инструкции педагогические работники, которые приняты в учреждение образования с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее четырех лет, допускаются к аттестации на присвоение первой категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.

Вместе с тем в описанном случае данная норма не могла быть применена при аттестации в 2017 г., поскольку преподавательская деятельность была прекращена в августе 2010 г., а прием на должность учителя был осуществлен в мае 2016 г.


В минской школе работает учитель. Может ли он встать в очередь на получение арендного жилья от Министерства образования в жилом комплексе «Магистр»?


Нет.

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 распоряжения Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 33рп «О порядке предоставления отдельных жилых помещений коммерческого использования» жилые помещения коммерческого использования в жилом комплексе «Магистр» предоставляются только научным работникам государственных организаций и педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава государственных учреждений высшего образования.

К сожалению, к данной категории учителя не относятся.  

1787 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Персонифицированный учет: актуальные изменения

В материале представлена нужная директору УОСО информация: • что такое персонифицированный учет (далее — ПУ); • какие формы документов ПУ (далее — ДПУ) и когда нужно по...
№ 11 (155) 2024 Косько Юрий
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 288
1

Как разработать план мероприятий по охране труда

В том, чтобы здоровью и жизни работников в процессе выполнения трудовых задач ничего не угрожало, заинтересованы все: и работодатель, и сам работник. Каждая организация д...
№ 7 (151) 2024 Штейнер Алексей,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 964
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок