Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 54 (далее — постановление № 54) внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее — постановление № 175). |
Наименование постановления стало иным — «О порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда».
Постановлением № 54 в новой редакции утверждена Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее — Инструкция), а также в качестве приложений к постановлению № 175, а не к Инструкции, как это было ранее, установлены:
Что изменилось в Инструкции?
Структура Инструкции стала более компактной за счет исключения повторения практически одних и тех же правовых норм, касающихся рабочих, руководителей и специалистов, а также несколько иначе размещены в главах отдельные нормативные предписания. Инструкция в новой редакции состоит из следующих глав:
- «Общие положения»;
- «Обучение по вопросам охраны труда»;
- «Инструктаж по охране труда»;
- «Стажировка и проверка знаний по вопросам охраны труда».
В п. 7 Инструкции введено новое требование относительно работников-надомников, которые должны пройти инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда при эксплуатации оборудования, инструментов, механизмов и приспособлений, предоставленных им в бесплатное пользование нанимателем.
Аналогичного требования относительно работников, выполняющих работу дистанционно, не установлено.
Обратите внимание
Новой редакцией Инструкции организация обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда работников возложена на службу охраны труда (специалиста по охране труда) или уполномоченное должностное лицо нанимателя, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда.
Справочно: в новой редакции Инструкции не определена продолжительность производственного обучения по профессиям рабочих (было: не менее 12 рабочих дней для рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, на других работах — не менее четырех рабочих дней).
В Инструкции закреплена возможность совмещения вводного инструктажа по охране труда с вводным противопожарным инструктажем при условии, что программа последнего соответствует требованиям Инструкции о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере (утв. постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.05.2018 № 36 с последующими изменениями и дополнениями).
Относительно проведения первичного инструктажа на рабочем месте отметим, что в новой редакции Инструкции не содержатся требования о проведении инструктажа с работниками других организаций, выполняющими работы на территории организации. Данный инструктаж должен был проводить руководитель работ при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой проводятся работы.
Следует обратить внимание на проведение вводного инструктажа по охране труда и первичного инструктажа на рабочем месте для работников, временно переведенных к другому нанимателю.
Надо полагать, что речь идет о работниках, временно переводимых в соответствии со ст. 32-1 ТК.
Особенность такого перевода в том, что при временном переводе действие трудового договора продолжается, и другой трудовой договор с работником не заключается, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом.
Заметим также, что переводимый работник не заключает трудовой договор с организацией, в которую он переводится, следовательно, он не будет являться ее работником, иметь в этой организации какую-либо должность служащего, профессию рабочего.
Это обстоятельство нашло отражение в форме журнала регистрации вводного инструктажа и в форме журнала инструктажа по охране труда, в которых в колонках 4 наряду с указанием должности служащего (профессии рабочего) указан «отдельный вид работ (услуг) лица, прошедшего вводный инструктаж по охране труда» и «отдельный вид работ (услуг) лица, прошедшего инструктаж по охране труда».
В проведение повторных и целевых инструктажей Инструкцией изменений не внесено.
Относительно внепланового инструктажа введена дополнительная норма, предусматривающая его проведение по требованию контролирующих (надзорных) органов, вышестоящих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, вышестоящей организации, должностного лица организации, на которое возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении требований НПА, технических НПА, локальных правовых актов по охране труда.
Элементом новизны является предусмотренная п. 35 Инструкции возможность регистрации вводного инструктажа, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого инструктажа и стажировки в электронном виде путем оформления в электронном виде журналов регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда или личной карточки по охране труда (в случае ее применения) при условии, что у должностных лиц, проводивших инструктаж по охране труда, и у лиц, прошедших инструктаж по охране труда (в т. ч. принимаемых на работу), имеется электронная цифровая подпись.
По вопросам назначения стажировки, порядка ее проведения Инструкцией изменений не вносится, за исключением случаев, указанных в п. 41, — если рабочий проходил производственное обучение в организации на оборудовании, на котором он будет впоследствии работать, непосредственно перед допуском к самостоятельной работе, стажировка по решению руководителя организации может не проводиться.
Директору на заметку
Инструкцией закрепляется, что прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после их обучения по вопросам охраны труда, если иное не установлено ст. 25 Закона об охране труда (п. 45 Инструкции).
Инструкцией наряду с периодической и внеплановой проверкой знаний по вопросам охраны труда введено понятие «первичная проверка знаний по вопросам охраны труда». Данная проверка на практике существовала всегда, но такое ее наименование ранее не применялось.
Пунктом 46 Инструкции закреплена прежняя норма о том, что проверка знаний по вопросам охраны труда работающих проводится в объеме требований НПА, в т. ч. технических НПА, а также локальных правовых актов, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих.
Пунктом 56 Инструкции установлены случаи назначения внеплановой проверки знаний по вопросам охраны труда для рабочих, но не указаны причины для проведения такой проверки.
Для назначения внеочередной проверки знаний руководителей и специалистов п. 57 Инструкции введены два новых основания:
- по письменному требованию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, вышестоящих организаций в отношении подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций при выявлении нарушений требований НПА, в т. ч. технических НПА, недостатков в организации работы по охране труда — в сроки, установленные этими органами государственного управления;
- по решению (распоряжению) руководителя организации либо уполномоченных им должностных лиц или должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации (структурных подразделениях), при выявлении нарушений требований по охране труда или незнании норм НПА, технических НПА, локальных правовых актов, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям, — в сроки, установленные указанными лицами.
Постановлением № 54 установлены соответствующие типовые перечни и формы документов, связанных с проведением обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.
Обратите внимание
В типовом перечне вопросов программы вводного инструктажа по охране труда исключен вопрос о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также вопросы, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасностью. Одновременно этот перечень дополнен вопросом об опасности электрического тока и о требованиях электробезопасности.
В форме журнала инструктажа по охране труда исключена колонка 13 «Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделения), дата)». Эта колонка исключена и из формы Личной карточки по охране труда. Тем самым исключена имевшаяся двусмысленность в этом вопросе.
С одной стороны, после похождения стажировки работник проходил в комиссии проверку знаний по вопросам охраны труда, а допуск к самостоятельной работе осуществлялся руководителем организации (структурного подразделения) и оформлялся приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.
С другой стороны, формулировка колонки 13 названного журнала требовала от указанных руководителей лично провести проверку знаний по вопросам охраны труда, т. е. дополнительную относительно проверки знаний комиссией.
Типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, содержащий те же категории указанных лиц, дополнился работниками-надомниками.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении в указанный перечень работников, выполняющих работу дистанционно.
Существенно изменилось удостоверение по охране труда не столько по содержанию, сколько по форме.
Типовой перечень работ с повышенной опасностью по-прежнему насчитывает 82 позиций, в некоторые из которых внесены терминологические изменения.
Следует отметить, что вновь принятое постановление было более компактным, если вместо указанного типового перечня работ с повышенной опасностью и типового перечня должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, были установлены критерии, признаки для отнесения к таковым работ и работников (соответственно).
Необходимо заметить, что во вновь принятом постановлении не содержится типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.05.2020 № 55 (далее — постановление № 55) внесены изменения в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее — постановление № 210). |
После внесенных изменений постановление стало называться иным образом — «О порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда».
Постановлением № 55 в новой редакции и под новыми наименованиями утверждены:
- Положение о порядке создания и деятельности комиссии республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, для проверки знаний по вопросам охраны труда;
- Положение о порядке создания и деятельности комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда;
- Положение о порядке создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.
Указанные Положения в новой редакции не изменяют содержание работы указанных комиссий, а внесенные изменения носят редакционный, уточняющий характер.
В заключение следует также отметить, что постановлениями установлены:
Форма протокола проверки знаний по вопросам охраны труда