Уже 5 лет прошло с тех пор, как эту деятельность в Беларуси начал и контролирует центр «Медиация и право». В самом начале это явление существовало только на базе девяти школ и двух колледжей. Сейчас же — в более чем 50 учебных заведений.
— Да, мы открыли проект в 2015 г. На создание повлияло наше желание внедрить в школьную среду новый механизм разрешения конфликтов посредством медиации. Сейчас цель гораздо шире, — рассказывает медиатор центра «Медиация и право» Ирина Орловская. — На сегодня мы уже организовали факультативы в Минском педагогическом колледже. Планируем запустить еще в юридическом, так что активно работаем над этим вопросом.
«Смысл школьной службы медиации в том, чтобы со случаями работали ученики»
Руководит службой куратор — педагогический работник, который прошел профильное обучение. В ее состав входят также социальный педагог и психолог, учителя и учащиеся 7–11-х классов, которые изъявили желание стать медиаторами. Для этого школьникам, как и преподавателям, нужно получить специальную подготовку. По словам И. Орловской, самое главное качество, выявляемое при отборе участников проекта, — это желание оказать помощь.
— Чаще всего ситуацию удается разрешить за одну встречу. Длится она от 1,5 до 2 часов и называется медиативной сессией, — рассказывает специалист.
— Почему в роли медиаторов часто выступают школьники? Могут ли они разрешить конфликт так же хорошо, как это сделали бы учителя?
— Изучение специальной литературы и опыта зарубежных стран привело нас к мысли, что в школьных ссорах сами учащиеся лучше разберутся под руководством ровесника. Смысл школьной службы медиации в том, чтобы со случаями работали школьники, которые способны лучше прочувствовать и понять произошедшее событие. Они быстрее осознают причину столкновения интересов и последствия для каждой из сторон, — подчеркивает И.Орловская. — Для учителей сложность заключается в сохранении нейтралитета при разрешении конфликта.
Роль школьной медиации в развитии учащихся
Несмотря на то что действиями учеников-медиаторов обязательно наблюдает педагог, именно они помогают двум сторонам разрешить конфликт. Таким образом у ведущего развиваются лидерские качества, повышаются уровень ответственности и самооценка, появляются коммуникативные навыки. Медиатор за время проведения занятия должен выявить истинную причину ссоры, дать оппонентам свободно и открыто высказаться, внимательно выслушать их, а также подтолкнуть к решению возникшего конфликта.
Сами стороны за время медиативной сессии учатся быть самостоятельными и не полагаться только на взрослых, стараются сами решать проблемы и давать оценку действиям и сказанным словам. Например, жертвы буллинга или дразнилок понимают, что им теперь есть куда обратиться и молчать о происходящем неправильно. Обидчики узнают истинные чувства жертв, анализируют свои действия и по возможности извиняются, пытаются понять, что делать в дальнейшем для предотвращения подобных случаев.
— Своевременное урегулирование межличностного конфликта учеников с участием медиатора позволяет не только включить в решение проблемы их родителей, которым ранее ситуация была неизвестна, но и предупредить дальнейшее развитие конфликта и переход его в противоправные рамки, чем обеспечивается профилактика дальнейших правонарушений, — подчеркивает медиатор.
Ожидание и реальность
После внедрения системы медиации снижается количество конфликтов и правонарушений в школах и улучшается среда пребывания ребенка в учебном заведении. У детей возрастает способность к сотрудничеству и взаимопониманию, улучшается успеваемость, появляется уважение к себе и окружающим людям, будь то одноклассники, учителя или родители.
— Как вы контролируете работу служб?
— Школы обсуждают с нами актуальные вопросы на педагогической секции, которую мы проводим один раз месяц. При этом не позднее 18 мая каждое учебное заведение должно представить отчет о проделанной работе, — отвечает И. Орловская.
В этот отчет обычно входит информация о количестве поступивших и рассмотренных обращений и принятых решений. Дополнительно — краткое описание причин ссор и их разрешения. То есть центр «Медиация и право» прекрасно видит, как на практике реализуется их проект. Число конфликтов действительно уменьшается, улучшаются отношения между учащимися.
Так, в отчете средняя школа № 6 указала, что за учебный 2017/2018 г. были проведены 23 медиации, из которых 10 курировали взрослые, а 13 — учащиеся. Все, кроме одной, закончились миром между двумя сторонами. А в средней школе № 38 было проведено всего 13 медиаций за девять месяцев. Основными причинами конфликтов стали различия в интересах и потребностях сторон.
Медиаторы в данном проекте работают на волонтерских началах. Результаты внедрения школьных служб медиации есть, информация о существовании и действии школьной медиации распространяется, что способствует активному вовлечению в проект значительного количества новых лиц и организаций. По оставленным в практическом руководстве по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь отзывам и комментариям школьников можно судить об эффективности медиативных сессий и их положительном влиянии на личностный рост ребят.
Справочно: «Понятие «медиация» происходит от лат. mediare, что означает «посредничать». Медиация — это междисциплинарная область. Она находится на стыке таких отраслей знания, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика», — так сказано в практическом руководстве по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь.
Источник: Агентство «Минск-Новости»