Новшества Закона об обращениях граждан и юридических лиц

Новшества Закона об обращениях граждан и юридических лиц

Какое важное изменение коснется подачи электронных обращений?
Появится единая республиканская автоматизированная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
В каком случае на электронное обращение нужно будет давать письменный ответ?
Если заявитель в своем электронном обращении попросит направить письменный ответ.
Нужно ли будет отвечать на массовые обращения каждому?
Если поступающие обращения аналогичного содержания от разных заявителей будут массовыми (более 10), то ответы на них могут размещаться на сайте организации без направления ответов заявителям.

Терентьева Ксения

Юрист

1171 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В настоящее время законопроект об изменении Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — проект Закона, Закон об обращениях соответственно) прошел первое чтение в Палате представителей Республики Беларусь и готовится ко второму. Расскажем о самых важных планируемых новшествах и изменениях.

Изменение правил подачи электронных обращений

Самым обширным и важным нововведением станет изменение правил подачи электронных обращений.

На данный момент каждый государственный орган или организация обязаны предоставить физическим и юридическим лицам возможность оставить обращение в электронном виде на официальном сайте.

Планируется, что прием, обработка и хранение обращений, а также направление ответов будут происходить на базе единой республиканской автоматизированной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее — Платформа), которая уже проходит тестовый режим и отладку.

Как указывают законодатели, Платформа позволит не только автоматизировать процессы учета и обработки обращений, но и обеспечить централизованное хранение всех писем и результатов их рассмотрения, а также проводить анализ и давать оценку работы государственных органов в этой сфере.

Сначала необходимо будет пройти авторизацию на специально создаваемой платформе «Обращения.бел». Пока не указано, по каким данным будет проходить авторизация, скорее всего, будет предложено несколько вариантов (например, с использованием номера контактного телефона или посредством ЭЦП, т. е. отправить письмо под вымышленным именем уже не получится). По техническим причинам в настоящее время регистрация на сайте не работает, так что проверить это опытным путем пока не представляется возможным.

Далее пользователь получит доступ к личному кабинету, через который он сможет как подать обращение в интересующие его государственные органы и организации, так и получить ответ, отследить статус рассмотрения обращения и т. п.

Обратите внимание
На электронные обращения будут даваться письменные ответы (направляться письменные уведомления) в случае, если заявитель в своем электронном обращении попросит направить письменный ответ.

В связи с этим в проекте Закона предложена корректировка понятия электронного обращения: подача обращения «посредством электронной почты организации либо в специальной рубрике на официальном сайте организации» заменена на подачу «посредством государственной единой республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц».

Какие проблемы решит изменение правил подачи электронных обращений

Во-первых, будет автоматизирован и унифицирован порядок подачи обращений. Очевидно, что контролировать и отлаживать проще одну систему республиканскими силами, чем несколько сотен сайтов государственных органов и организаций. Бесспорно, плюсом будет являться то, что заявителям будет проще сориентироваться, в какой орган им следует подать жалобу. Безусловно, интернет-­страницы крупных государственных органов хорошо отлажены, однако для региональных органов это не всегда так. Иногда требуется время, чтобы найти сайт органа исполнительной ветви первичного уровня, а на нем — собственно виджет или вкладку для оставления электронного обращения.

Во-вторых, существует проблема с направлением ответов на рассмотренные обращения, т. к. в настоящее время не удается полностью избежать ситуаций, когда обращение (сегодня — каждое третье) не доходит до адресата по техническим причинам.

По словам законодателей, функционал системы будет предусматривать для заявителя возможность отслеживать через личный кабинет, на какой стадии рассмотрения находится его вопрос, кто из должностных лиц ему ответил и т. п.

Проблемные аспекты

Новое определение термина «электронное обращение» лишает такого статуса все обращения, подаваемые посредством электронной почты как в государственные, так и в негосударственные органы и организации.

Вместе с тем в проекте Закона не указывается, планируется ли к Платформе подключать (давать доступ для приема, обработки, хранения обращений и направления ответов) негосударственные юридические лица. Если нет, то заявители лишаются действенного канала связи с частными организациями. Если да — неизбежно возникает вопрос, как это будет реализовано на практике. Проект Закона делегирует отладку всех вопросов после его принятия Совету Министров, поэтому четких ответов в настоящее время нет.

Кроме того, порядок рассмотрения обращений граждан с регистрацией на Платформе затрагивает вопросы получения, передачи, обработки и хранения персональных данных. Очевидно, что сам оператор Платформы и все подключенные к ней государственные органы и организации, отвечающие на обращения, будут являться операторами персональных данных со всеми вытекающими правами и обязанностями, в т. ч. по изданию документов, определяющих политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных (абз. 3 п. 3 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон о защите ПД)).

Справочно: напомним, что оператором персональных данных является государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, самостоятельно или совместно с иными из этих лиц организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных (абз. 8 ст. 1 Закона о защите ПД).

Отметим, что согласие субъекта персональных данных на их обработку получать не потребуется ввиду прямого указания законодателя (абз. 16 ст. 6 Закона о защите ПД).

Кстати, что касается персональных данных, в проекте Закона размытое понятие «сведения о личной жизни» заменено на «персональные данные и информация о частной жизни» (ч. 1 п. 1 ст. 5 Закона об обращениях, касающаяся гарантий прав заявителей).

Работа с обращениями, носящими массовый характер

Как указывает законодатель в обосновании к проекту Закона, направление большого числа обращений по одному и тому же вопросу затрудняет или даже парализует деятельность того органа (организации), в который они поданы. Поэтому одним из предложений стало изменение порядка направления ответа на подобные обращения.

Директору на заметку
Проектом Закона предусматривается такое нововведение: если поступающие обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10), то ответы на них могут размещаться на сайте организации без направления ответов заявителям.

В принципе, такой подход уже доказал свою эффективность в международной практике и позволяет органу (организации), рассматривающему обращения, минимизировать временные, финансовые и человеко-­затраты, что положительно сказывается на эффективности его работы.

Отметим, что вышеуказанное новшество будет работать как для письменных, так и для электронных обращений. На устные обращения ввиду индивидуального рассмотрения каждого из них давать ответ в таком порядке не представляется возможным без изменения собственно порядка их рассмотрения.

В проекте Закона указывается, что после размещения общего ответа на не только уже поданные, но и последующие письменные или электронные обращения аналогичного содержания ответы даваться (и сами обращения рассматриваться) не будут.

Рассмотрение обращений, в которых усматривается злоупотребление правом

Особый интерес у законодателя вызвала проблема злоупотребления правом на обращение.

Проект Закона предусматривает возможность оставлять без рассмотрения по существу обращения, в которых содержатся не только нецензурные либо оскорбительные слова, но и угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждения к совершению противоправного деяния, либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.

Интересных моментов здесь несколько.

Во-первых, это нововведение призвано минимизировать траты времени и денег на рассмотрение обращений так называемых профессиональных жалобщиков и направление им ответов (дачу личных ответов, т. к. нововведение касается как письменных, так и устных обращений). Естественно, что среди аргументированных обращений всегда были, есть и будут и не имеющие под собой никаких оснований.

Хотя в настоящее время в Законе об обращениях уже закреплена возможность взыскивать расходы, понесенные организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, на практике такой механизм оказался невостребованным — ни одного подобного случая в нашей практике не встречалось.

Во-вторых, нечеткость понятия «злоупотребление правом» дает рассматривающему обращения органу возможность злоупотребить своим правом рассмотреть ­какое-либо из обращений как злоупотребление.

Злоупотребление правом как термин используется в ст. 9 ГК, процессуальных кодексах, а также иных НПА, но нигде должным образом не раскрывается, ввиду чего данное понятие является оценочным.

Очевидно, что закрытый перечень форм злоупотребления будет недостаточно эффективным, однако законодательство нуждается хотя бы в изложении основных черт злоупотребления правом. Тогда у заявителя не возникнет ощущения, что его «не услышали», а у рассматривающего обращение органа будет возможность сослаться на определенные доводы, почему то или иное обращение было оценено им как поданное со злоупотреблением правом.

Новая трактовка прав заявителей

В проекте Закона п. 3 ст. 3 Закона об обращениях излагается в новой редакции. Так, осуществление заявителями их права на обращение должно не только не нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц, как указано в настоящее время, но и не «наносить ущерб национальной безопасности и интересам общества и государства, создавать препятствия законной деятельности организаций».

Здесь законодатель все же делает попытку уточнить, что будет являться со стороны заявителя злоупотреблением правом, однако формулировки все еще являются широкими и оценочными.

Это важно
Видоизменяется ст. 7 Закона об обращениях. Проект Закона закрепляет возможность заявителей в процессе ознакомления с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, делать выписки из них, осуществлять их фотосъемку, за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Книги замечаний и предложений продолжат вестись, но не везде

Законодатель полагает, что роль книги замечаний и предложений как способа подачи обращения в настоящее время значительно снижается и что ей на смену приходят электронные обращения, а поэтому проект Закона предусматривает, что в дальнейшем книга будет вестись только в организациях, имеющих непосредственное отношение к обслуживанию населения.

Конкретный перечень сфер деятельности, в которых она останется, будет определен Советом Министров (полагаем, для этого будут внесены изменения в Положение о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285) с учетом мнения заинтересованных министерств.

Очевидно, что книга сохранится в сферах торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг.

Предусмотрены новые правила ведения личного приема

Планируется ввести новое основание для отказа в личном приеме: если заявитель обращается в вышестоящую организацию по вопросам, решение которых относится к компетенции нижестоящих государственных органов и иных организаций, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-­территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях, без первоначального обращения в такие государственные органы и иные организации.

Тем самым проект Закона принуждает заявителя подходить к направлению обращения в соответствии с вертикальной подведомственностью, не перешагивая звенья данной цепи.

Директору на заметку
Основанием для отказа в личном приеме станет непредъявление документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

Таким способом законодатель пытается, во‑первых, решить уже озвученную проблему, когда посредством электронного обращения заявитель подает обращение не под своим именем, только в этом случае — в устном порядке, а во‑вторых, минимизировать случаи злоупотребления заявителем своими правами и повторного обращения по одним и тем же вопросам.

Кроме того, появляется дополнение к уже существующему основанию для отказа. Так, в текущей редакции Закона об обращениях рассматривающий обращение орган может отказать заявителю, если ранее ему уже был дан исчерпывающий ответ в ходе личного приема. Проект Закона снимает это уточнение, так что если в ходе приема будет установлено, что полный и окончательный ответ заявителю давался ранее как устно, так и письменно (в электронном виде), в приеме ему будет отказано.

Дополнительные обязанности для организаций и ИП

Проектом Закона устанавливается, что организации, индивидуальные предприниматели будут дополнительно обязаны представлять в 15‑дневный срок документы (сведения), необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях, организациям, индивидуальным предпринимателя, запросившим такие документы.

Уточнения в правилах подачи письменных и электронных обращений

В ст. 12 Закона об обращениях предлагается внести изменения в части необходимости указания кроме должности ФИО лица, которому направляется письменное обращение.

Если ответ по существу поставленного в письменном обращении вопроса не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, проектом Закона предлагается сообщать заявителю о невозможности предоставления ему такой информации.

Для электронных и письменных обращений законопроектом предусмотрено, что рассматривающий обращение орган вправе не направлять ответ на обращение, если на это прямо не указывает заявитель. Норма весьма важная, т. к. на практике она ­наконец-то даст право рассматривающему обращение органу отказаться от направления «ненужного» ответа, к которому его принуждает Закон об обращениях, и получить некоторую экономию трудовых ресурсов и почтовых расходов.

Цели изменений

В целом предложенные изменения и дополнения преследуют несколько целей:

  • минимизацию нагрузки на организации, рассматривающие обращения, путем отсечения тех обращений, по которым уже давался исчерпывающий ответ, либо обращений, поданных с другими злоупотреблениями правом;
  • оптимизацию работы с обращениями в принципе;
  • уменьшение финансовых и трудовых затрат на работу с обращениями, что в целом можно оценить как позитивные шаги.

Однако для составления полной картины о нововведениях хотелось бы понаблюдать за работой Платформы и новым порядком рассмотрения обращений, чтобы оценить, достигнет ли замена текущего порядка рассмотрения обращений кроме очевидных плюсов вышеуказанных целей.

1171 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок