Материальная мотивация
Приоритетность материальной мотивации не всегда оправдана, хотя имеет определенные преимущества. В частности, она является более универсальной, т.к. вне зависимости от занимаемого положения работники больше ценят денежные поощрения. В некоторых случаях работники даже готовы заменить любые методы нематериального поощрения деньгами. Дело в том, что действие инструментов нематериальной мотивации предполагает определенные ограничения: если абонемент в фитнес-центр в качестве поощрения можно использовать только по назначению, то его денежный эквивалент — по своему желанию.
Оплата труда
Наиболее эффективный способ материальной мотивации — повышение оплаты труда, и при этом основным является определение величины изменения заработной платы. Для того чтобы получить реальную отдачу от сотрудника, размер ожидаемого вознаграждения должен быть существенным, иначе это может вызвать еще большее нежелание выполнять свои служебные обязанности. Некоторые руководители идут по пути наименьшего сопротивления и периодически увеличивают зарплату сотрудникам на незначительные суммы, однако для мотивации более действенным является даже однократное, но значительное увеличение зарплаты.
Премии
Одним из самых распространенных способов материальной мотивации являются квартальные или ежемесячные премии, а также премия за выслугу лет.
Пример
В компаниях нередко практикуется выдача «премий-призов» — денежного вознаграждения, получаемого сотрудником незапланированно за какие-либо успехи.
Директору на заметку
Лучше поставить в известность работников обо всех конкретных ситуациях, когда предусмотрена выдача премиальных.
Есть мнение, что эффект неожиданности должен еще больше вдохновить сотрудников, однако это только вносит путаницу, т.к. работник перестает понимать, почему в одном случае он получил премию, а в другом нет.
С другой стороны, если премия становится атрибутом ежемесячного дохода (к примеру, как у работников промышленных предприятий), то это также слабо мотивирует их на повышение эффективности труда.
Процент
Следующий способ материальной мотивации наиболее распространен в сфере торговли и оказания различных услуг. Это процент от выручки, суть которого заключается в том, что заработок работника не имеет четко обозначенного предела, а зависит от профессионализма работника и его способности стимулировать продажу товаров или услуг.
Пример
Некоторые компании, также делающие ставку на квалификацию своих сотрудников, в качестве материальной мотивации предусматривают иной способ — премию за профессионализм. Это поощрение назначается по результатам аттестации, оценивающей результаты работы работника и его соответствие занимаемой должности.
Бонусы
В число материальных стимулов входят различные бонусы, однако их фиксированная сумма часто не способствует желанию приумножить достигнутый результат, т.к. размер денежного вознаграждения все равно не изменится. Поэтому с целью повышения мотивации рекомендуется использование разветвленной системы платежных бонусов.
Для высшего управленческого звена предусмотрено дополнительное вознаграждение (тантьема), выдаваемое за его вклад в улучшение общих финансовых или хозяйственных показателей, таких как снижение издержек, повышение общей прибыли и пр.
Бонусы могут быть не только личными, но и командными. Командный бонус представляет собой премиальное вознаграждение группы за достижение определенных целей.
Директору на заметку
При начислении бонусов следует учитывать, что поощрение одного отдела может быть оправдано в конкретных случаях, но для повышения общих показателей этого недостаточно. Все структуры организации так или иначе связаны между собой, и поощрение только одной из них может демотивировать другую.
При всей эффективности и универсальности денежных поощрений ограничение только материальной мотивацией не принесет желаемого результата. Члены любого коллектива — это люди с разными жизненными ценностями и установками.
Материальные поощрения рассчитываются на основании результатов выполненной работы и могут варьироваться даже у людей, занимающих одинаковое положение в служебной иерархии. Все это нередко вызывает недовольство и мало способствует созданию здоровой атмосферы в коллективе. Во многих случаях просто необходима некая моральная компенсация и уравновешивающий фактор, в роли которого выступают методы нематериального поощрения.
Нематериальная мотивация
Чтобы нематериальная мотивация была действительно эффективной, следует подстраивать ее под интересы конкретных работников.
Получается, что сколько людей, столько и способов мотивации следовало бы предусмотреть, т.к. даже восприятие одних и тех же ситуаций у работников совершенно разное. Для одного сотрудника весомой мотивацией может служить словесное поощрение начальства, а для другого это выглядит естественным признанием его хорошей работы. Индивидуализация систем и способов мотивации, конечно же, не представляется возможной, особенно если в подчинении находится большое количество сотрудников. По этой причине многие руководители ограничиваются усредненными моделями мотивации с учетом того положения, которое занимает работник, и его основных потребностей.
Системы мотивации для людей, занимающих разные ступени должностной иерархии, должны быть различны: в процессе продвижения по служебной лестнице у человека меняются и критерии к мотивации.
Нематериальная мотивация включает в себя системы поощрения, не предполагающие выдачу сотрудникам материальных и безналичных средств. Это отнюдь не означает, что компаниям не потребуется вкладывать финансовые средства в реализацию методов нематериальной мотивации.
Директору на заметку
Основополагающим принципом нематериальной мотивации должна являться максимальная объективность и прозрачность, а критерии оценок работы нужно определить изначально и проинформировать о них персонал. Если механизмы поощрения постоянно варьируются без каких-либо оснований, это будет дезорганизовывать работу сотрудников и вызывать недовольство.
Цель нематериальной мотивации — повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда.
Нематериальная мотивация в виде участия в совместных корпоративных мероприятиях способствует формированию здоровой атмосферы в коллективе, что также отражается на общей работоспособности персонала и его желании внести вклад в общее дело. Многие руководители делают основную ставку на воспитание корпоративного духа в коллективе и повышение самооценки сотрудников.
Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику либо реализовываться безадресно.
Пример
К адресной нематериальной мотивации относится, например, поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива, различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и т.д.
К адресной мотивации относится также словесное поощрение работника за качественно выполненную работу. Практика показывает, что оценка работы, прозвучавшая из уст руководителя, очень позитивно отражается на лояльности и общем рабочем настрое работника.
Особенно важна адресная нематериальная мотивация для новых сотрудников, еще не успевших привыкнуть к методам работы руководителя и к коллективу.
Поощрение может быть высказано как при личной беседе, так и на общем собрании членов коллектива.
К безадресной мотивации относится проведение совместных корпоративных мероприятий, а также предоставление различных льгот — социального пакета. Сегодня соцпакет является одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников: это организация бесплатного питания, медицинская страховка, оплата транспорта и мобильной связи, льготные или бесплатные путевки в санаторий по состоянию здоровья, а также возможность повысить квалификацию или пройти обучение за счет организации.
Директору на заметку
Адресная мотивация конкретных сотрудников не должна быть излишне субъективной и входить в привычку, т.к. это снизит ее воздействие. Методами адресной нематериальной мотивации руководителям следует манипулировать осторожно, чтобы не создавать неравенства в коллективе.
К методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: установку нового компьютерного оборудования, создание удобных рабочих зон, улучшение дизайна помещений, установку современных систем кондиционирования и отопления и пр.
К безадресной мотивации относят выдачу всему персоналу спецодежды, различной атрибутики организации (к примеру, футболок с логотипом организации).
Важнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семьи сотрудников. Существует и такое понятие, как team-building (командообразование) — сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов организации, также должны проходить с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.
Мнение работника
«Когда я учился за границей, я параллельно подрабатывал, продавая подписки на различные издания по телефону. Как минимум раз в неделю наш начальник разыгрывал два билета в кино. Условия могли быть следующими: 1) кто первый продаст еще одну подписку на издание; 2) кто осуществит больше продаж за смену. Помню, как у всех сразу возрастал энтузиазм. Пару раз и мне удавалось выиграть билет, который вручали после окончания работы под аплодисменты моих коллег. Это было всегда приятно!»
Существующие сегодня механизмы мотивации далеки от идеала, но они действенны и продолжают активно использоваться на практике. В частности, для повышения эффективности материальной мотивации следует сопоставлять показатели материального стимулирования с целями организации и предусматривать системы поощрений не за реализацию конкретных задач, а за выполнение общих планов.
Подготовлено редакцией журнала