Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями.
Объединяя свои педагогические усилия, учителям и родителям нужно хорошо знать проблемы, над решением которых они должны работать совместно. А зачастую в ряд вопросов взаимодействия педагогов и родителей приходится вмешиваться и руководителю.
Важно помнить, что есть грань, за которую педагог не имеет права переходить, чтобы не нарушить автономность семейных ценностей, мировоззрение (религиозные традиции семьи, личная жизнь членов семьи, особенности организации питания, бытовые предпочтения и т. д.), конечно, если эти ценности не вредят развитию ребенка.
Комментарий родителя ученика
Столкнулись с такой проблемой. Дочь в 10 классе, девочка очень красивая, худенькая, вниманием ребят не обделена. Как результат — популярность в соцсетях большая. Но недавно учителя стали просматривать странички детей в соцсетях, в т. ч. и профиль моей дочери. У дочери на стене «ВКонтакте» была одна запись с нецензурной лексикой. В итоге про нее сказали, что у нее один мат на странице. А в классе при всех позволяют себе комментировать ее фотографии. То она не так одета, то она не с теми дружит, то вечером гуляет, то фотографии у нее неправильные, и все это каждый раз высказывается ей. Когда дочь лечила зубы и пропустила несколько уроков, учитель высказал, что в этот день на фотографиях она выглядит замечательно, а в школу не пришла. Хотя у нее была уважительная причина. Очень много слез было пролито по этому поводу. Какое право имеют учителя лезть в личную жизнь моего ребенка? Могу ли я куда-либо обратиться? Какая разница, что у них в соцсетях, разве это дело учителей, а не родителей?
Круг возникающих вопросов, проблемных ситуаций, на которые может повлиять педагог, руководитель, условно можно разделить на три группы.
К первой группе следует отнести те проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи. Сюда относятся вопросы, связанные с успеваемостью и поведением ребенка. Важно объяснить родителям, что дневник на бумажном или электронном носителе является средством дистанционного общения родителя и учителя и этот «извещатель» нужно контролировать. Особое внимание родителя стоит обратить на тот момент, что учитель, психолог, руководитель — это союзники семьи и при любой проблемной ситуации они всегда пойдут навстречу.
Из опыта школьного психолога
Считаю, что проблемы учеников легче решаются, когда привлечены все участники воспитательного процесса. Конечно, педагог не обязан при каждом замечании о шалости ребенка или низкой оценке звонить его родителям. Учеников много, а учитель один! И дневник не всегда является информативным для родителя, а совместно участвовать в жизни ребенка необходимо. За 10 лет работы уже знаю, с чем идут и учителя, и родители.
Неизменное постоянное общение родителей и педагогов, не важно, каких классов, связано с успеваемостью детей. В начальных классах родители часто волнуются за неустойчивое эмоциональное состояние своих детей, привыкание к новой среде, могущие возникнуть проблемы в общении. Нужно дать родителям точку опоры, поддержать их и совместно с ними адаптировать ребенка к школе так, чтобы ему было психологически комфортно находиться в стенах учреждения.
Отношения родителей и педагогов детей, обучающихся в 5–7 классах, зачастую связаны с проблемами взаимопонимания. Родителей и учителей старшеклассников более всего беспокоят темы, связанные с ситуацией в семье, школе, проблемой профопределения и повышением балла аттестата.
Вторую группу составляют проблемы методики стимулирования учащихся к личному развитию, самоопределению и самосовершенствованию, формированию личности ребенка.
К примеру, не все родители владеют знаниями педагогики и психологи. Здесь на помощь им должны приходить учителя и школьные психологи. Возникающие проблемы лучше обсуждать на родительских собраниях с привлечением специалистов, которые расскажут, как проходят этапы развития ребенка, чем стимулировать интерес к обучению, что делать со страхами ребенка и т. д. Подобная групповая обратная связь будет полезна и для педагога, который может получить дополнительную информацию об особенностях ребенка, требующего более тщательного наблюдения.
Наконец, к третьей группе относятся проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного и социального воспитания. Здесь возникает вечная тема отцов и детей — это непонимание в семье, где педагог выступает в роли миротворца и переговорщика. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей, их привлечение к сотрудничеству со школой. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа помогает родителям, становится для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования через организацию при учреждении родительских объединений, лекториев, конференций, семинаров, в т. ч. психологической направленности.
Справочно: формы работы с родителями могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. Педагог может посетить ребенка на дому; пригласить родителей в школу для беседы, индивидуальной консультации не только личной, но и с психологом, медицинским специалистом, администрацией школы; родители могут быть приглашены на детские мероприятия, родительские вечера, классные родительские собрания, общешкольные родительские собрания, дни открытых дверей, концерты, выставки учебных работ и пр.
Из опыта молодого специалиста (классного руководителя)
На мой взгляд, особо перспективным и интересным средством привлечения родителей к активному участию в жизни школы и класса, а также целенаправленному воспитанию своих детей являются социальные сети. Сколько бы ни говорили о том, что это зло, но, хотим мы этого или нет, соцсети успешно существуют и развиваются. Почему бы не использовать их на благо воспитания? Но прежде чем создать группу или блог в соцсети, перед классным руководителем возникнет закономерный вопрос: в какой же именно? Для этого необходимо провести соцопрос среди родителей. Далее нужно согласовать, чем наполнять социальный ресурс. В моем случае — это новости из жизни класса и школы, сопровождаемые интересными фотографиями с небольшими содержательными комментариями. Их необходимо чередовать с серьезными статьями специалистов. Также целесообразно включать информацию, на первый взгляд, далекую от школы. Это тексты, касающиеся хобби родителей и детей. В ходе соцопроса, который проводила я, выяснилось, что у родителей учеников много хобби, о которых они готовы рассказывать. Рассказ об увлечениях родителей и самих детей поднимает престиж ребенка в классе, вселяет в него чувство уверенности, которое автоматически переносится на всю остальную деятельность школьника. А ни с чем не сравнимое чувство гордости за своих маму или папу, бабушку или дедушку? Теперь родитель идет в школу с чувством того, что педагогу интересно то, чем живет он и его ребенок.
Из своего небольшого опыта я заметила, что с общих и неинтересных собраний родители стремятся быстрее улизнуть, ссылаясь на занятость и недостаток времени. Но стоит их заинтересовать, и проблемы начнут решаться. Остается найти, чем интересовать…