Залогом успешной работы коллектива учреждения образования является благоприятная психологическая атмосфера взаимопомощи, доверия. Она способна создать условия для плодотворной деятельности, устранить неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие.
Психологическая компетентность и культура общения — необходимое условие успешной деятельности руководителя учреждения образования. Повышению результативности труда способствуют эффективное выстраивание личностно и социально ориентированного общения с окружающими, владение искусством управленческого воздействия, проявление эмпатии к подчиненным, выбор эффективного стиля руководства, использование разнообразных способов мотивации сотрудников.
Знание психологических аспектов управления позволяет руководителю оценивать различные ситуации, разрабатывать, обосновывать, ставить цели и планировать мероприятия по их достижению, координировать деятельность сотрудников в соответствии с общими стремлениями, контролировать персонал, формировать систему стимулирования сотрудников, делегировать задачи, предотвращать и разрешать конфликты, поддерживать дееспособность коллектива, обеспечивать его организационную стабильность.
Какие качества помогут директору в этом, мы рассмотрели в таблице 1.
Таблица 1
Личностные качества руководителя учреждения образования
Качество | В чем выражается |
---|
Выдержка | Умение руководителя сдерживать проявления своего негативного настроения, самообладание. Сильный, оптимистически настроенный человек способен вселить в окружающих спокойствие, энтузиазм, уверенность в успехе |
Вежливость | Умение не допускать грубость в общении с членами коллектива. Вежливость способна положительно действовать на самого нервного и раздражительного сотрудника. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя |
Тактичность | В деятельности руководителя важно тактичное отношение к сотрудникам. Сотрудника нельзя унижать, необходимо поддерживать его веру в собственные силы. Никогда не следует критиковать подчиненного ради самой критики |
Скромность и непримиримость к лести | Подчеркивание своих заслуг руководителем, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимо. Руководитель должен не бояться хвалить тех сотрудников, которые это заслужили |
Чуткость | Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Он умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, помочь ему по мере возможности, поинтересоваться состоянием здоровья, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошие отношения в коллективе |
Самокритичность | Умение объективно оценивать свою деятельность, критическое отношение к своим недостаткам — неотъемлемые качества эффективного руководителя. Управленец должен быть способен не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение |
Самодисциплина | Хороший руководитель рассказывает и показывает собственным примером способ решения вопроса. От организации труда управленца зачастую зависит качество работы коллектива учреждения образования |
Требовательность | Руководитель сможет наладить работу сотрудников только в том случае, если будет систематически требовать от них выполнения разного рода задач, входящих в их компетенцию. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, что дезорганизует всю работу коллектива |
Непредвзятость | В своей работе руководитель должен опираться на всех сотрудников и равно относиться к каждому, никого не выделяя без причины |
Эмоциональная устойчивость | Руководитель должен уметь контролировать свое поведение, регулировать проявление собственных эмоций, не демонстрируя личные пристрастия или неприязнь к отдельным работникам. Конечно, он, как и любой человек, не может не испытывать положительных и отрицательных эмоций. Постоянное подавление эмоций может негативно сказаться на здоровье |
Креативность | Руководитель должен уметь творчески мыслить, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться |
Целеустремленность | Руководителями чаще становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации |
Решительность | Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель проявляет решительность и настойчивость при достижении цели и несет личную ответственность за принятые решения |
Коммуникабельность | Руководитель затрачивает на общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Если он не умеет налаживать отношения с людьми, то никогда не добьется устойчивого успеха |
Индивидуальных усилий руководителя не достаточно для успеха учреждения образования, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей слаженности действий членов коллектива. Необходимо стремиться к максимальному использованию трудового потенциала работников, учитывая индивидуальные возможности каждого.
Осуществляя руководство, необходимо понимать, что каждый сотрудник соответствует занимаемой должности. Следование личным симпатиям и антипатиям приводит к ненужным проблемам в деловом общении. Приоритетны деловые качества подчиненного, его активность, отношение к работе.
Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу коллектива учреждения образования. Ничто так не подрывает авторитет, как неумение держать свое слово. Прежде чем что-либо пообещать, необходимо взвесить свои возможности.
Справедливость руководителя к подчиненным должна быть превыше всего. Хвалить или порицать можно только за дело. При этом ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникнет безответственность. Однако стоит учитывать, что мера наказания должна соответствовать степени проступка. Излишняя строгость способна вызывать озлобление.
Директору на заметку
Директору в своей деятельности необходимо руководствоваться «золотым правилом»: хвалить при всех, ругать наедине.
Эффективное управление
Выделим важные качества директора, которые помогают ему наиболее эффективно управлять учреждением (см. таблицу 2).
Таблица 2
Качества руководителя, помогающие эффективно управлять
учреждением образования
Качество
| В чем выражается
|
---|
Умение адаптироваться | Руководитель обязан быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке в жизни, в учреждении. Он должен постоянно повышать свой уровень знаний, чтобы не подвести возглавляемый коллектив |
Ответственность | Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных |
Стиль и методы руководства | Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства способствовали устойчивой высокой работоспособности всех сотрудников |
Благоприятная атмосфера | Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, внимательно относиться к чужой точке зрения |
Совершенствование | Девиз руководителя — всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Управленец должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива |
Ценность времени | Руководитель должен требовать от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Нужно говорить так, чтобы вас понимали с первого раза |
Активное слушание | Управленец должен уметь слушать. Нельзя перебивать собеседника, его мысль следует проследить до конца |