Изменения в Кодексе об образовании: на что обратить внимание кадровику

Изменения в Кодексе об образовании: на что обратить внимание кадровику

Опубликована новая редакция Кодекса об образовании, которая вступит в силу с 1 сентября 2022 г. (за исключением отдельных положений). В связи с этим в министерствах, в частности, Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь ведется подготовка изменений и дополнений более чем в 100 НПА. Рассмотрим ряд ситуаций, в которых у специалистов кадровой службы могут возникнуть вопросы по применению новой редакции Кодекса об образовании.


Самосейко Владимир

Юрист, магистр права

1064 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Новеллы, касающиеся молодых специалистов


Кто относится к молодым специалистам?

В соответствии с новой редакцией Кодекса об образовании поменялся перечень выпускников, которые могут приобрести статус молодого специалиста.

В действующем Кодексе об образовании можно выделить две группы молодых специалистов (п. 5 ст. 83 и п. 4 ст. 84):

1) выпускники, работающие по распределению, в течение срока обязательной работы по распределению;

2) выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), в течение срока обязательной работы.

С 1 сентября 2022 г. формально появятся новые категории молодых специалистов (ч. 3 п. 4 ст. 73 и п. 4 ст. 75 Кодекса об образовании в новой редакции):

  • выпускники, трудоустроенные в счет брони, в течение срока обязательной работы;
  • выпускники, которые обучались за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), либо за счет собственных средств, либо средств иных физических лиц (так называемые платники), но по их желанию направленные на работу.

По Кодексу об образовании в новой редакции платники будут являться молодыми специалистами в течение 2 лет с момента заключения трудового договора по специальности, по которой данные выпускники направлены на работу (подп. 4.2 п. 4 ст. 75).

Иными словами, по мнению автора, это уже не выпускники, которым предоставляются определенные гарантии, предусмотренные для молодых специалистов, а именно молодые специалисты.

При распределении либо направлении на работу такие выпускники получают либо справку о свободном трудоустройстве, если они обучались за счет собственных средств, либо свидетельство о направлении на работу.

При этом молодыми специалистами выпускники считаются с даты приема их на работу при направлении на работу, а в случае приема на работу до даты выдачи свидетельства о направлении на работу — с даты выдачи свидетельства о направлении на работу (ч. 1 п. 5 ст. 75 Кодекса об образовании в новой редакции).

Это имеет большое значение в том случае, если выпускник уже работал в организации и с ним уже был заключен трудовой договор до момента распределения (направления на работу).

Надо отметить, что Кодекс об образовании в новой редакции впервые урегулировал вопрос о том, что делать, если распределенный (направленный на работу) в организацию выпускник уже в ней трудоустроен.

ПРИМЕР
Выпускник был трудоустроен в организацию на время прохождения преддипломной практики, с ним заключен трудовой договор, оформлены все трудовые документы. В дальнейшем он был распределен в эту же организацию на работу. В этой ситуации с учетом новой редакции Кодекса об образовании указанный специалист будет считаться молодым специалистом с даты выдачи ему свидетельства о распределении (направлении на работу). А по действующему Кодексу об образовании он является молодым специалистом с даты заключения с ним трудового договора.

Соответственно, обязанность произвести ему выплаты, которые предусмотрены законодательством для молодых специалистов, возникнет у организации с даты получения выпускником свидетельства о распределении (направлении на работу).


Виды высшего, послевузовского образования

По действующему Кодексу об образовании высшее образование подразделяется на две ступени (пп. 3–5 ст. 202):

  • на I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием;
  • на II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалистов, формирование знаний, умений и навыков научно-­педагогической и научно-­исследовательской работы с присвоением степени магистра.
    Аналогично делится и послевузовское образование (п. 3 ст. 218 Кодекса об образовании):
  • аспирантура (адъюнктура) — I ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук. На I ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь»;
  • докторантура — II ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-­исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук. На II ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа докторантуры.

Но со вступлением в силу новой редакции Кодекса об образовании высшее образование будет делиться на три вида (п. 3 ст. 198 Кодекса об образовании в новой редакции):

  • общее высшее образование при реализации образовательной программы бакалавриата, направленное на подготовку специалистов с присвоением квалификации и степени «Бакалавр»;
  • углубленное высшее образование при реализации образовательной программы магистратуры, направленное на подготовку специалистов с присвоением степени «Магистр»;
  • специальное высшее образование при реализации непрерывной образовательной программы высшего образования, направленное на подготовку специалистов с присвоением квалификации и степени «Магистр».

При этом в послевузовском образовании останется та же градация — аспирантура и док­торантура.

Иными словами, если выпускник получит углубленное либо специальное высшее образование, то распределение будет осуществляться по степени «Магистр». Соответственно, если к нанимателю направят выпускника, у которого указана степень магистра, то его надо будет трудоустраивать с учетом полученной степени. При этом в свидетельстве о направлении на работу дополнительно будет указываться степень. Это необходимо будет учитывать при трудоустройстве молодых специалистов и подготовке кадровых документов.

Гарантии и компенсации выпускникам

Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, трудоустройства в счет брони, направления на работу, предоставляются следующие гарантии и компенсации (ст. 48 Кодекса об образовании в новой редакции):

  • трудоустройство в соответствии с полученной специальностью, присвоенной квалификацией и (или) степенью;
  • компенсация в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;
  • денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь;
  • отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, — 45 календарных дней, в должности тренера-­преподавателя по спорту — 60 календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена.

Указанную продолжительность отдыха не следует путать с трудовым отпуском, продолжительность которого также устанавливается законодательством. Отдых выпускника не является отпуском. Наниматель не обязан компенсировать выпускнику время отдыха, если последний его не использовал.

ПРИМЕР
Если выпускник уже работает, то это значит, что фактически отдых он не использовал, потому что период отдыха у выпускника — это время, когда он еще не трудоустроен, а только выпускается из учреждения образования.
Таким образом, выпускник имеет право выйти на работу раньше срока, а может и использовать установленное количество дней отдыха в полном объеме. Но это время не подлежит компенсации и на него не распространяется действие ст. 150 ТК.

Новые требования к труду педагогических работников

1. В новой редакции Кодекса об образовании выделена еще одна категория педагогических работников: педагогические работники, оказывающие коррекционно-­педагогическую помощь (ч. 1 п. 1 ст. 50) (см. таблицу).

Таблица

Часть 1 п. 1 ст. 50 в разных редакциях Кодекса об образовании

Действующая редакцияНовая редакция

Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-­методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений)

Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-­педагогическую помощь, осуществляют научно-­методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений)


2. Частично изменена процедура принятия на работу педагогических работников.

Так, наниматель (за исключением индивидуального предпринимателя), учреждение образования при приеме на работу на должности педагогических работников, заключении гражданско-­правового договора на осуществление педагогической деятельности обязаны запрашивать в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Такие сведения предоставляются бесплатно и без согласия лиц, в отношении которых они запрашиваются (абз. 2 ч. 1 п. 4 ст. 51 Кодекса об образовании в новой редакции).

Справочно: индивидуальный предприниматель обязан потребовать, а лицо, с которым заключается трудовой, гражданско-­правовой договор на осуществление педагогической деятельности, обязано представить выписку из единого государственного банка данных о правонарушениях с вышеуказанными сведениями (абз. 3 ч. 1 п. 4 ст. 51 Кодекса об образовании в новой редакции).

3. По должностям педагогических работников, относящихся к профессорско-­преподавательскому составу, в новой редакции Кодекса об образовании также имеются изменения.

В частности, в квалификационные требования включено условие о наличии степени магистра либо научной квалификации «Исследователь».

Справочно: квалификация «Исследователь» — это научная квалификация лиц, которые успешно окончили по ныне действующей редакции Кодекса об образовании I ступень послевузовского образования.

С 1 сентября 2022 г. I ступень послевузовского образования будет называться научно-­ориентированным образованием в виде аспирантуры.

Справочно: выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69 (далее — выпуск 28 ЕКСД)) уже содержит в квалификационных требованиях по отдельным должностям условие о наличии степени магистра и научной квалификации «Исследователь».

ПРИМЕР
Последние изменения, внесенные в выпуск 28 ЕКСД, вступили в силу с 4 марта 2022 г. В частности, коснулись они квалификационных требований по таким должностям высших учебных заведений, как преподаватель-­стажер, преподаватель (ассистент), старший преподаватель. В зависимости от вышеуказанной должности, на которую претендует педагог, кроме прочего необходимо наличие у него степени магистра или научной квалификации «Исследователь» либо ученой степени.
Если педагог уже был трудоустроен, то к нему новые требования не предъявляются, т. е. оснований для его увольнения (досрочного расторжения контракта) или отстранения от должности нет. На момент приема на работу он соответствовал предъявляемым квалификационным требованиям. В данном случае необходимо только актуализировать должностную инструкцию работника, привести локальные правовые акты организации, иные документы в соответствие с действующим законодательством.
сли педагог только трудоустраивается или переводится, то к нему уже должны применяться указанные квалификационные требования. Тем не менее нанимателю не запрещается принять на указанную должность работника, не соответствующего квалификационным требованиям, поскольку на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу, перевести на другую должность служащего) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности служащего, если иное не установлено актами законодательства (п. 12 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1). В отношении педагогических работников таких актов нет.

4. Немного скорректированы права и обязанности педагогических работников (ст. 52 и 53 Кодекса об образовании в новой редакции). В связи с этим кадровым службам необходимо будет актуализировать локальные правовые акты учреждений, иные документы.

Курсы целевого назначения

Меняются такие виды обучения взрослых, как обучающие курсы и обучение в организации.

Если по действующему законодательству прохождение обучающих курсов подтверждается справкой об обучении, то с 1 сентября 2022 г. это будет сертификат об обучении (подп. 2.9 п. 2 ст. 91 Кодекса об образовании в новой редакции).

Сертификат об обучении выдается лицам (п. 11 ст. 91 Кодекса об образовании в новой редакции):

  • освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов). По действующей редакции Кодекса об образовании в таком случае выдается справка об обучении (п. 9 ст. 99);
  • освоившим содержание образовательной программы курсов целевого назначения, в случае принятия учреждением образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность, решения о его выдаче;
  • не завершившим освоение содержания образовательной программы, но освоившим содержание модуля в полном объеме, при досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) в случаях, предусмотренных образовательным стандартом и (или) учебно-­программной документацией соответствующей образовательной программы.

Случаи выдачи справки об обучении указаны в п. 10 ст. 91 Кодекса об образовании в новой редакции.

Кроме того, обучение в организации заменяется на курсы целевого обучения.

Дистанционная форма получения образования

Кодекс об образовании в новой редакции выделяет новый вид получения образования: дистанционную форму получения образования.

По действующему Кодексу об образовании дистанционная форма получения образования — это вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий (ч. 2 п. 3 ст. 17).

В новой редакции Кодекса об образовании под дистанционной формой получения образования понимают обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий (ч. 1 п. 4 ст. 16).

Таким образом, это уже не вид заочной формы получения образования, а самостоятельная форма.


Каким образом оформлять направление на обучение и необходимо ли соблюдать гарантии, предусмотренные Положением о гарантиях при направлении на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (далее — Положение)), если обучение проводится дистанционно?

Необходимо различать дистанционное обучение как форму получения образования и дистанционные образовательные технологии.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, стажировка и переподготовка работников осуществляются в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, в соответствии с законодательством.

Работникам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку, наниматель обязан создать необходимые условия для совмещения работы с получением соответствующего образования, предоставлять гарантии, установленные ТК, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 220-1 ТК).

При служебной командировке работник не освобождается от своей основной работы, т. к. это его поездка по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).

При направлении на обучение работник освобождается от своей работы, он не обязан во время обучения быть на рабочем месте или месте, определенном нанимателем. Но при этом он подчиняется локальным правовым актам учреждения образования.

На сегодняшний день за работниками, направленными нанимателем на переподготовку, повышение квалификации и стажировку в заочной форме получения образования, сохраняется средний заработок (денежное довольствие) по месту работы (военной службы, службы) на период их обучения (непосредственного нахождения) в учреждении образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (в т. ч. государственном органе), согласно вызову учреждения образования и (или) договору с учреждением образования. При этом сотрудникам военизированных организаций, имеющим специальные звания, в случаях, предусмотренных законодательными актами, предоставляется социальный отпуск в связи с обучением (абз. 3 ч. 1 п. 2 Положения).

ПРИМЕР
Если работник направляется нанимателем на обучение в учреждение образования, то наниматель издает приказ о направлении работника на обучение с соблюдением установленных гарантий, в т. ч. предусмотренных Положением, независимо от того, где будет проводиться обу­чение, — в том же населенном пункте или другом. Это не командировка, в таком случае командировочное удостоверение не выдается.И только по отдельным основаниям, предусмотренным Положением, будут осуществляться выплаты, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках» для служебных командировок.
Если наниматель направляет работника на обучение, которое проводится в собственной организации, независимо от формы обучения (офлайн или онлайн) оформление такого направления регламентируется локальными правовыми актами организации. Законодательство не устанавливает ­каких-либо требований по оформлению направления на обучение в собственной организации.
На практике, как правило, оформляется приказ, чтобы не было вопросов по использованию рабочего времени работником (ст. 132 ТК). В таком приказе указываются цель обучения, образовательная программа, сроки обучения и т. п.



1064 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Беларуси в 2025 году повысят зарплаты бюджетникам

В Беларуси в 2025 году повысят зарплаты бюджетникам. Об этом заявил министр финансов Юрий Селиверстов перед заседанием Совета Министров 21 августа, сообщает корреспондент...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 122

Педагогический совет: управление коллективом и коллективное управление (часть 1)

Накануне составления главного документа стратегического планирования — годового плана — перед многими директорами встает проблема выбора тем заседаний педагогического сов...
№ 7 (151) 2024 Степанец Ольга,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 736
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок