Группа продленного дня: организация и нововведения
В статье рассмотрим:
● нормативную базу и особенности приема в группу продленного дня (ГПД);
● организацию режима работы и содержание занятий;
● роль директора в обеспечении успешного функционирования ГПД.

В современных условиях, когда занятость родителей растет, а требования к качеству образования повышаются, ГПД становится не просто местом присмотра за детьми, а важным элементом образовательного процесса. Однако организация ГПД — от нормативного регулирования до содержания работы — часто вызывает у директоров школ вопросы.
С 1 сентября 2025 г. вступило в силу постановление № 107, которое требует внимательного анализа и адаптации к нему существующих практик. Остановимся на ключевых аспектах организации ГПД, ориентируясь на постановление № 107.
Словарь
Под ГПД понимается объединение обучающихся под руководством и контролем педагогического работника, организующего с ними воспитательную работу во внеучебное время, обеспечивающего их занятость и присмотр за ними после окончания основных уроков.
Создание ГПД
ГПД открываются для обучающихся:
- I–IX классов — в УОСО;
- I–IX (X) классов — в специальных школах.
В УОСО, специальной школе могут открываться ГПД при наличии:
- необходимого количества заявлений законных представителей обучающихся;
- необходимой материально-технической базы;
- возможности для организации питания с учетом занятий, учебных занятий и режима питания, предоставляемого в учреждении образования.
Прием в ГПД
Первоочередное право на зачисление в ГПД имеют:
- дети-инвалиды;
- дети-сироты;
- дети, находящиеся под опекой;
- дети из многодетных семей.

Формирование ГПД
Группы могут формироваться из обучающихся:
- одного класса;
- I ступени общего среднего образования;
- II ступени общего среднего образования;
- I и II ступеней общего среднего образования.
Наполняемость ГПД в УОСО, специальных школах определяется в соответствии с ч. 2 п. 16 ст. 150 и п. 17 ст. 273 Кодекса об образовании.
Кроме того, ГПД могут быть организованы на базе других УОСО.
Режим работы ГПД
Группы функционируют в соответствии с режимом, который рассматривается педагогическим советом УОСО, специальной школы и утверждается директором УОСО, специальной школы или уполномоченным им лицом.
Режим ГПД определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и требованиями.
Рассмотрим ключевые характеристики режима работы ГПД.
Продолжительность: определяется в соответствии с запросами законных представителей обучающихся с учетом специфики УОСО, специальной школы и составляет не более 6 ч в день.
Виды деятельности: обязательно включаются разнообразные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие обучающихся:
- прогулки на свежем воздухе;
- игры (подвижные, настольные, развивающие);
- самоподготовка (выполнение домашних заданий под присмотром педагога);
- творческие занятия (рисование, лепка, музыка, рукоделие);
- спортивные мероприятия и подвижные игры;
- иные занятия, направленные на развитие интересов и способностей обучающихся (например, посещение объединений по интересам).
Питание: обучающиеся ГПД обеспечиваются питанием в соответствии с установленными нормами и графиком.
Контроль и безопасность: работу ГПД организует педагогический работник (воспитатель), который осуществляет контроль за соблюдением режима дня, безопасностью обучающихся и организацией их деятельности.
Это важно
Режим работы ГПД должен быть сбалансированным и учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивая чередование учебной деятельности, отдыха и развлечений.
Содержание работы в ГПД
Самоподготовка
Самоподготовка — обязательная часть работы ГПД, направленная:
- на закрепление и повторение изученного материала;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- формирование познавательных интересов.
Воспитательная работа
Воспитательная работа в ГПД направлена:
- на формирование патриотизма и гражданственности;
- развитие творческих способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- социализацию обучающихся.
В ГПД активно используются общешкольные и культурно-массовые мероприятия.
Это важно
Организацию деятельности ГПД, планирование ее работы, ведение установленной документации осуществляет педагогический работник.
Материально-техническое обеспечение ГПД
Для организации работы ГПД необходимы:
- помещения для самоподготовки и занятий (свободные от учебных занятий);
- места для хранения сменной одежды;
- мастерские;
- помещения для занятий физической культурой и спортом;
- библиотека;
- иные помещения УОСО, специальной школы в соответствии с режимом работы ГПД.
Роль директора в организации ГПД
Руководитель учреждения образования:
- осуществляет общее руководство деятель- ностью ГПД;
- утверждает режим работы ГПД;
- разрабатывает и утверждает локальные акты, регламентирующие работу ГПД;
- обеспечивает соблюдение требований охраны труда и техники безопасности в ГПД;
- обеспечивает материально-техническую базу ГПД;
- контролирует деятельность педагогических работников ГПД.

по теме










