Группа продленного дня: организация и нововведения
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Группа продленного дня: организация и нововведения

В статье рассмотрим:
● нормативную базу и особенности приема в группу продленного дня (ГПД);
● организацию режима работы и содержание занятий;
● роль директора в обеспечении успешного функционирования ГПД.

Титова Наталья

руководитель по физическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 226 г. Минска», кандидат педагогических наук

1112 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В современных условиях, когда занятость родителей растет, а требования к качеству образования повышаются, ГПД становится не просто местом присмотра за детьми, а важным элементом образовательного процесса. Однако организация ГПД — от нормативного регулирования до содержания работы — часто вызывает у директоров школ вопросы.

С 1 сентября 2025 г. вступило в силу постановление № 107, которое требует внимательного анализа и адаптации к нему существующих практик. Остановимся на ключевых аспектах организации ГПД, ориентируясь на постановление № 107.


Словарь

Под ГПД понимается объединение обучающихся под руководством и контролем педагогического работника, организующего с ними воспитательную работу во внеучебное время, обеспечивающего их занятость и присмотр за ними после окончания основных уроков.


Создание ГПД

ГПД открываются для обучающихся:

  • I–IX классов — в УОСО;
  • I–IX (X) классов — в специальных школах.

В УОСО, специальной школе могут открываться ГПД при наличии:

  • необходимого количества заявлений законных представителей обучающихся;
  • необходимой материально-технической базы;
  • возможности для организации питания с учетом занятий, учебных занятий и режима питания, предоставляемого в учреждении образования. 

Прием в ГПД

Первоочередное право на зачисление в ГПД имеют:

  • дети-инвалиды;
  • дети-сироты;
  • дети, находящиеся под опекой;
  • дети из многодетных семей.


Формирование ГПД

Группы могут формироваться из обучающихся:

  • одного класса;
  • I ступени общего среднего образования;
  • II ступени общего среднего образования;
  • I и II ступеней общего среднего образования.

Наполняемость ГПД в УОСО, специальных школах определяется в соответствии с ч. 2 п. 16 ст. 150 и п. 17 ст. 273 Кодекса об образовании.

Кроме того, ГПД могут быть организованы на базе других УОСО.

Режим работы ГПД

Группы функционируют в соответствии с режимом, который рассматривается педагогическим советом УОСО, специальной школы и утверждается директором УОСО, специальной школы или уполномоченным им лицом.

Режим ГПД определяется в соответствии с санитарно-­эпидемиологическими правилами и требованиями.

Рассмотрим ключевые характеристики режима работы ГПД.

Продолжительность: определяется в соответствии с запросами законных представителей обучающихся с учетом специфики УОСО, специальной школы и составляет не более 6 ч в день.

Виды деятельности: обязательно включаются разнообразные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие обу­чающихся:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • игры (подвижные, настольные, развивающие);
  • самоподготовка (выполнение домашних заданий под присмотром педагога);
  • творческие занятия (рисование, лепка, музыка, рукоделие);
  • спортивные мероприятия и подвижные игры;
  • иные занятия, направленные на развитие интересов и способностей обучающихся (например, посещение объединений по интересам).

Питание: обучающиеся ГПД обеспечиваются питанием в соответствии с установленными нормами и графиком.

Контроль и безопасность: работу ГПД организует педагогический работник (воспитатель), который осуществляет контроль за соблюдением режима дня, безопасностью обучающихся и организацией их деятельности.

Это важно
Режим работы ГПД должен быть сбалансированным и учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивая чередование учебной деятельности, отдыха и развлечений.

Содержание работы в ГПД

Самоподготовка

Самоподготовка — обязательная часть работы ГПД, направленная:

  • на закрепление и повторение изученного материала;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование познавательных интересов.

Воспитательная работа

Воспитательная работа в ГПД направлена:

  • на формирование патриотизма и гражданственности;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование здорового образа жизни;
  • социализацию обучающихся.

В ГПД активно используются общешкольные и культурно-­массовые мероприятия.

Это важно
Организацию деятельности ГПД, планирование ее работы, ведение установленной документации осуществляет педагогический работник.

Материально-­техническое обеспечение ГПД

Для организации работы ГПД необходимы:

  • помещения для самоподготовки и занятий (свободные от учебных занятий);
  • места для хранения сменной одежды;
  • мастерские;
  • помещения для занятий физической культурой и спортом;
  • библиотека;
  • иные помещения УОСО, специальной школы в соответствии с режимом работы ГПД.

Роль директора в организации ГПД

Руководитель учреждения образования:

  • осуществляет общее руководство деятель- ностью ГПД; 
  •  утверждает режим работы ГПД; 
  • разрабатывает и утверждает локальные акты, регламентирующие работу ГПД; 
  • обеспечивает соблюдение требований охраны труда и техники безопасности в ГПД;
  • обеспечивает материально-техническую базу ГПД;
  • контролирует деятельность педагогических работников ГПД.


1112 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Минтруда – о социальной защите семей с детьми

Поддержка семей с детьми – национальный приоритет. Согласно Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государств...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 178

Летняя ревизия документов: сроки хранения, правила уничтожения, акты, конфиденциальность

Летние месяцы — идеальное время для наведения порядка в делах. Что хранить, а что отправить в утиль? В редакцию поступило огромное количество вопросов от руководителей с...
№ 7 (163) 2025 Дернович Екатерина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1115
2
№ 9 (165) 2025
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок