Принцип инклюзии в образовании определен в Кодексе об образовании как один из принципов государственной политики в области образования.
Как указано в Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021‒2025 годы, в число востребованных временем компетенций, удовлетворяющих ожидания социума и нанимателей, входят компетенции, необходимые для работы в условиях реализации принципа инклюзии в образовании.
Педагогический работник должен владеть способами включения всех детей независимо от существующих между ними различий (психофизических, гендерных, поликультурных и т. п.) в единый образовательный процесс и взаимодействие со сверстниками.
Наиболее значимыми для данной компетенции являются:
- общая гуманистическая направленность личности педагогического работника, личностная и профессиональная готовность к осуществлению профессиональной деятельности в контексте реализации принципа инклюзии в образовании детей с разными образовательными потребностями;
- понимание значимости совместного обучения для успешной социализации детей и повышения качества их жизни;
- глубокое осознание гуманистического потенциала принципа инклюзии в образовании;
- владение методическим инструментарием, обеспечивающим эффективное обучение в одном классе (группе) разных детей.
Реализация данной задачи предполагает специальную организацию методической работы, направленную на повышение профессиональной компетентности руководителей учреждения образования и педагогических работников в контексте годового плана работы учреждения образования.
Мы предлагаем следующую формулировку годовой задачи: повысить уровень готовности педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании.
Предполагаемые результаты будут направлены на повышение уровня компетенций педагогов, обучающихся и законных представителей несовершеннолетних обучающихся (см. табл. 1).
Таблица 1
Годовая задача и предполагаемые результаты
С целью определения состояния работы педагогического коллектива мы предлагаем примерное содержание педсовета, традиционно включающее в себя тематическое сообщение, представление результатов педагогического опыта и тематический контроль (см. табл. 2).
Таблица 2
План тематического педагогического совета
Тематический контроль традиционно формируется из 5 представленных в табл. 3 позиций.
Цель контроля — изучить состояние готовности педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании.
Таблица 3
Тематический контроль
Предложенная примерная структура годового планирования может быть использована в качестве ориентировочной основы для разработки годового плана по повышению уровня готовности педагогов к реализации принципа инклюзии в образовании.