«Чтобы было не стыдно оглянуться назад»: школа с олимпийским духом
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

ШКОЛА С ИМЕНЕМ ГЕРОЯ

Елена Анатольевна, вашей школе присвоено имя легендарного спортсмена Сергея Макаренко. Расскажите, как произошел этот выбор и как это повлияло на жизнь школы?


Наше учреждение носит имя первого олимпийского чемпиона Республики Беларусь С. Л. Макаренко, завоевавшего золото в гребле в 1960 г., не случайно.

С 2016 г. мы активно сотрудничаем с Белорусской олимпийской академией, принимаем участие в ее проектах, марафонах, являемся площадкой для повышения квалификации учителей физической культуры и руководителей физического воспитания по вопросам олимпийского образования.

Данное направление работы дало толчок к созданию стендовой экспозиции, посвященной истории олимпийского движения в мире и нашей стране.

"Партнерство с выдающимися людьми — мощный стимул для развития учреждения и вдохновения учащихся. Ищите таких героев в своей сфере и создавайте совместные проекты!"

Когда возникла идея присвоить школе имя выдающейся личности, то направление было очевидно. А дальше сработала логика: если олимпийский чемпион, значит, первый. Национальный олимпийский комитет поддержал нашу идею.

Мы познакомились с героем, и его ответ на нашу просьбу был незамедлительным, Сергей Лаврентьевич шутит: «Теперь у меня есть своя школа и личный директор».

В 2024 г. вышла книга Сергея Макаренко «От Брестской крепости к олимпийской вершине» о его жизненном пути, развитии гребли в стране. Сергей Лаврентьевич ведет активный образ жизни, с радостью участвует во всех мероприятиях, проводимых школой. Обучающиеся и их родители называют его «наш герой».

Изменилась ли наша жизнь? Да. Сейчас сложно представить линейку без напутствия Сергея Лаврентьевича, спортивное мероприятие — без его судейства, праздник — без его поздравления.

Сергей Лаврентьевич — член нашей школьной семьи, и мы гордимся этим. Не знаю, это событие повлияло или нет, но у нас повысилась результативность участия в соревнованиях. Нельзя подводить олимпийского чемпиона.


СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Елена Анатольевна, какое направление деятельности школы является приоритетным при распределении внебюджетных средств? Какие нестандартные способы вы используете для привлечения финансирования?

Трудно выделить приоритетное направление использования финансовых средств. Школа — это сложный механизм, включающий в себя множество взаимосвязанных элементов и процессов. И от каждого элемента зависит эффективность функционирования учреждения образования, каждый процесс требует финансовых вложений.

Основной источник дохода — платные дополнительные образовательные услуги. Этому способствуют открытые у нас 25 платных объединений по интересам различной направленности, которые приносят неплохой доход.

В школе функционирует попечительский совет. Родители поддерживают наши идеи и помогают воплощать их в жизнь. В этом деле важны открытость, гласность и добровольность. У нас есть традиция: в августе, в преддверии нового учебного года, я посещаю каждое родительское собрание с отчетом о проделанной работе и потраченных финансовых средствах в целом по учреждению и в разрезе каждого класса (группы). Открытый диалог — один из секретов успеха.


От редакции 

Повестку общего собрания попечительского совета на начало учебного года смотрите в календаре.


Результативное участие в конкурсах также приносит доход. Так, в этом году победа в республиканском конкурсе «Энергомарафон‑2024» принесла нам 15 000 руб.

"Дополнительные образовательные услуги, попечительский совет и участие в конкурсах — три кита финансовой устойчивости школы. Будьте открыты, вовлекайте родителей в жизнь школы и не бойтесь участвовать в конкурсах!"


РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

На базе вашей школы открыт республиканский ресурсный центр по здоровьесбережению. Расскажите о его деятельности.

Ресурсный центр функционирует в нашем учреждении не так давно, с сентября 2024 г. Но уже есть результаты работы. Основной целью деятельности ресурсного центра является распространение передового опыта по профилактике заболеваний и сохранению здоровья с привлечением всех участников образовательного процесса.

В этом учебном году мы выбрали направление деятельности «профилактика нарушений зрения и осанки», т. к. ежегодный мониторинг здоровья учащихся показывает увеличение количества детей с данными проблемами.

Наша первостепенная задача — обеспечить оптимальную двигательную активность учащихся на уроке. Продуктом нашей деятельности стала модель подвижного урока. На таком уроке ребенок 18–20 мин передвигается по кабинету. Для того чтобы выполнить учебную задачу, учащемуся приходится менять динамическую позу, поворачиваться, вставать, передвигаться по классу.

"Здоровьесбережение — не просто модный тренд, а реальный инструмент повышения качества образования. Инвестируйте в здоровье детей и педагогов, создавайте ресурсные центры и делитесь опытом с коллегами!"

При этом урок не превращается в хаос, дисциплина в классе не страдает. Безусловно, это результат ежедневного кропотливого труда учителя, потому что этому нужно обучить детей. Данный опыт работы был представлен на республиканском семинаре-­практикуме. Мы смогли доказать, что двигательная активность во время урока — реальность.


КОМАНДА — ЭТО ВСЕ!

Елена Анатольевна, как вам удается обеспечивать высокое качество образования, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы родителей о школе?

Спасибо за высокую оценку, но это не моя личная заслуга, это работа команды.

Я говорила уже, что школа — сложный механизм, и каждый работник, добросовестно исполняя свои обязанности, создает условия для его бесперебойного функционирования.

Действительно, качество образования напрямую зависит от педагогов. 10 лет назад наш кадровый состав выглядел следующим образом: стаж работы в должности менее 5 лет — 88 %, без категории — 80 %, но при этом все молодые, работоспособные, инициативные, с огоньком в глазах. Сегодня это профессионалы, которые способны преодолеть возникающие в педагогической практике затруднения, обеспечить высокую эффективность работы, добиться прекрасных образовательных результатов, иначе говоря, педагоги-­мастера.

Конфуций говорил о том, что можно приобретать опыт на основе проб и ошибок, можно подражать или копировать опыт других, а можно осмыслить деятельность других и создать собственный эффективный опыт. Путь первый — самый горький, второй — самый легкий, третий — самый благородный. Реализация третьего пути — это ежедневный кропотливый труд моих заместителей — больших профессионалов, преданных делу людей, идущих в ногу с современными тенденциями в образовании.

"Создание команды профессионалов и единомышленников — главная задача директора. Цените каждого сотрудника, вдохновляйте на развитие и создавайте условия для эффективной работы!"

Я убеждена, что качество образования зависит не только от педагогов, но и, безусловно, пусть и косвенно, от рабочих и уборщиков служебных помещений, т. к. в чистом и уютном кабинете комфортно заниматься, от работников пищеблока, ведь после сытного и вкусного завтрака увеличивается работоспособность, от вахтера, который утром встречает с улыбкой и заряжает позитивом на весь день, от заместителя по хозяйственной работе, который обеспечивает порядок и безопасность.

Я уважаю каждого члена своей команды. Если бы не они, не было бы и нашего успеха.


ДИРЕКТОР — ЭТО ПРИЗВАНИЕ

Елена Анатольевна, расскажите о себе. Что для вас значит быть директором школы? Какими качествами должен обладать настоящий руководитель?

Я счастливый человек. Я любимая жена, мама, бабушка троих замечательных внуков. Я люблю свою работу. Люблю и ценю людей, которые находятся рядом со мной.

Когда мне предложили должность директора, мой отец, которого, к сожалению, уже нет с нами, дал мне напутствие: живи так, чтобы было не стыдно обернуться. Это главный принцип моей жизни! Я, как и все, не застрахована от ошибок, но главное для меня — быть честной перед собой и другими.

"Директор — это не просто должность, это призвание и образ жизни. Будьте честными, амбициозными, требовательными, стрессоустойчивыми и верьте в свое дело — тогда успех неизбежен!"

Директор школы должен обладать широким спектром качеств — и личных, и профессиональных, чтобы успешно руководить учреждением образования. Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами, способный найти выход практически из любой ситуации.

Я озвучу 10 качеств, которыми, на мой взгляд, должен обладать современный руководитель.

  1. Директор должен быть амбициозным, всегда смотреть вперед и ставить новые цели, создавая для себя зону ближайшего развития, отмечать свои победы, преследовать свои интересы.
  2. Второе качество — требовательность. От руководителя и его подхода зависит исполнительская дисциплина работников.
  3. Безусловно, современный руководитель должен обладать системностью мышления, чтобы принимать правильные стратегические решения.
  4. Обладать умением в сжатые сроки получать, оценивать информацию и анализировать ее.
  5. Умением оптимизировать рабочий процесс, разруливать рутину и делегировать полномочия.
  6. Директор должен уметь вдохновлять и убеждать людей, разбираться в людях, это компонент мотивации и хорошей атмосферы в коллективе.
  7. Директор должен быть стрессоустойчивым и выносливым.
  8. Холодная голова, выдержка и терпение — то, что помогает руководителю школы принимать новые вызовы и отвечать на них, превращая проблему в возможность.
  9. Главное, верить в то, что делаешь!
  10. Именно вера в то, что делаешь, любовь к своему делу дают выносливость, стойкость, терпение и силы расти и развивать свои качества.

ЖУРНАЛ КАК КОМПАС

Елена Анатольевна, мы знаем, что вы наш подписчик с 2016 г. и хорошо знакомы с нашим журналом. Какие рубрики, на ваш взгляд, наиболее соответствуют реальным потребностям директоров школ?

Ваш журнал я считаю интересным и актуальным. Следует отметить нетривиальный дизайн, приятное и удобное оформление. Содержание журнала — разнообразное, информативное, полезное:

  • мои любимые рубрики уже многие годы — «Кадровый вопрос», «Вопрос — Ответ», «Актуальный комментарий». Всегда прорабатываю их с маркером;
  • очень понравились ваши новые рубрики «Вопрос месяца», «Горячая линия» и «Круглый стол». В них я всегда нахожу быстрые ответы на самые сложные вопросы, возможность высказать свое мнение на острые проблемы и сверить свою позицию с позицией коллег, поучаствовать в живом диалоге. Эти новые форматы — настоящая находка для практикующего директора;
  • считаю изюминкой вашего журнала «Слово редактора», которое задает эмоциональный настрой на позитивное восприятие всего материала и позволяет увидеть знакомые вещи под другим углом.



Беседовала Елена ПЛЕХАНОВА

643 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
№ 8 (164) 2025
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок