Безопасность работника при нахождении в командировке
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Безопасность работника при нахождении в командировке

Практически каждая организация в процессе своей деятельности направляет работников в служебные командировки. Поэтому знание и точное исполнение требований законодательства, регулирующего вопросы, связанные с направлением работников в служебные командировки, всегда актуальны.

Семич Владимир

Инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права»

1502 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативное регулирование

Нормативное регулирование вопросов, связанных с командировками работников, осуществляется:

Справочно: порядок направления в служебные командировки за границу государственных, правительственных и парламентских делегаций Республики Беларусь, а также работников государственных органов и иных государственных организаций регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2005 № 274 «Об утверждении Положения о порядке направления в служебные командировки за границу» с последующими изменениями и дополнениями.

Компетенция нанимателя

Согласно Трудовому кодексу и Положению № 176 целый ряд вопросов, связанных с командированием работников, передан на решение нанимателю. Это такие вопросы, как:

  • выдача работнику командировочного удостоверения (ч. 2 ст. 93 ТК);
  • установление задания на командировку (ч. 1 п. 3 Положения № 176);
  • подготовка письменного отчета о выполнении задания, срок его представления и порядок оформления (ч. 2 п. 3 Положения № 176);
  • иные расходы, которые может производить работник (пп. 5, 43 Положения № 176);
  • определение конкретного размера и порядка расчета общей выплаты при направлении в командировку водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки (п. 37 Положения № 176);
  • возмещение в пределах места командировки за границей расходов на такси, аренду автомобиля на основании подтверждающих документов (п. 14 Положения № 176) и др.

Изложенное выше делает целесообразным для нанимателя разработать локальный документ, регламентирующий перечисленные и другие вопросы, связанные с командированием работников.

Целесообразно также регламентировать и вопросы обеспечения безопасности работника при его нахождении в командировке и, при необходимости, — при использовании личного транспорта работника в интересах нанимателя, в т. ч. и для поездок в командировки. Эти вопросы стоит отразить в Системе управления охраной труда организации, разработка которой является обязательной в силу требований законодательства.

Направление в командировку

Согласно ст. 91 ТК служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы.

Справочно: не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

Служебные командировки можно подразделить на командировки в пределах Республики Беларусь и командировки за границу.

Упомянутой ст. 91 ТК не считаются служебными командировками служебные поездки работников в пределах населенного пункта, где располагается наниматель, в другие организации для выполнения задания нанимателя.

Однако во многих организациях применяют такое понятие, как местные командировки, хотя оно не предусмотрено законодательством.

Целесообразность установления в организации порядка таких поездок для выполнения задания в другой организации не вызывает сомнений. Однако применение при этом категорий, не предусмотренных законодательством, должно быть исключено.

Работники организации могут направляться в командировку в одиночном порядке или в составе групп.

Директору на заметку
В составе группы численностью от двух и более работников необходимо, чтобы руководитель организации в приказе или распоряжении о командировке назначил старшего группы, который бы отвечал за соблюдение трудовой и производственной дисциплины в группе в период командировки, за организацию и качество выполнения порученного задания или работы, рациональное использование рабочего времени. Естественно, что его указания должны быть обязательными для работников, включенных в указанную группу.

В упомянутом выше локальном документе следует отразить указанные и другие особенности работы в командировке в составе группы.

Меры безопасности в командировке

С точки зрения безопасности работника при нахождении его в командировке можно выделить следующие категории мер безопасности:

  • при следовании к месту командировки;
  • при выполнении работ в командировке;
  • при нахождении и перемещении по территории организации, в которую командирован работник;
  • во время поездок на транспорте общего пользования при передвижении к местам выполнения работ в командировке и (или) пешком и обратно;
  • при проживании в месте командировки;
  • при возвращении из места командировки;
  • в аварийных и других чрезвычайных ситуациях.

Требования безопасности при следовании к месту командировки и возвращении из командировки не имеют отличий, и поэтому они специально не выделяются.

Проезд к месту служебной командировки и обратно может осуществляться на различных видах транспорта:

  • на транспорте, предоставленном нанимателем:
  • на транспорте общего пользования — железнодорожном, автомобильном, воздушном, внутреннем водном;
  • на личном транспорте работника, используемом в интересах нанимателя на основании заключенного договора;
  • на ином транспорте. Иным транспортом может быть транспорт, предоставленный организацией, в которую командируются работники, а также попутный транспорт, которым может воспользоваться командированный работник в случае, когда не функционирует транспорт общего пользования.

К­акую-то часть пути командированный работник преодолевает пешком.

Требования безопасности, о которых пойдет речь ниже, должны соблюдаться командированным работником и в процессе передвижения по территории организации, в которую командирован работник.

Требования безопасности при посадке, высадке и проезде в различных видах транспорта установлены:

* С последующими изменениями и дополнениями.

Эти правила просты и понятны любому работнику.

С точки зрения перечисленных правил командированный работник в определенных условиях может рассматриваться либо как пешеход, либо как пассажир.

Следует сделать оговорку, что работник, направленный в командировку на личном автомобиле, используемом в соответствии с заключенным договором в интересах нанимателя, должен рассматриваться как водитель и выполнять требования ПДД, предписанные водителю.

При следовании к месту командировки и обратно на транспорте общего пользования работник обязан выполнять требования соответствующих правил пользования транспортными средствами и распоряжения должностных лиц, обслуживающих транспортное средство (проводника, водителя, машиниста, контролера и др.).

При направлении в служебную командировку на транспорте, предоставленном нанимателем, работник обязан:

  • уточнить, вписана ли в путевой лист его фамилия;
  • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым ими;
  • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, они могут осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

При направлении в служебную командировку на личном транспортном средстве работника, используемом в соответствии с заключенным договором в интересах нанимателя, работник, управляющий транспортным средством, обязан соблюдать установленные для водителей транспорта требования по охране труда и ПДД.

Наниматель, использующий личный транспорт работника:

  • обеспечивает проведение технического осмотра транспорта с периодичностью, установленной для транспорта организации, его содержание в исправном техническом состоянии;
  • обеспечивает прохождение работниками — владельцами личного транспорта спе­циаль­ного медицинского осмотра с периодичностью, установленной для водителей, работающих по найму;
  • проводит с установленной периодичностью инструктажи по охране труда и безопасности дорожного движения;
  • разрешает перевозку на указанном транспорте других работников организации при наличии у работника — владельца личного транспорта водительского стажа не менее трех лет;
  • обеспечивает проведение предрейсового медицинского освидетельствования работников — водителей индивидуальных транспортных средств, используемых в интересах организации;
  • принимает на себя другие обязанности и ответственность, предусмотренные для владельца источника повышенной опасности.

От редакции
В следующем номере вы узнаете о требованиях безопасности при выполнении работ в командировке, проживании, аварийных и чрезвычайных ситуациях.

1502 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Директор школы, гимназии, лицея» № 10 (2024) за 5 минут: устраняем недочеты в работе школьных лагерей, обязательные медосмотры работников УОСО, формы и сроки проведения выпускных экзаменов, новые методы предупреждения коррупции в образовании

Кроме того, в 10-м номере журнала: • Взаимодействие директора и руководителя по ВПВ • Докладная и служебная записки: от формы до содержания • Что делать, если сотру...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 135

Изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях для школ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2024 № 502 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 и от 2...
№ 8 (152) 2024 Плеханова Елена,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1339
2
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок