В школах республики реализуется проект “Родительский университет”
Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.
Взаимодействие с законными представителями – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.
Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» на учебный год, программно-планирующей документации учреждения образования.
Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет»– система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета.
Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы в частности, родительские собрания, что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.
Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.
При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия.
Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.
Подробнее о проекте в инструктивно-методическом письме на сайте Министерства образования.
Пресс-центр Министерства образования.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования Республики Беларусь