СШ № 76: пол-пазл и бассейн для сухого плавания
Небольшое помещение изобилует яркими красками, которые поднимают настроение. Много желтых и оранжевых оттенков. Кажется, что сенсорная комната залита солнечным светом. Хотя окна предусмотрительно затемнены. Это одно из требований к помещениям для релакса.
В небольшом пространстве мягкое кресло, коврики-пазлы, интерактивные элементы и игры для развития мелкой моторики. Есть доска, на которой можно рисовать все что угодно. И ничего за это не будет, хоть ты пиши «мАлАко».
Комнату дети посещают по желанию. Или, когда учитель видит, что Иванов или Сидоров в течение урока ну никак не может усидеть на стуле, чем-то встревожен и даже взвинчен, то он может порекомендовать ребенку провести время в сенсорной комнате. Там ученик разувается и ступает на мягкое покрытие. Все вокруг направлено на снятие тревоги, возбудимости. Психолог включает музыку.
—Причины, по которым сюда заглядывают школьники, разные: кто-то получил плохую отметку, кого-то обидели или произошла ссора с родителями. Учитель обратил внимание, что ребенок переживает, и порекомендовал ему посетить комнату, — поясняет педагог-психолог Ольга Язвинская-Черная. — Мы можем пообщаться, провести групповое занятие. Сеанс рассчитан на 20 минут. Столько в среднем длится перемена. За этот промежуток времени эмоциональный фон детей стабилизируется, они идут на урок совсем в другом настроении.
В комнату заглядывает второклассник Матвей. Говорит, что утром настроение было «так себе». А еще после физкультуры поссорился с одноклассником. Ему предложили отвлечься от плохих эмоций в сенсорной комнате.
—Я бы, наверное, отдохнул в кресле, — Матвей плюхнулся на набитый мягким, обволакивающим наполнителем мешок. Потом поплавал в сухом бассейне. И вышел… сухим из него. Через пару минут вместе с педагогом стал складывать на полу пазл. В процессе игры психолог с учеником обсудили его утреннее настроение. Теперь Матвей знает, что в школе есть комната, где можно научиться управлять своими эмоциями.
Гимназия № 23: космическое путешествие
Заместитель директора Оксана Вандяева рассказала, что в учреждении есть дети с повышенной эмоциональностью, гиперактивные. И с каждым годом таких ребят становится больше. Сенсорная комната помогает им в учебе.
—У нас была необходимость создания пространства для уединения и отдыха. Некоторым достаточно и 5 минут, чтобы восстановить свой ресурс и работоспособность, — отметила собеседница.
Летом педагоги закупили оборудование для сенсорной комнаты, разработали ее концепцию и сделали ремонт. Получился просто космос! В прямом смысле.
Стены глубоких синих и фиолетовых оттенков, бесконечный зеркальный лабиринт, световой дождь, проекции звездного неба. Кажется, ты отправился в путешествие по Вселенной. Отдельного внимания заслуживает мягкое кресло с функцией массажа.
Родителям идея создания комнаты психологической разгрузки понравилась. Благодаря им в помещении появились световой шар и робот-космонавт. Первый, попадая в руки другого человека во время игры, меняет цвет, второй умеет создавать в темноте световые эффекты.
Шестиклассник Саша считает, что такая комната полезна. Сам бывает здесь часто, в основном чтобы расслабиться после уроков.
— Здесь красиво и можно помечтать, — пояснил парень.
Он располагается в кресле и смотрит в бесконечность. Перед его глазами горит тоннель, который уводит вдаль не только взгляд, но и мысли.
Саша не сразу стал с нами беседовать. Некоторое время он сидел в темноте молча и практически не двигаясь. Хотя представили нам этого парня как одного из тех, кто на месте усидеть не может. Много энергии!
— Комната рассчитана на снятие напряжения у учащихся. Возникает тревожность перед контрольной — они приходят ко мне. Много юных посетителей в конце четверти — за оценки переживают. Есть график работы сенсорной комнаты. Ученики его сфотографировали и сохранили себе. Мы разработали коррекционные занятия не только для детей, но и для родителей и педагогов, — уточнила педагог-психолог Светлана Каменчук.
После отдыха Саша делится с нами сокровенным. Мечтает стать поваром. И надо сказать, что у этого мальчишки родилась просто гениальная идея.
— Открою свой ресторан, и называться он будет «Смешивалка». Я умею смешивать разные продукты так, что получается вкусное блюдо. Люди будут сами выбирать, какие ингредиенты соединить, а я это приготовлю, — рассказал мальчишка.
Дома школьник ставит кулинарные эксперименты. Недавно смешал на сковороде рис, два яйца и сыр. Родители оценили.
Педагог-психолог говорит, что эффект от посещения комнаты есть. Ребята снимают напряжение и спокойно идут на уроки. Так каждый из них точно сможет в будущем реализовать свою мечту.
СШ № 147: палатка для уединения и пение птиц
Сенсорную комнату разместили рядом с кабинетом, где занимаются дети с особенностями психофизического развития, в большинстве — с расстройствами аутистического спектра. Эти ребята учатся в интегрированном классе. Помещение сочетает в себе оборудование как для активной, так и для пассивной деятельности. Можно пройти лабиринт или тропу здоровья, либо уединиться в палатке.
—Такая комната — важный ресурс для формирования психического здоровья, — сказала заместитель директора по учебной работе Татьяна Цедрик. — Сюда может прийти любой учащийся и провести здесь перемену. Дети любят слушать пение птиц, а подсветка создает спокойную атмосферу. Накапливаясь, отрицательные эмоции могут привести к различным заболеваниям, поэтому надо вовремя расслабляться и отдыхать.
Что может быть в сенсорной комнате
- Мягкие кресла, маты и подушки.
- Проекторы с аудиовизуальными эффектами.
- Мягкое покрытие пола.
- Плотные шторы или жалюзи на окнах.
- Многоцветная подсветка помещения.
- Кинетический песок.
- Сухой бассейн.
- Лавовая лампа.
- Аквариум с подсветкой.
- Установки для ароматерапии и многое другое.
Есть белорусские фирмы, которые производят специализированное оборудование для сенсорных комнат.