Профильные инженерные классы появятся в учреждениях общего среднего образования
Почему инженерное мышление надо формировать со школьной скамьи.
Почему инженерное мышление надо формировать со школьной скамьи.
Профильные инженерные классы появятся в учреждениях общего среднего образования Беларуси — подготовку кадров начнут со школьной скамьи и проведут через технические вузы к высокотехнологичным инновационным предприятиям. Первые шаги уже сделаны: в каждый район страны поставили комплекты робототехнического оборудования, разработана учебная программа факультативных занятий, их запустили в четырех школах Минска и учреждении образования в агрогородке Колодищи. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» заглянули в столичную СШ № 52, где на разных ступенях обучения школьники осваивают инженерные знания.
Подготовка современного инженера имеет стратегическое значение. Согласитесь, через десятки лет те, кто сейчас сидит за партами, будут определять работу предприятий и развитие технологий. От теории к практике — по такому принципу построено обучение, подмечает директор школы Оксана Цуран:
— Именно поэтому инженерное мышление начинаем формировать с начальной школы: развиваем логику, объясняем азы 3D-арифметики, обучаем элементам скретч-программирования. Дальше — больше. Со средней школы ориентируем ребят, причем разной успеваемости, на получение углубленных знаний по техническим дисциплинам. Мы единственные в Минске открыли допрофильный класс трудового обучения с внедрением аддитивных технологий: это когда ученики не только выпиливают, как привычно, заготовки из дерева, но и проектируют их в специальных программах, а потом «распечатывают» на 3D-принтере.
В ресурсном центре информационных технологий стоит шкаф, за стеклом которого собраны десятки экспонатов: миниатюрные греческие колонны, модель пифагоровых штанов, геометрические фигуры, звенья ДНК… Все это смоделировали на компьютере, а потом напечатали с помощью аддитивных технологий дети. Учитель Сергей Юрченко добавляет:
— На факультативе по 3D-моделированию ребята учат теорию и тут же материализуют знания. Приходят педагоги и просят изготовить наглядные модели для занятий. Римский собор (а точнее, его макет) создали для занятий по истории, объемный шар с цилиндром — запрос математика, сборная модель черепа — идеальный демонстрационный материал по биологии.
В планах школы — установить 3D-принтер для печати шоколадом в кабинете трудового обучения для девочек, чтобы воплотить в жизнь все задумки юных кондитеров.
С этого года десятиклассники стали посещать факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию». Почему это важно? Поступая в технические вузы, дети иногда даже теоретически плохо представляют, чем будут заниматься в будущем. Инженерные классы позволили бы формировать траекторию «заинтересованный ученик — отличный студент — квалифицированный работник», уверена заместитель директора по учебной части Юлия Бакун:
— Все, что нас окружает, когда-то было создано инженерной мыслью, об этом мы говорим и школьникам. Процесс обучения разбит на блоки. Изучаем инженерные отрасли: архитектурную, генную, горную, компьютерную... Как закрепляем теорию? Рассматриваем машиностроение — отправляемся на экскурсию на МАЗ, Минский тракторный завод. Профориентационный блок — один из основных, поскольку дети знакомятся с конкретными профессиями: строителя, технолога, конструктора, архитектора, программиста, дизайнера, энергетика, логиста, системотехника. Следом — практико-ориентированный модуль: занятия по 3D-моделированию, программированию, робототехнике. От занятия к занятию ребенок оценивает, подходит ли ему эта специальность. В университет абитуриент приходит уже с четким пониманием, какую специальность, почему и для чего он хочет освоить. Однако самое главное здесь то, что на рабочих местах будет все меньше случайных людей и все больше тех, кто знает свое дело.
Татьяна Канашевич, начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ:
— Инженерные профессии относятся к категории наиболее востребованных и значимых во всем мире. Их представители задействованы в жизненно важных сферах, в том числе в политике, этике, экономике, праве. При этом следует отметить, что качественная подготовка как универсальных, так и уникальных специалистов во многом зависит от заинтересованности абитуриентов в получении образования. В связи с чем важно грамотно организовать и целенаправленно реализовать работу в плане знакомства школьников с различными направлениями профессиональной деятельности, привлечения их к выполнению тематических проектов, которые помогут осознать преимущества и перспективность выбора инженерной профессии. Для достижения данной цели коллективом авторов, среди которых работники БНТУ и СШ № 52 Минска, разработана учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», предполагающая тесное сотрудничество со школой преподавателей университета, проведение занятий на базе университетских лабораторий. А в перспективе можно говорить об открытии профильных инженерных классов.
Министерство образования закупило комплекты робототехнического оборудования, которые направлены в 150 учреждений общего среднего образования. В каждом районе страны школьники смогут заниматься на самых современных аппаратах. Уже подготовлены методические рекомендации по использованию комплектов робототехнического оборудования РОББО, разработаны факультативные занятия.
Источник: Издательский дом «Беларусь сегодня»