«Нам сложно, но мы стараемся». Репортаж из гимназии №1 города Лиды, где дети начали изучать китайский язык
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

«Нам сложно, но мы стараемся». Репортаж из гимназии №1 города Лиды, где дети начали изучать китайский язык

С начала учебного года в гимназии № 1 города Лиды наравне с английским, немецким и испанским активно изучается китайский язык как основной иностранный. Прижился ли «экзотический» предмет среди ребят, какие перспективы они с ним связывают, чем интересны уроки и легко ли познавать далекую восточную культуру, узнавал корреспондент «Лідскай газеты».

957 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В небольшом, но светлом кабинете идет активная подготовка к уроку. Молодой педагог Диана Бойко старательно выводит на доске незнакомые начертания и тут же поясняет: «Если в алфавите белорусского языка тридцать две буквы, складывая которые в определенной последовательности, чередуя согласные и гласные, мы получаем слова, а из них уже складываем предложения, то китайская письменность представлена иероглифами, похожими на маленькие изображения. В каждом конкретном скрыто слово. Сколько иероглифов в китайском языке вместе с устаревшими и редко используемыми, до сих пор остается загадкой. Как пример, «Большой сборник китайских иероглифов» содержит более пятидесяти тысяч знаков.

На вопрос, по силам ли обычному человеку от «а» до «я» изучить язык Поднебесной, педагог улыбается и замечает: исключения из правил бывают, но в целом это практически невозможно.

– На четвертом курсе целый год проходила стажировку в Китае и могу сказать, что сами коренные жители не всегда понимают друг друга. И все потому, что в стране много различных диалектов со своим собственным произношением. Поэтому даже при диалоге с представителями коренного населения случаются форс-мажоры, когда не представляешь, о чем тебе говорят.

Зато с ребятами у Дианы Сергеевны взаимопонимание полное. Сейчас уроки китайского проводятся в третьих, четвертых и пятых классах. В группах – не более шести человек, что позволяет педагогу максимально плодотворно вести занятия, уделяя больше времени каждому ученику. Учащимся интересно писать иероглифы, произносить первые фразы. Но это еще неуверенные совместные шаги, когда только закладывается база. Не секрет, что язык очень сложен в изучении. Но в то же время именно благодаря специфичности китайской грамоты у ребенка не только развивается мышление – он еще и дисциплинируется.

Написание иероглифов – это творчество, усердие, точность. Одна черта, размещенная выше или ниже, способна кардинально изменить смысл написанного. Важны также интонационные тона, которых нет в русском и белорусском языках. Для их произнесения придется часто изменять высоту голоса. Поэтому при изучении китайского важно и уметь петь, как шутят некоторые носители языка.

– Китайская письменность уходит корнями в древность, когда благодаря начертаниям и надписям люди пытались рассказать о явлениях природы, их жизни, традициях, – отметила Диана Сергеевна. – И до сих пор иероглифы остаются важной, неотъемлемой частью культуры этой страны. Как видите, изучая язык Востока, ребята прежде всего соприкасаются с его историей. А попутно, мысленно рисуя в голове определенные картины, формируют образное и логическое мышление, учатся усидчивости, внимательности, терпению и, что не менее важно, размышлять и анализировать. Вот, например, иероглиф, обозначающий слово «солнце», – это прямоугольник. Добавь к нему палочку – и получится слово «день».

Сейчас учащиеся пятого класса, на уроке у которых посчастливилось побывать, открывают для себя мир числительных, учатся задавать несложные вопросы. Ребята признаются: язык им очень нравится, хоть с каждым новым уроком нужно прилагать все больше усилий, чтобы найти верное направление в огромном мире незнакомых знаков.

– Нам сложно, но мы стараемся, –говорит корреспонденту «Лідскай газеты» учащийся 5 «В» класса Глеб Федорович. – В китайском языке тридцать пять черт (элементы, из которых состоят иероглифы, которые следует писать, не отрывая руки), и каждое начертание нужно правильно воспроизводить на бумаге. А так как в будущем мечтаю поступить на факультет иностранных языков в государственный лингвистический университет, приходится много и упорно заниматься дома. Причем учат вместе со мной китайский язык и мои родители. Так что скоро у нас будет говорящая по-китайски семья.

Для того чтобы постичь язык Конфуция, у учащихся гимназии и их педагога есть вся необходимая база: мультимедийная установка, пособия, учебники и рабочие тетради. Пока китайский как основной предмет изучают девятнадцать человек. Есть возможность посещать факультативы и у других ребят.

– Первым человеком, который искренне хотел, чтобы в гимназии изучался китайский язык, была ее прежний директор Наталья Андреевна Зайцева, – рассказывает заместитель директора по учебно-методической работе Гражина Сенкевич. – Нынешний директор Ирина Рубцевич тоже с энтузиазмом восприняла эту мысль. Всегда помнила, что в нашем учреждении образования хотят изучать данный язык, и Ольга Тарасюк, сейчас исполняющая обязанности начальника управления образования Лидского райисполкома. И вот когда на пороге кабинета Ольги Зигмундовны появился молодой педагог, учитель китайского языка, она сразу же вспомнила об этой идее, за что мы ей очень благодарны. Как итог, в гимназии № 1 г. Лиды китайский язык изучается как основной, а также факультативно. Сейчас, когда задумались об обеспечении своими кадрами, изъявил желание пройти переподготовку наш учитель английского языка Андрей Ищенко. Мы уверены, что в самом ближайшем будущем (а мы прилагаем для этого максиму усилий) в нашем учреждении образования будет создана достойная база для изучения данной дисциплины. 

Источник: edu-grodno.by 

957 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Успешный руководитель — успешная школа»: интервью с директором ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района имени Героя Советского Союза П. М. Козлова» Людмилой Ивановной САУЛИЧ

Педагог с 37‑летним стажем работы в одной школе, «Женщина года Витебщины — 2023» в номинации «Успешный руководитель», автор методического пособия «Основы православной кул...
№ 12 (156) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 143
6
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок