В тематическом мероприятии приняли участие руководство и центральный аппарат Министерства образования, представители республиканских органов государственного управления, начальники главных управлений образования, председатель комитета по образованию Мингорисполкома, специалисты ОАО «Лакокраска».
Перед началом мероприятия участники семинара ознакомились с современной продукцией предприятия, посетили лаборатории и посмотрели фрагмент занятия в рамках проекта «#Профессия: новый формат» для учащихся профильных классов.
Министр образования Андрей Иванец подробно остановился на актуальных аспектах организации профориентационной работы, оптимизации структуры подготовки и системы профессионально-технического и среднего специального образования в регионах Республики Беларусь, сообщил о результатах приема на уровень профессионально-технического образования.
Так, в 2022 году в учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, зачислено по дневной форме 24542 человека; по вечерней форме получения образования – 986 человек и в 4 квартале планируется прием 420 человек по заочной форме получения образования.
Для получения среднего специального образования принято 37,4 тыс. человек, из них 25,4 тыс. человек за счет средств бюджета.
На основе общего базового образования принято 20,7 тыс. человек, из них: за счет средств бюджета – 14,6 тыс. человек, на платной основе – 6,1 тыс. человек.
На основе общего среднего и профессионально-технического образования принято 16,7 тыс. человек, из них: за счет средств бюджета – 10,7 тыс. человек, на платной основе – 6 тыс. человек.
Прием на заочную форму получения образования по специальностям направления образования «Сельское хозяйство» будет осуществляться в октябре – ноябре 2022 года. План приема – 741 человек, из них: за счет средств бюджета – 475 человек, на платной основе – 266 человек.
В настоящее время начинается формирование цифр приема на 2023 год. И в этой связи глава ведомства обозначил: «При формировании контрольных цифр приема для получения профессионально-технического образования на 2023 год требуется обновление перечня квалификаций, выбор квалификаций должен основываться на требованиях реального сектора экономики».
Министр также подчеркнул, что если организация заинтересована использовать преимущества целевой подготовки, то ей нужно напрямую работать со школьниками, проводить целенаправленную работу по привлечению к конкретной профессии.
В свою очередь в новом учебном году учреждения образования должны более активно работать с организациями, вести с ними разъяснительную работу по механизмам привлечения, преимуществам обучения на условиях целевой подготовки.
«Министерством образования совместно с учредителями учреждений образования, РИВШ, РИПО проводится работа по формированию модели определения контрольных цифр приема по родственным специальностям высшего и среднего специального образования для оптимального направления потоков мотивированной молодежи в колледжи и ВУЗы с учетом потребности рынка труда в специалистах со средним специальным и высшим образованием. При формировании цифр приема в учреждения высшего и среднего специального образования 2023 необходимо будет руководствоваться результатами проведенного анализа», – отметил Андрей Иванец.
По вопросу оптимизации системы ПТО/ССО в регионах было отмечено, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.01.2022 «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» исключен тип учреждений образования – учреждения профессионально-технического образования (виды – профессиональный лицей, профессионально-технический колледж).
Основным видом учреждения образования, реализующего образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, является колледж.
Изменение типа учреждения образования позволит колледжам более гибко реагировать на потребности региона и базовых организаций-заказчиков кадров при выборе реализуемой образовательной программы; развивать траектории непрерывного образования; повысит эффективность использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов и будет способствовать расширению практики подготовки рабочих со средним специальным образованием (рабочих с высокими разрядами для высокотехнологичных производств).
«Развитие регионов – приоритет государственной политики. Совершенствование системы ПТО/ССО в регионе должно основываться на программах социально-экономического развития региона, четком представлении местной власти о структуре подготовки кадров для нужд организаций региона», – констатировал Министр образования.
Участники республиканского семинара также обсудили организационную структуру управления качеством профориентационной работы; рассмотрели основные направления профориентационной работы в учреждениях образования Гродненской области во взаимодействии с организациями-заказчиками кадров; ознакомились с опытом взаимодействия учреждений общего среднего и профессионального образования Минской области в процессе планирования, подготовки и проведении приемной кампании.
Пресс-центр Министерства образования.
Источник: Официальный ресурс Министерства образования Республики Беларусь