Какие предметы стоило бы убрать из школьной программы?

На днях в Сообществе учителей в Фейсбуке появилась новость: из школьной программы 9 класса убрали предмет “Черчение”. Позже выяснилось, что предмет останется, но учиться чертить будут только в 10 классе. Кого-то возмутило то, что это произошло внезапно и с учителями этот вопрос не обсуждался, кто-то назвал это “вредительством”, другие же призывают ничему не удивляться, потому что могло быть и хуже.

Мы спросили у людей, связанных с образованием, что они думают о переносе черчения в 10 класс, и какие предметы, по их мнению, действительно стоило бы убрать из школьной программы?

Сергей Ольшевский, бывший преподаватель и чиновник из системы образования: 

- Если честно, то на этот вопрос хочется ответить вопросом: «А что изменится, если смертельно больному человеку витамины колоть не в 9 утра, а в 10 утра?»

Почему так достаточно «грубо» я отвечаю на этот вопрос? Да все очень просто. Как говорят финны: “Образование - это в том числе и среда, которая окружает детей в процессе обучения”. Давайте же посмотрим на нашу школьную среду:

  • учителя эмоционально выгорели и не могут адекватно реагировать на происходящее. Вот ссылка на результаты диагностики, которую мы проводили
  • вокруг школ идет постоянный негативный шум: поборы, отмена приемов в гимназии, подписки, обязаловки, принудиловки
  • не было еще ни года без изменений и реформ; при этом все «новшества» вводятся стихийно и в самый последний момент и т.д.

И в таких условиях мы хотим, чтобы дети получали качественное образование? Это как спать под громкую музыку: пока организм не «вымотается» и не «отключится», вы не сможете комфортно спать, а соответственно и выспаться.

Так и в нашем образовании, пока не будут созданы комфортные условия для получения образования, ничего хорошего не получится.

На примере того же предмета «Черчение». Вы думаете, что перенос его хоть как-то повлияет на уровень подготовки учеников? На учениках это никак не скажется, а скажется лишь на учителях, которые преподавали этот предмет и, соответственно, в новом учебном году останутся без работы. А через год, если «Черчение» перенесут в 10 класс, их нагрузка снизится вдвое, ведь 50 % 9-классников уйдет получать профессионально-техническое образование.

Но все же, если вернуться к предметам, которые нужно убрать, а которые добавить, скажу так: количество и перечень уроков во многих странах мира более менее схож. А вот их содержание, качество контента и преподавания, образовательная среда – это совсем разные истории.

И, если честно, не стоит тут изобретать велосипед, а стоит определиться, в каком направлении мы хотим развиваться: хотим IT-страну – смотрите на признанного лидера Эстонию; хотим строить счастливую страну для жизни – смотрим на финское образование; хотим успешно конкурировать в гонке вооружений – возвращаем советскую систему образования.

Но глядя на все, что происходит, почему-то вспоминается анекдот про умную и красивую обезьяну. Хотя не все так печально на самом деле: в последнее время открылся ряд очень разных и интересных частных школ, которые дают родителям возможность выбрать будущее для своего ребенка: стать айтишником, инженером или просто счастливым человеком.

Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики СШ №10 г. Жлобина:

 - Я в детстве, в школе и в университете очень много занимался спортом и пришел к выводу, что уроки физической культуры нужно выносить за школьное расписание, и тогда учебная нагрузка сократится в школе на три часа.

Вместо этого дети записываются в школьные или во внешкольные секции, где тренер каждую четверть ставит зачет/незачет. К секциям можно отнести различные виды танцев, спортивное ориентирование, шахматы, шашки и т.д.

Перегибы при существующей системе таковы, что ребята, занимающиеся профессиональным спортом: хоккеем, футболом, спортивной гимнастикой, плаванием и т. д., помимо своих четырех-пяти тренировок в неделю должны еще «высиживать» школьных три часа, а для таких ребят – каждая минута на счету. Даже если их освободят от школьной «физической культуры», уроки стоят в расписании, и они все равно это время теряют.

Или возьмем тот же предмет “ОБЖ”. Он полностью дублируется на классных часах, где под роспись классный руководитель читает правила поведения при пожарах, на воде, в лесу и т. д. Дополнительно можно бы было проводить один раз в месяц беседу с представителями МЧС, МВД и другими службами, в том числе и медицинскими работниками. Поэтому еще на один час программа стала бы «легче».

Неплохо бы было определиться и с языками. Если школа русскоязычная, 5 часов русского языка и литературы и 3 часа белорусского языка и литературы, если школа белорусскоязычная - 5 часов белорусского языка и 3 часа русского языка, при этом оставить постоянно 3 часа в неделю иностранного языка.

Математика безусловно должна быть каждый день, 5 часов в неделю, начиная с начальной школы, физика и химия – 3 часа в неделю.

Точные науки из-за своей сложности восприятия должны быть растворены во времени и даваться малыми порциями, чтобы учащиеся даже после болезни или другой причины пропуска занятий могли спокойно догнать одноклассников. При этом не надо делать так, как сделали в этом году в 9-м классе: добавили часы и добавили новые темы. Плотность информации на одно занятие должна быть гораздо меньше, и хороший учитель всегда найдет что повторить и что решать. Просто нужно добавить часов!

В начальной школе должно быть больше уроков музыки и рисования, и они обязательно должны стоять последними в расписании. Если ребенок ходит в музыкальную школу или в школу искусств, ему не нужно посещать эти уроки, и его свободное время (которого всегда не хватает), увеличится на час в неделю. Для остальных детей – это развитие образного мышления, постановки голоса и развитие чувства прекрасного в окружающем нас мире.

Евгения Пастернак, детская писательница:

 - Я сама ненавидела черчение, но школьная программа не должна зависеть от чьего-то частного мнения. Школьная программа - это база, которую обязано предоставить государство. Причем обязано предоставить в равной степени абсолютно всем детям страны. По выбору могут быть только уровни предметов.

Проблема же не в предметах. ОБЖ в теории очень нужная вещь, на практике, в школах - это дополнительный классный час. МХК - прекрасный предмет. На деле - полная ерунда, потому что банально нет учителей.

Физкультура вообще должна быть каждый день. Но если в школьный спортзалах толкается одновременно четыре класса, то какой смысл в этой физкультуре?

Какой смысл в информатике, если в школе не хватает компьютеров и нет интернета? На пальцах про Word рассказывать?

Как это ни страшно звучит, в нашей системе образования все равно, что преподавать - умудряются испортить все.

Источник: Ребёнок BY

2700 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Кодекс учащегося появится в Беларуси

Ранее министерство образования страны разработало для педагогов "10 золотых правил", которыми они должны руководствоваться как на работе, так и в социальных сетях.
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 191
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок