Директор частной минской школы «Стембридж» Наталья Искорцева недавно побывала в образовательном туре по школам Эстонии и увидела своими глазами, за что местные учителя и директора благодарны местному Министерству образования.
— Ни для кого не секрет, что образование выполняет госзаказ: какие люди нужны, тех и «клепаем». Во всей Эстонии — 1 300 000 человек. Всего. И там понимают, что человеческий капитал — залог успеха и устойчивости государства. Поэтому госзаказ звучит простыми словами: каждому ребенку должно в каждой школе быть хорошо и каждый ученик должен развиваться в соответствии со своими способностями и целями. А вы, школы, должны это сделать, и у вас есть полная свобода действий в процессе, а ответите — по результату. Иными словами, в Эстонии принят результат-ориентированный подход на основе доверия и профессиональной этики.
Разумеется, чтобы доверять, надо предоставить возможности школам. Это, во-первых, про материально-техническое обеспечение. Во-вторых, про подготовку и повышение квалификации учителей. В-третьих, про систему координат в виде стандартов обучения. В-четвертых, про поддержку. Что все это значит?
Больше детей — больше денег у школы
Школа получает подушевое финансирование, то есть на каждого ученика из бюджета выделяется определенная сумма. Гимназии (10-12 классы) финансируются из республиканского бюджета, основные школы (1-9 классы) — из местных бюджетов. В среднем, это порядка 85 евро на человека в месяц. Так формируется бюджет школы, который расходуется на зарплаты и другие образовательные нужды.
Базовый оклад учителей — 1300 евро за ставку в 35 часов в неделю, и он не зависит от предмета или стажа, категорийность учителей вообще устранена. Могут быть надбавки за классное руководство, а также преподавание на эстонском «стоит» дороже, нежели на русском. К сожалению, мужчин эти зарплаты все еще не привлекают, но здесь стремятся к гендерному балансу.
Группа педагогов из России и Беларуси, которые приехали изучать эстонский опыт
Хорошая материальная база
Государственный концепт цифровой школы означает, что в каждом классе есть проектор, экран, колонки — это как минимум. И есть общая электронная среда, в которой происходит общение между школой и семьей, оценивание, там же доступ к материалам.
Бесплатное горячее питание
Питание горячее (и вкусное!) предоставляется всем ученикам бесплатно и по выбору. За родительскую плату может быть буфет или полдник, если дети долго остаются в школе.
Современные учебники
Учебники тоже все бесплатные для учеников (хотя в открытом доступе стоят по 15-20 евро каждый). И когда заглядываешь в них, становится понятно, почему такие высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA. Мало того, что они приятные и их хочется брать в руки, так они еще и наполнены так, что задания PISA не удивляют потом ребят: графики, связь теории с жизненными ситуациями, окружающими детей в современном мире, вопросы на развитие читательской компетентности и критического мышления и т.п.
И учителя подтверждают: сейчас дети не будут учить что-то только потому, что так написано в программе. Поэтому каждый урок начинается с ответа на вопрос: «Зачем это тебе надо или где тебе это пригодится в жизни?». Потому как путь к мозгу ребенка лежит через личный интерес, осознаваемую пользу или отношения между учителем и учеником.
Учитель — партнер и наставник
Переворачивается роль учителя: теперь ученик — активный участник всего процесса обучения, много работающий в команде, а учитель — посредник и направляющий на пути добычи знаний и навыков. Учитель-партнер, помогающий сориентироваться в жизни, а не указующий, нормирующий и контролирующий «взрослый». Оценка — конфиденциальная информация, поэтому никогда не произносится на класс.
Родители сами выбирают школу для ребенка
Уважение и безопасность — в основе взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на всех уровнях. Поэтому доверие — не декламация, а норма жизни. И школа сама заинтересована в том, чтобы так и было, потому как нет закрепления учеников за школами по территориальному принципу — родители и ученики сами выбирают, где будут учиться. А следом за учеником в школу приходит финансирование. Поэтому школы заинтересованы в том, чтобы быть привлекательными для своих учеников и их удерживать.
Дизайнерская роспись шкафчиков - подарок от архитектора новой школы. А стол - творческий проект самих гимназистов
Прозрачность системы и никаких рейтингов школ
Еще один интересный момент про школы — это прозрачность. На сайте каждой школы можно найти отчет о проведении самооценки. Он включает в себя основные части:
Управление и лидерство (как школа сработала по своему плану развития и общему плану работы и учебной программе);
Работа с персоналом (кого и как нанимали, как обучали, как работала конкурсная комиссия и т.п.);
Работа с заинтересованными сторонами (партнеры, родители, органы самоуправления, власти и т.п.);
Ресурсы (как и что привлекали, на что потратили);
Учебно-воспитательный процесс (сколько учеников, работа с учениками с особыми образовательными потребностями, реализация школьной учебной программы и т.п.).
Вся эта информация регулярно обновляется и находится в общем доступе для общества. Этот самоанализ государство, конечно, проверяет. Но не в сравнении с другими школами или образом идеала, а каждый раз — в сравнении с результатами самой же школы в прошлом периоде и с поставленными школой целями. И не устраивает рейтингов — ведь школы, как и дети, изначально разные.
Министерство становится сервисом
В дополнение к этому министерство берет на себя сервисную функцию по отношению к школам: проводит анкетирование учеников, родителей, учителей, вспомогательного персонала и администрации школы и предоставляет школам обработанную информацию о том, что в школе хорошо работает, а где есть проблемы и нужно вникнуть глубже, изучить ситуацию и что-то изменить.
То есть школа не «делает лицо» перед проверяющими органами, отчитываясь о том, как все замечательно, а министерство само изучает ситуацию объективно, помогает информацией в режиме: «Ситуация выглядит так-то, разбирайтесь сами дальше и развивайтесь на благо стране». Поэтому все учителя и директора школ говорят: «Мы благодарны министерству за то, что мы можем спокойно и качественно работать».
Можно много всего перечислять из того, что происходит в эстонской школе и обществе в целом, но на самом деле, основной секрет прописан в Законе Эстонской Республики об образовании:
Статья 2. Понятие, цели и уровни образования
Целью образования является:
1) создание благоприятных условий для развития личности, семьи, эстонской нации, национальных меньшинств, а также экономической, политической, культурной жизни эстонского общества и охраны природы в контексте мировой экономики и культуры; 2) воспитание людей, уважающих и соблюдающих законы; 3) создание каждому человеку условий для непрерывной учебы.
Статья 11. Общее образование
Общее образование является системой знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, способствующей формированию постоянно развивающейся личности, способной жить достойно, уважать себя, свою семью, других людей, а также природу, выбрать и освоить подходящую профессию, действовать творчески и нести гражданскую ответственность.
Источник: Ребёнок.BY
Источник фото: Фото автора