Как учатся эстонские школьники, которые стали лучшими в Европе по тестам PISA

Как учатся эстонские школьники, которые стали лучшими в Европе по тестам PISA

По результатам тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), эстонские школьники заняли первое место среди европейских стран. Эта страна вошла  в пятерку лидеров в мире, уступив Китаю, Сингапуру, Макао и Гонконгу. Среди европейских стран следующая после Эстонии — Финляндия, Беларусь — в четвертом десятке.

809 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Директор частной минской школы «Стембридж» Наталья Искорцева недавно побывала в образовательном туре по школам Эстонии и увидела своими глазами, за что местные учителя и директора благодарны местному Министерству образования.

—  Ни для кого не секрет, что образование выполняет госзаказ: какие люди нужны, тех и «клепаем». Во всей Эстонии — 1 300 000 человек. Всего. И там понимают, что человеческий капитал — залог успеха и устойчивости государства. Поэтому госзаказ звучит простыми словами: каждому ребенку должно в каждой школе быть хорошо и каждый ученик должен развиваться в соответствии со своими способностями и целями. А вы, школы, должны это сделать, и у вас есть полная свобода действий в процессе, а ответите — по результату. Иными словами, в Эстонии принят результат-ориентированный подход на основе доверия и профессиональной этики.

Разумеется, чтобы доверять, надо предоставить возможности школам. Это, во-первых, про материально-техническое обеспечение. Во-вторых, про подготовку и повышение квалификации учителей. В-третьих, про систему координат в виде стандартов обучения. В-четвертых, про поддержку. Что все это значит?

Больше детей — больше денег у школы

Школа получает подушевое финансирование, то есть на каждого ученика из бюджета выделяется определенная сумма. Гимназии (10-12 классы) финансируются из республиканского бюджета, основные школы (1-9 классы) — из местных бюджетов. В среднем, это порядка 85 евро на человека в месяц. Так формируется бюджет школы, который расходуется на зарплаты и другие образовательные нужды.

Базовый оклад учителей — 1300 евро за ставку в 35 часов в неделю, и он не зависит от предмета или стажа, категорийность учителей вообще устранена. Могут быть надбавки за классное руководство, а также преподавание на эстонском «стоит» дороже, нежели на русском. К сожалению, мужчин эти зарплаты все еще не привлекают, но здесь стремятся к гендерному балансу.

Группа педагогов из России и Беларуси, которые приехали изучать эстонский опыт

Хорошая материальная база

Государственный концепт цифровой школы означает, что в каждом классе есть проектор, экран, колонки — это как минимум. И есть общая электронная среда, в которой происходит общение между школой и семьей, оценивание, там же доступ к материалам.

Бесплатное горячее питание

Питание горячее (и вкусное!) предоставляется всем ученикам бесплатно и по выбору. За родительскую плату может быть буфет или полдник, если дети долго остаются в школе.

Современные учебники

Учебники тоже все бесплатные для учеников (хотя в открытом доступе стоят по 15-20 евро каждый). И когда заглядываешь в них, становится понятно, почему такие высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA. Мало того, что они приятные и их хочется брать в руки, так они еще и наполнены так, что задания PISA не удивляют потом ребят: графики, связь теории с жизненными ситуациями, окружающими детей в современном мире, вопросы на развитие читательской компетентности и критического мышления и т.п.

И учителя подтверждают: сейчас дети не будут учить что-то только потому, что так написано в программе. Поэтому каждый урок начинается с ответа на вопрос: «Зачем это тебе надо или где тебе это пригодится в жизни?». Потому как путь к мозгу ребенка лежит через личный интерес, осознаваемую пользу или отношения между учителем и учеником.

Учитель — партнер и наставник

Переворачивается роль учителя: теперь ученик — активный участник всего процесса обучения, много работающий в команде, а учитель — посредник и направляющий на пути добычи знаний и навыков. Учитель-партнер, помогающий сориентироваться в жизни, а не указующий, нормирующий и контролирующий «взрослый». Оценка — конфиденциальная информация, поэтому никогда не произносится на класс.

Родители сами выбирают школу для ребенка

Уважение и безопасность — в основе взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на всех уровнях. Поэтому доверие — не декламация, а норма жизни. И школа сама заинтересована в том, чтобы так и было, потому как нет закрепления учеников за школами по территориальному принципу — родители и ученики сами выбирают, где будут учиться. А следом за учеником в школу приходит финансирование. Поэтому школы заинтересованы в том, чтобы быть привлекательными для своих учеников и их удерживать.

Дизайнерская роспись шкафчиков - подарок от архитектора новой школы. А стол - творческий проект самих гимназистов

Прозрачность системы и никаких рейтингов школ

Еще один интересный момент про школы — это прозрачность. На сайте каждой школы можно найти отчет о проведении самооценки. Он включает в себя основные части:

Управление и лидерство (как школа сработала по своему плану развития и общему плану работы и учебной программе);

Работа с персоналом (кого и как нанимали, как обучали, как работала конкурсная комиссия и т.п.);

Работа с заинтересованными сторонами (партнеры, родители, органы самоуправления, власти и т.п.);

Ресурсы (как и что привлекали, на что потратили);

Учебно-воспитательный процесс (сколько учеников, работа с учениками с особыми образовательными потребностями, реализация школьной учебной программы и т.п.).

Вся эта информация регулярно обновляется и находится в общем доступе для общества. Этот самоанализ государство, конечно, проверяет. Но не в сравнении с другими школами или образом идеала, а каждый раз —  в сравнении с результатами самой же школы в прошлом периоде и с поставленными школой целями. И не устраивает рейтингов — ведь школы, как и дети, изначально разные. 

Министерство становится сервисом

В дополнение к этому министерство берет на себя сервисную функцию по отношению к школам: проводит анкетирование учеников, родителей, учителей, вспомогательного персонала  и администрации школы и предоставляет школам обработанную информацию о том, что в школе хорошо работает, а где есть проблемы и нужно вникнуть глубже, изучить ситуацию и что-то изменить.

То есть школа не «делает лицо» перед проверяющими органами, отчитываясь о том, как все замечательно, а министерство само изучает ситуацию объективно, помогает информацией в режиме: «Ситуация выглядит так-то, разбирайтесь сами дальше и развивайтесь на благо стране». Поэтому все учителя и директора школ говорят: «Мы благодарны министерству за то, что мы можем спокойно и качественно работать».

Можно много всего перечислять из того, что происходит в эстонской школе и обществе в целом, но на самом деле, основной секрет прописан в Законе Эстонской Республики об образовании:

Статья 2. Понятие, цели и уровни образования

Целью образования является:

1) создание благоприятных условий для развития личности, семьи, эстонской нации, национальных меньшинств, а также экономической, политической, культурной жизни эстонского общества и охраны природы в контексте мировой экономики и культуры; 2) воспитание людей, уважающих и соблюдающих законы; 3) создание каждому человеку условий для непрерывной учебы.

Статья 11. Общее образование

Общее образование является системой знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, способствующей формированию постоянно развивающейся личности, способной жить достойно, уважать себя, свою семью, других людей, а также природу, выбрать и освоить подходящую профессию, действовать творчески и нести гражданскую ответственность.

Источник: Ребёнок.BY

Источник фото: Фото автора

809 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Электронный сборник «Руководство по обработке персональных данных в учреждении образования»

Соблюдение требований законодательства о защите персональных данных является важным для всех школ! Нарушение этих требований может привести к серьезным штрафам и потере...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 424
5
• • •

Новый порядок назначения пособий

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569 и от 30 ...
№ 3 (147) 2024 Анисимова Екатерина,
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 822
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок