Как превратить первые недели школы в мучения: типичные родительские ошибки
История поискаИстория поискаИстория поискаИстория поискаИстория поиска

Как превратить первые недели школы в мучения: типичные родительские ошибки

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает психолог Галина Швец.
Сообщает Ребёнок.BY.

785 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребенок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребенка.

Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребенка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:

Не приучаем к режиму заранее 

Еще до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определенное время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребенком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.

Не рассказываем ничего про школу 

Для ребенка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдет проще.

Рассказать ребенку про школьную жизнь можно и с помощью игры.

— Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придет учительница, дети ее внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребенка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.

Проецируем свои опасения на ребенка или, наоборот, игнорируем его страхи 

Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.

Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребенка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребенок может просто закрыться от родителей.

— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.
Ребенок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребенка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.

Запрещаем брать в школу любимые игрушки 

Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. "Ты уже большой", — говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.

Покупаем вещи для школы без участия ребенка 

Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребенка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребенка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители.

Лучше, чтобы ребенок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребенка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.

Создаем страх перед учителем 

Пытаясь рассказать ребенку о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребенок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.

— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребенку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребенку быстрее наладить связь с учителем.

Ругаем за неуспеваемость 

Главная задача родителей — сформировать у ребенка положительное отношение к учебе, подчеркивает психолог. В первом классе еще не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьезно.

— Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребенком. Ссоры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а еще школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.

Не замечаем успехов ребенка, считая их несерьезными 

Порой родители сравнивают успехи своего ребенка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребенка, игнорируют то, что уже хорошо получается.

— Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.

Не учим общаться со сверстниками 

Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребенок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребенок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.

Превращаем сборы в школу в спринт 

Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребенка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать все так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребенок в спокойной атмосфере собирался в школу.

— Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.

Источник: Ребёнок.BY.



785 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

«Единство всех в уникальности каждого»: интервью с директором ГУО «Средняя школа № 7 г. Новогрудка» Еленой Владимировной КАЗАК

20 лет работы в сфере образования, квалификационная категория «учитель- методист» (с 2020 г.), финалист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогиче...
№ 11 (155) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 424
8
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок