Что давно пора менять в белорусской школе? Учителя поделились наболевшим

Что давно пора менять в белорусской школе? Учителя поделились наболевшим

От родителей и детей жалобы на школьную программу можно услышать часто. А вот учителя, казалось бы, по другую сторону баррикад: они должны быть согласны с форматом, в котором преподают. Но у педагогов тоже накопилось немало вопросов к системе образования. Высказаться о наболевшем они смогли во время форума Eduforum-2020, который прошел на днях в Минске. Рассказывает Ребёнок BY.

973 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Мероприятие стало завершающим этапом социального исследования «Мониторинг и оценка школьного образования в Беларуси». Автор этой идеи — магистрантка БГУ и основатель молодежных проектов Валерия Омелюсик. Ее команде удалось опросить свыше 800 учеников и 100 учителей, которые рассказали, что именно хотят поменять в школе. Эти мнения легли в основу обсуждения на Eduforum-2020, где, к слову, работали не только учителя, но и родители с учениками.

В ближайшее время петицию по итогам дискуссии направят в Министерство образования. А пока мы расскажем о наиболее интересных моментах, которые озвучили участники форума.

Содержание школьной программы надо серьезно менять

Учительница Татьяна Зенько преподает математику в СШ № 38 Минска. Она уверена, что продвигаться в перед средней школе зачастую мешает «наше излюбленное следование традициям»:

— Некоторые из них уже давно следует «положить» на полку в музей и освободить место для чего-то нового. Взять, к примеру, мой предмет. Дети изучают столько… необязательного. Допустим, раздел тригонометрия. Когда-то его вводили в большом объеме, потому что стране нужны были инженеры, которые, условно говоря, придумают, как строить самолеты. Сейчас уже все придумано и построено. Но тригонометрия остается в прежнем объеме. Ну не нужно ее столько!

Татьяна уверена: корректировка не помешает и другим предметам: — Позволю себе упомянуть о литературе. Пушкин и Лермонтов — это прекрасно. Но, может, с тех пор появились и другие авторы, которые творили не менее прекрасные вещи?

Источник фото: EduForum 2020

С Татьяной были солидарны многие. В том числе и преподаватель одной из минских частных школ Алина Толкач:

— Как говорит мой любимый психолог Дима Зицер, ребенок должен знать, на что он потратил 45 минут времени на уроке. Но те знания, которые получают сейчас дети, не всегда дают право сказать, что время было потрачено не зря. Вот открываю на днях учебник по географии за 10-й класс и читаю информацию о том, где находятся залежи угля в России. У меня три высших образования, но мне непонятно: зачем детям знания об этих залежах? Если ребенок решит стать шахтером, он найдет возможность получить эту информацию извне. В общем, школьную программу надо менять и это должны делать те, кто работает с детьми каждый день.

Уроки в формате «лекций» устарели

«Лекционный формат преподавания, увы, — наше все», — вздыхали учителя и раздумывали над тем, как от него уйти. Одни предлагали показывать ученикам прикладную сторону знаний, то есть приглашать на урок специалистов, которым те или иные предметы пригодились по жизни. Так, на математику может прийти бухгалтер или экономист, а на химию — фармацевт или технолог. Другие взывали к опыту зарубежных стран, например, Финляндии, где от монологов учителей давно отказались в пользу диалога с учеником. Третьи уверяли: ничего не изменится, пока чиновники от образования не придумают, как учителей на эти перемены мотивировать.

— А пока сложность формулировок, зубрежка … все это остается, — с сожалением отмечает учитель русского языка Елена Алехно из Негорельской школы № 1 Дзержинского района. — Дети плачутся мне: «Ну зачем нас заставляют заучивать все эти термины? Мы все равно ничего не понимаем». — Елена говорит, что работает в одной из лучших школ района, но проблемы, которые звучат на форуме, — одинаковы почти для всех.

Рейтинг школ лучше отменить

Предложение «отменить» пользовалось особой популярностью у участников форума. Учителя и родители предлагали забыть о многочисленных проверках, ведении ненужной документации, прозвучала даже крамольная идея — упразднить отделы образования как лишних посредников между школой и профильным министерством. Попала под раздачу и рейтинговая система среди школ. Педагоги считают, что в погоне за престижем прежде всего страдает качество образования. Достается и ученикам, которых «натаскивают» на победы во всевозможных конкурсах и соревнованиях.

— Рейтинги могут быть высоченные, но вопрос — какой ценой. У меня был опыт, когда ребенок успешно закончил 9-й класс престижнейшей школы, но после этого попал с нервным срывом в БСПМ (больница скорой медицинской помощи — прим.ред), — говорит педагог Алина Толкач. — Рейтинг — это вообще очень субъективно.

Нам всем нужны просто школы, без особых регалий и заслуг, а преподавать в них должны профессиональные учителя, считает Анна.

Нагрузку на учеников надо снижать

По этому вопросу активно высказывались как учителя, так и родители. Особый резонанс вызвала внеучебная нагрузка на ребенка, то есть требования к дресс-коду, поведению и так далее.

Татьяна Костюкова по профессии эколог, ей довелось пожить в разных европейских странах. Она утверждает, что наши дети серьезно перегружены в сравнении со сверстниками из той же Германии или Швеции.

— Еще 20 лет назад, когда я была в Скандинавии, меня удивило, что дети носят свободную и удобную одежду. У нас же это, понятное дело, было и остается запрещенным. Но человек имеет право одеваться так, как ему нравится, если это не оскорбляет чувства других.

Татьяна обращает внимание и на такие важные мелочи, как эмоциональная обстановка в классах:

— В Швеции дети во время урока могут сидеть на подоконниках, чуть ли не спиной к учителю. Но они слушают, при этом просто находятся в той позе, в которой им удобно. Кстати, мне очень понравился опыт преподавания в экологической школе, в которой я побывала. Там четыре занятия посвящены теории, а пятое – практике. Эти уроки проходят в формате выезда на природу, экскурсий по предприятиям, конференций.

По словам Татьяны, несмотря на вольный стиль обучения, дети в Германии или Австрии четко усваивают важную мысль: от качества образования зависит качество их жизни:

— Поэтому они очень рано определяются с предметами, которые будут изучать углубленно, что очень правильно. Я, например, не понимаю: зачем моей внучке — певице и скрипачке — несколько уроков физики.

Обсуждая эмоциональную нагрузку на детей, спикеры затронули один любопытный момент: чувство вредного перфекционизма в наших детях воспитывают… сами учителя, предъявляя к ним повышенные требования. Чтобы изменить ситуацию, участники форума предложили педагогам ориентировать детей не столько на результат, сколько на получение удовольствия от процесса обучения.

Олимпиады давно пора заменить на форумы и конференции

Оказывается, многие педагоги считают олимпиады вредными для психики детей, а потому — неэффективными. Одна из участниц заметила: «Вместо того чтобы кайфовать от потрясающего задания по литературе, дети выполняют его с трясущимися руками, боясь упустить шаблонные фразы, которые от них ждут. Ни о какой расслабленной, творческой атмосфере даже речи не идет».

Кроме того, порой ученики становятся заложниками надежд, которые на них возлагают учителя-предметники и администрация школы.

Старшеклассница из Минска, назовем ее Алена, рассказала о своем грустном опыте. Девушка победила в нескольких городских олимпиадах по белорусскому языку, но когда ее начали готовить «на республику», от участия отказалась.

— Отношение ко мне со стороны учителя сразу поменялось, — признается Алена. — Я почувствовала себя самой худшей ученицей в классе, едва ли не предательницей.

Педагоги и сами ученики предлагают заменить традиционные олимпиады на конференции или форумы, где дети могли бы делиться своими наработками и получать за это овации от аудитории, а не оценку «в табеле о рангах».

Есть ли шанс, что эти предложения будут услышаны?

Всего на обсуждение было выставлено 13 наиболее значимых вопросов. И на каждый участники форума предложили по 3-4 конкретных решения. Говорили и о маленьком конкурсе на педагогические специальности в вузах, и о том, что очень важно ввести электронный документооборот, а еще — избавиться от лишних проверок. Высвободившееся время учителя готовы потратить только на детей. Как уже отмечалось выше, все эти предложения будут направлены в Министерство образования.

Мы спросили у организатора форума Валерии Омелюсик, верит ли она, что к рекомендациям прислушаются:

— Я считаю, что результаты форума — хорошие. Мы выработали много конкретных, жизнеспособных решений. Будем просить обратную реакцию. Хотелось бы получить максимально честный ответ, узнать, смогут ли в министерстве найти нашим предложениям применение.

Допускаю, что по каким-то вопросам что-то уже делается. Знаю, что запланировано создание электронного документооборота. Наша петиция — это послание от простых учителей, родителей, учеников, которое поможет сделать систему образования более удобной и эффективной. Я благодарна партнерам — EaP Civil Society Facility, Eap Fellowships, без которых наше исследование не было бы возможным.

Елена Орлова

Источник: Ребёнок BY


973 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

В Минске прошла традиционная августовская конференция. Что обсуждали педагоги

Минский городской образовательный форум педагогических работников «Качество образования сегодня — успешное будущее завтра» прошел 23 августа в Минском городском дворце ку...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 146
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок